Содержание
Введение
1. Понятие
финансового права, финансов и
финансовой деятельности……3
2. Предмет
и метод финансового права……………………………………...6
3. Метод
финансового права…………………………………………………..7
4. Система
финансового права……………………………………………….11
5. Принципы
финансового права…………………………………….………13
Заключение.
Библиографический
список
Введение
В условиях перехода к рыночным
отношениям в экономике важным
фактором ее развития является
активное использование механизма финансов.
Приведение в действие этого целостного
механизма и обеспечение его целенаправленного
функционирования в соответствии с задачами
общества и государства призвано осуществлять
финансовое право как отрасль публичного
права. Однако, будучи нацеленным на эти
общезначимые задачи, финансовое право,
исходя из конституционных норм, должно
отражать и частные интересы граждан.
Под воздействием норм финансового
права находится бюджетная система
с входящими в нее федеральным
бюджетом, бюджетами субъектов Федерации
и муниципальных образований, обеспечивающими
финансирование экономических, социальных,
оборонных потребностей страны в целом
и ее территориальных подразделений. С
помощью норм финансового права образуются
и используются государственные внебюджетные
социальные фонды - пенсионный, социального
страхования и обязательного медицинского
страхования, осуществляется кредитно
- денежная и валютная политика, регулируется
деятельность банков, функции и система
которых также отражают происшедшие
экономические преобразования.
Новые особенности в государственном
устройстве и развитии местного самоуправления
отразились на структуре источников российского
финансового права - а их состав помимо
нормативных актов федерального уровня
входит широкий круг актов субъектов РФ
и органов местного самоуправления, принимаемых
в соответствии с их компетенцией.
Усиление роли законодательных актов
в регулировании финансовых отношений
повлекло за собой кодификацию финансово
- правовых норм, о чем свидетельствует
принятие Налогового и Бюджетного
кодексов РФ.
1. Понятие
финансового права, финансов и финансовой
деятельности
Общеизвестно, что любые социально
значимые изменения, развитие
и поддержание в надлежащем
состоянии социально-политических
систем невозможны без финансирования.
Для осуществления государственного управления
нужны денежные средства.
В свою очередь финансовое
обеспечение деятельности государства
является важной составляющей
государственного суверенитета
и необходимо для выполнения государством
и его органами требуемых для поддержания
такого суверенитета публичных социальных,
политических, организационных и иных
функций. Власть дают деньги, а для денег
нужна власть…
Отношения, складывающиеся в процессе
финансовой деятельности государства
и муниципальных отношений, традиционно
регулируются соответствующей отраслью
права - финансовым правом. При этом чаще
всего в литературе финансовое право определяется
следующим образом.
Финансовое право как отрасль
права - это совокупность юридических
наук, регулирующих общественные отношения,
возникающие в процессе образования, распределения
и использования публичных денежных фондов
(денежных фондов государства и муниципальных
образований), необходимых для осуществления
их задач и функций.
Таким образом, финансовое право
регулирует общественные отношения
в сфере публичной финансовой
деятельности, ил публичных финансов.
Что же скрывается за этим
понятием?
Согласно определению финансовая
деятельность государства понимается
как урегулированная нормами права организационная
деятельность, направленная на образование,
распределение и использование централизованных
и децентрализованных фондов денежных
средств, обеспечивающих функционирование
государства и муниципальных образований.
В последние годы указанное определение,
выработанное еще советской наукой финансового
права, подвергается критике, как изжившее
себя в изменившихся экономико-политических
условиях предмет финансового права, но
продолжает рассматриваться в финансово-правовой
литературе в качестве аксиоматического.
Другая категория финансового
права - "финансы" (от лат.
- окончательное разрешение денежного
спора). При этом необходимо отметить,
что, являясь важной частью
категориального аппарата как юридической,
так и экономической науки, финансы в экономических
и правовых работах рассматриваются по-разному.
В трудах по экономике финансы
в широком смысле определяются
как система отношений в обществе
по поводу образования и использования
денежных фондов в сферах: публичных (государственных)
финансов, кредитной системы, отраслей
воспроизводственного процесса, вторичного
финансового рынка, международных финансовых
отношений. Финансами в узком смысле считаются
только государственные (публичные) финансы
- система отношений по поводу формирования
и использования денежных фондов, необходимых
государству для выполнения своих функций.
Такая терминологическая путаница в экономической
литературе объясняется совокупностью
двумя факторами.
Во-первых, в "экономической науке, как
ни в какой другой, существует терминологическая
путаница, приводящая… к междисциплинарной
путанице"
Во-вторых, в советское время -
время превалирования государственной
собственности, понятия "финансы"
и "государственные финансы" означали
одно и то же, Необходимо отметить, что
отдельные экономисты все же идентифицировали
финансы с ресурсами. С крушением социалистического
государства все спуталось, и благодаря
заимствованиям из американской экономической
литературы термин "финансы" распространился
на все денежные отношения, в том числе,
"и на денежные отношения негосударственных
организаций, и на банковское дело, и домашнее
хозяйство, и вообще на все, что связано
с движением денег".
В юридической литературе под
финансами понимаются только собственно
публичные финансы. Распространенным
определением является следующее: финансы
- это экономические денежные отношения
по формированию, распределению и использованию
фондов денежных средств государства,
его территориальных подразделений, а
также предприятий, организаций и учреждений,
необходимых для обеспечения расширенного
воспроизводства и социальных нужд, в
процессе осуществления которых происходит
распределение и перераспределение общественного
продукта. Государственные финансы, как
правило, определяются через перечисление
их экономического и материального содержания:
1) в экономическом смысле - это
система денежных отношений, в
процессе которых формируются
государственные и муниципальные
денежные фонды в результате распределения
и перераспределения национального дохода;
2) в материальном смысле (по своему
материальному содержанию) - это
денежные фонды государства и
муниципальных образований, мобилизуемые
и используемые для публичных
целей.
Надо сказать, что такое традиционное
для финансово-правовой науки понимание
финансов как отношений (а не денежных
средств, по поводу которых и возникают
финансовые правоотношения) в литературе
справедливо критикуются за смешение
понятий "финансы" и "финансовые
правоотношения".
2. Предмет
и метод финансового права
Финансовое право - одна из
отраслей российского права, которая
, как и всякая другая, имеет
свой предмет, т.е. круг общественных
отношений, регулируемых нормами
этой отрасли права.
Из самого названия "финансовое
право" следует, что основу предмета
этой отрасли права составляют финансовые
отношения. Как уже было показано, финансовые
отношения, существующие в обществе, весьма
многообразны, что обусловлено разветвленностью
финансовой системы Российской Федерации.
К ним относятся отношения по мобилизации
и использованию бюджетных средств, страховых
фондов, отношения государственного (и
муниципального) кредита и т.д. Не все финансовые
отношения, существующие в обществе, являются
предметом российского финансового права,
а только их часть.
Предметом финансового права
являются отношения, возникающие
в процессе финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований. Следует сказать,
что есть и другого рода
отношения. Некоторые из них
являются предметов гражданского права.
Например, отношения, возникающие в связи
с продажей и использованием государственного
и муниципального имущества: продажей
акций приватизированных предприятий,
находящихся в государственной собственности,
сдачей государственного и муниципального
имущества в аренду и другое.
Предметную область финансового
права составляют общественные
отношения, возникающие в сфере
формирования, функционирования и
развития финансовой системы
Российской Федерации. Сама же
отрасль все больше обретает комплексный
характер.
В целях отграничения многообразных
с точки зрения отраслевой
принадлежности отношений, возникающих
в ходе финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований друг от друга,
надо иметь ввиду, что предмет
финансового права составляют только
те отношения, которые урегулированы правом
в этой сфере с помощью метода
властных
предписаний.
3. Метод
финансового права.
Отрасли права отграничиваются
друг от друга в системе
права по предмету регулирования.
Этот критерий не всегда является достаточным.
Нередко отношения, составляющие предмет
одной отрасли права, переплетаются с
отношениями, составляющими предмет другой
отрасли права. Это как раз наиболее наглядно
проявляется на примере финансового права.
Здесь в сфере отношений, охватываемых
финансовой деятельностью государства
и муниципальных образований, могут возникать
(и в последние годы чаще появляются) отношения,
составляющие традиционно предмет гражданского
права. На первый взгляд очевидно, что
как финансово-правовые не могут рассматриваться
отношения, связанные с продажей принадлежащих
государству или муниципальному образованию
квартир, транспортных средств, акций
приватизированных предприятий; отношения,
возникающие в связи с добровольными пожертвованиями
в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе
финансовой деятельности государства
и муниципальных образований. Поэтому
дополнительным критерием отграничения
одной отрасли права от другой и, в частности
финансового права от всех других отраслей
права, выступает метод правового регулирования.
Основным методом финансово-правового
регулирования является метод
властных предписаний. Его суть
состоит в том, что решение
любого вопроса осуществляется волей
одной стороны. Этой стороной является
государство, уполномоченный им орган
или муниципальное образование. Они дают
властные предписания (законы, подзаконные
акты, управленческие решения и т.д.), обязательные
для другой стороны правоотношения. При
этом, другая сторона правоотношения не
обладает властными полномочиями вообще
или обладает ими, но их объем менее значителен.
Властность как суть метода
финансово-правового регулирования
имеет свои проявления, которые
служат характеристиками этого
метода.
Во-первых, властность финансово-правового
регулирования естественно приводит к
преобладанию в таком регулировании позитивных
обязываний, а не дозволений, как то имеет
место в гражданском праве, или запретов,
что характерно для уголовного права.
Государство, "выдавая" властные
предписания, обязывает субъектов к их
исполнению. Отсюда, обязывание - характерная
черта финансово-правового метода, в отличие,
например, от правонаделения, что существенно
для гражданско-правового метода. Причем
наиболее наглядно это прослеживается
в структуре финансового правоотношения.
Здесь сторона правоотношения, противоположная
государству или муниципальному образованию,
всегда наделяется прежде всего обязанностью,
для законной, эффективной реализации
которой ей определены некоторые права.