Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 10:38, реферат
Под воздействием норм финансового права находится бюджетная система с входящими в нее федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Федерации и муниципальных образований, обеспечивающими финансирование экономических, социальных, оборонных потребностей страны в целом и ее территориальных подразделений. С помощью норм финансового права образуются и используются государственные внебюджетные социальные фонды - пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования, осуществляется кредитно - денежная и валютная политика, регулируется деятельность банков, функции и система которых также отражают происшедшие экономические преобразования.
Введение
1. Понятие финансового права, финансов и финансовой деятельности……3
2. Предмет и метод финансового права……………………………………...6
3. Метод финансового права…………………………………………………..7
4. Система финансового права……………………………………………….11
5. Принципы финансового права…………………………………….………13
Заключение.
Библиографический список
Во-вторых , метод властных предписаний может быть охарактеризован как императивный (в противовес диспозитивному). Это означает, что субъекты финансового права, как правило, т.е. в подавляющем большинстве случаев, не могут по своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, определять в известных приделах их содержание, осуществлять их, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных законами, подзаконными актами и т.д. Права их при этом вторичны, производны от обязанностей. Например, таковы права и обязанности субъектов при уплате конкретных налогов, при проведении финансового контроля, при получении бюджетных средств и т.д. Это касается как субъектов, издающих властные предписания, так и следующих им. Государственные органы, уполномоченные давать
властные
предписания, сами "связаны" в
этом отношении императивными
Кроме вышеотмеченного, метод
властных предписаний может
Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей.
Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения.
Метод властных предписаний
Метод согласования
Анализ отношений, возникающих
в сфере финансовой
4. Система
финансового права
Финансовое право представляет собой совокупность последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей и задач правового регулирования порядка функционирования финансовой системы государства. Система финансового права делится на две части - общую и особенную.
Нормами общей части
Как неоднократно указывалось в работах по общей теории права различных отечественных ученых, такое построение системы права позволяет исключить дублирование нормативно-правового материала, устранить громоздкость юридических конструкций и облегчить восприятие и изучение отрасли права.
Таким образом, общая часть
финансового права включает в
себя нормы, определяющие
Особенная часть финансового
права включает в себя нормы,
регулирующие особенности
- бюджетной системы (подотрасль финансового права - бюджетное право);
- налоговой системы (налоговое право);
- кредитно-денежной и валютной
системы (валютное право и
Считается, что нормы
- институты;
- субинституты и
- нормы финансового права
При этом под институтами
Субинститутами финансового
И,
наконец " первичной ячейкой"
системы финансового права
В качестве таковых выступают
установленные (
Таким образом, структурные
- бюджетное право;
- налоговое право;
- право денежного обращения и
- валютное право
5. Принципы финансового права
Одним из неоднозначных вопросов общей части финансового права в настоящее время следует признать проблему принципов этой отрасли права.
В юридической науке под
Принципы права - это общеобязательные
исходные нормативно-
В финансово-правовой
- законность;
- гласность;
- финансовый федерализм;
- плановость;
Принцип законности находит
Принцип гласности проявляется в открытом (гласном) характере финансовой деятельности. В процессе функционирования финансовой системы до сведения населения доводится содержание большинства проектов финансово-правовых актов, отчетов о выполнении бюджетов, результатов проверок финансовой деятельности и т.д.
Принцип федерализма
Принцип плановости выражается
в том, что финансовая
Однако такой подход к решению
вопроса о принципах
Поэтому следует учитывать,
Например, к основным (базовым) принципам бюджетного права относятся, в частности, следующие принципы: