Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:30, курсовая работа

Описание

Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, с учетом последних изменений в российском законодательстве.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
- изучить цели и задачи финансового контроля
- рассмотреть формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами;
- изучить права и обязанности налоговых органов;
- исследовать особенности проведения налоговых проверок;

Содержание

Введение 2
Глава 1 . Сущность финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 4
1.1 Финансовый контроль, его цели и задачи 4
1.2 Формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 6
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля 11
2.1 Права и обязанности налоговых органов 11
2.2 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 15
Заключение 22
Библиографический список 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

 

     Один  из наиболее важных рычагов управления финансовой системы является финансовый контроль. На современном этапе организации финансовый контроль претерпевает серьезные изменения. Это связано с принципиально новым характером товарно-денежных отношений в современной России, появлением разнообразных форм собственности и нового для страны финансового рынка.

     Необходимость финансового контроля, его сущность и значение определяются Конституцией Российской Федерации. В настоящее время, когда Россия переживает период становления рыночных отношений и связанных с этим преобразований всех государственных институтов, происходит процесс разграничения полномочий между федеральной властью и субъектами Федерации. Очень остро стоит вопрос о необходимости определения задач и функций различных контрольных органов исполнительной и представительной власти.

     В данной курсовой работе рассматривается  актуальная на сегодняшний день тема «Финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами».

       Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, с учетом последних изменений в российском законодательстве.

     Для достижения поставленной цели необходимо выполнить  задачи:

      - изучить цели и задачи финансового контроля

      - рассмотреть формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами;

      - изучить права и обязанности налоговых органов;

      - исследовать особенности проведения налоговых проверок;

      Объектом  исследования курсовой работы является правовые отношения в сфере финансового контроля.

      Предметом исследования является финансовый контроль, осуществляемый налоговыми органами.

   Данная работа разработана на анализе действующих законодательных и нормативных положений, изучения исторических, экономических и юридических литератур. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 . Сущность финансового контроля, осуществляемого                      налоговыми органами

    1. Финансовый контроль, его цели и задачи
 

     Важным  элементом бюджетного процесса является контроль, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Под финансовым контролем понимается система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федерального правительства, а также региональных и местных органов власти. Такие мероприятия проводятся на различных этапах бюджетного процесса государственными органами финансового контроля, состав и полномочия которых закрепляются в бюджетном законодательстве страны1.

     Значение  финансового контроля в России существенно  возросло в период перехода к рыночной экономике.

     В рыночной системе велика роль налогов, которые являются не только основным источником поступлений в доходную часть бюджета, но и регулятором хозяйственной деятельности. Развитие налоговой системы невозможно без создания эффективной системы контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет государства. В демократических странах велика значимость общественного контроля за расходованием государственных средств.

     Усложняется система бюджетного федерализма, которая также требует создания новых механизмов контроля за распределением и использованием бюджетных ресурсов.

     Основное  назначение финансового контроля состоит  в том, чтобы обеспечить эффективность  процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в  руках государства.

     Контроль  является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих  перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать2:

     - правильность составления бюджетов различных уровней и их   исполнения;

     - соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

     - эффективное и целевое использования средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

     - выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

     - успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

     - пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

     - улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

     Объектом  финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс. Однако, помимо этого, он распространяется и на негосударственный сектор экономики.

     Частные предприятия являются плательщиками налогов и сборов, исполнителями государственных заказов, получателями бюджетных средств и налоговых льгот.

     И в этом отношении они также подлежат контролю со стороны государства. Контроль является элементом государственного принуждения, поскольку законом предусмотрены различные формы ответственности за неисполнение бюджетно-налогового законодательства.

     Таким образом, мы выявили что финансовый контроль является важным элементом бюджетного процесса, который обеспечивает эффективность функционирования государственной финансовой системы. Основное значение финансового контроля состоит в том, чтобы обеспечить эффективность процесса формирования и расходования денежных средств, находящихся в руках государства. Можно подчеркнуть то, что значение финансового контроля в России возросло в период перехода к рыночной экономике. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Объектом финансового контроля является бюджетная система и бюджетный процесс.

1.2 Формы и методы финансового  контроля, осуществляемого налоговыми органами

 

     Успешная  реализация контрольных мероприятий зависит от того, насколько они соответствуют сложившейся экономической ситуации, задачам бюджетной политики, структуре объекта контроля. Существуют различные формы финансового контроля, которые можно классифицировать по разным признакам: в зависимости от времени проведения, субъекта (кто осуществляет контроль) и т.п.

     Финансовый  контроль осуществляется на всех этапах бюджетного процесса. В зависимости от периода проведения он классифицируется следующим образом:

     - предварительный контроль проводится на этапе составления проекта бюджета, его рассмотрения и утверждения представительным органом власти. Он также осуществляется при составлении смет бюджетополучателей, разработке финансовых законопроектов и др. Специфика предварительного контроля заключается в том, что он носит предупреждающий характер и нацелен на корректировку проекта бюджета до момента его принятия;

     - текущий (оперативный) контроль. Он осуществляется в процессе исполнения бюджета и направлен на обеспечение финансовой дисциплины, соблюдение установленных норм налогообложения и бюджетных ассигнований, выявление и пресечение нарушений в бюджетной сфере. Текущий контроль является наиболее распространенной формой финансового контроля. Его основой является анализ оперативной отчетности об исполнении бюджета и бухгалтерских документов;

     - последующий контроль – это ревизия уже исполненного бюджета, которая проводится по окончании финансового года. Проверке подлежит исполнение плановых показателей по каждой статье доходов и расходов, определенной законом о бюджете, а также исполнение смет бюджетных учреждений. Анализируются эффективность и целесообразность произведенных расходов, полнота и своевременность зачисления доходов по отдельным источникам, причины отклонения фактических показателей от бюджетного плана. Результаты такого анализа служат основой для составления проекта бюджета на очередной год, поэтому последующий и предварительный контроль тесно взаимосвязаны.

     Субъекты  контроля могут быть различными. В  их число входят: органы государственной  власти и управления (президент, правительство, парламентом, налоговые, финансовые и специализированные контрольные органы); контрольно-ревизионными управлениями министерств и ведомств; финансово-экономические службы предприятий и организаций; аудиторские фирмы; неправительственные организации; а также граждане страны как налогоплательщики. Соответственно можно выделить различные виды финансового контроля–государственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый и др. Становление гражданского общества связано с усилением общественного контроля за формированием и использованием государственных средств3.

     Финансовый  контроль эффективен тогда, когда он является комплексным. Различные участники бюджетного процесса выполняют различные функции, они обладают разным объемом информации и аналитическими возможностями. Поэтому успешная реализация бюджетной политики возможна лишь тогда, когда в ней сочетаются все названные формы контроля.

     Для осуществления контроля могут использоваться различные методы, к числу которых относятся:

     а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Контрольные органы имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии объектов налогообложения и незаконном использовании бюджетных средств в том случае, если их сохранность не гарантируется (то есть если они могут быть подменены или уничтожены). Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

     б) обследование. Основано на личном ознакомление проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

Информация о работе Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля