Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 12:30, курсовая работа
Основной целью данной курсовой работы является изучение сущности финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами, с учетом последних изменений в российском законодательстве.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить задачи:
- изучить цели и задачи финансового контроля
- рассмотреть формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами;
- изучить права и обязанности налоговых органов;
- исследовать особенности проведения налоговых проверок;
Введение 2
Глава 1 . Сущность финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 4
1.1 Финансовый контроль, его цели и задачи 4
1.2 Формы и методы финансового контроля, осуществляемого налоговыми органами 6
Глава 2. Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля 11
2.1 Права и обязанности налоговых органов 11
2.2 Налоговые проверки как основная форма налогового контроля. 15
Заключение 22
Библиографический список 24
в) экономический анализ, который предполагает анализ исполнения доходной и расходной части бюджета, а также смет бюджетополучателей. Он позволяет выявить проблемы и противоречия бюджетного процесса, пути повышения его эффективности. Поскольку бюджетная система является одним из важнейших инструментов регулирования социально-экономических процессов, важно проанализировать ее влияние на отдельные стороны общественной жизни. Результаты такого исследования служат основой для выработки стратегии экономической политики государства на перспективу;
г) ревизия. Это наиболее распространенный метод бюджетного контроля. Ревизия–это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов по составлению и исполнению бюджета. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.
В зависимости от того, насколько широко ревизии охватывает деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:
- комплексные ревизии. Это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др. Для проверки отдельных вопросов могут привлекаться специалисты в предметной области;
- тематическая ревизия, при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме. Если проверка однородных участков проводится в нескольких организациях, это дает возможность выявить типичные недостатки, разработать рекомендации по их преодолению.
Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться описание фактов нарушений, указано время их совершения, стоимостная оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и предположения ревизора. Ревизоры также не имеют права вмешиваться в управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.
После ознакомления с актом ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при наличии серьезных нарушений – в следственные органы.
Таким
образом, мы выявили, что существуют различные
формы финансового контроля, которые можно
квалифицировать по разным признакам.
Финансовый контроль осуществляется на
всех этапах бюджетного процесса. Для
осуществления контроля могут использоваться
различные методы, к числу которых относятся:
проверки, обследование, экономический
анализ, ревизия. Успешная реализация
контрольных мероприятий зависит от того,
насколько они соответствуют сложившейся
ситуации, задачам бюджетной политики,
структуре объекта контроля.
НК РФ уточнил состав участников налоговых правоотношений, а так же содержание их прав и обязанностей. В рамках данной главы нас будут интересовать права и обязанности налоговых органов, однако, в целях наиболее полной их характеристики представляется необходимым дать определения участникам налоговых правоотношений.
Налоговые
агенты – лица, на которых возложена
обязанность по исчислению удержанию
у налогоплательщика и
Сборщики налогов и сборов – это уполномоченные органы (государственные, местного самоуправления) и должностные лица, осуществляющие прием от налогоплательщика средства в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджет.
Налогоплательщики – это физические лица или организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии со ст. 30 НК РФ налоговые органы единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления. Полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджетных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области налогов и сборов, и ее территориальные органы. В настоящее время таким органом является Федеральная налоговая служба, осуществляющая свои полномочия на основании Положения о Федеральной налоговой службе.
Права
и обязанности налоговых
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными правовыми актами РФ.
Налоговые органы на основании НК РФ наделены следующими правами4:
16.
Предъявлять в суды общей юрисдикции или
арбитражные суды иски:
- о взыскании налоговых санкций с лиц,
допустивших нарушения законодательства
о налогах и сборах;
- о признании недействительной государственной
регистрации юридического лица или государственной
регистрации физического лица в качестве
ИП;
- о ликвидации организации любой организационно-правовой
формы по основаниям, установленным законодательством
Российской Федерации;
- о досрочном расторжении договора о налоговом
кредите и договора об инвестиционном
налоговом кредите;
- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам, числящимся за дочерними предприятиями, с соответствующих основных организаций;
Налоговые
органы в соответствии со ст.32 НК РФ
обязаны5:
1) соблюдать законодательство о налогах
и сборах;
2) осуществлять контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
а также принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актов;
3) вести в установленном порядке учет
организаций и физических лиц;
4) бесплатно информировать налогоплательщиков
о действующих налогах и сборах, законодательстве
о налогах и сборах и принятых в соответствии
с ним нормативных правовых актах, порядке
исчисления и уплаты налогов и сборов,
правах и обязанностях налогоплательщиков,
полномочиях налоговых органов и их должностных
лиц, а также предоставлять формы налоговой
отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
5)
осуществлять возврат или
6) соблюдать налоговую тайну;
7)
направлять налогоплательщику
Налоговые органы несут также
другие обязанности,
Налоговые органы при
Налоговая
политика государства является неотъемлемой
частью финансовой политики. Налоговое
право, как один из важнейших компонентов
(хотя и относительно обособленный)
финансового права, регулирует отношения,
складывающие в области налоговой
деятельности государства.
В законодательном порядке в РФ определены
общие принципы построения налоговой
системы, основные виды взимаемых налогов
и сборов, права, обязанности и ответственность
лиц, участвующих в налоговых отношениях.
Таким образом, в рамках данной главы мы выявили и дали определение участникам налоговых правоотношений, определили права и обязанности налоговых органов, которые уточнил Налоговый кодекс РФ. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами по средствам реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными правовыми актами РФ.
В соответствии со статьей 31 НК РФ налоговые органы вправе осуществлять налоговый контроль в отношении любого налогоплательщика. Законодатель не дает легального определения «налогового контроль», лишь указывает, что формы и методы налогового контроля устанавливаются Налоговым кодексом РФ. Одной из форм налогового контроля согласно статье 82 НК РФ является налоговая проверка. Налоговую проверку можно определить как действия налоговых органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) налогов (сборов). Налоговые органы вправе проверять любые организации независимо от их организационно правовой формы, состава учредителей, формы собственности, ведомственной подчиненности и других характеристик. Результаты налоговых проверок являются основанием для применения мер обеспечения, взыскание недоимок, пений, привлечение к ответственности. НК РФ устанавливает, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Таким образом, устанавливаются давностные ограничения при определении периода деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен налоговой проверкой. При этом не запрещается проводить проверки налоговых периодов текущего календарного года6.
<Информация о работе Права и обязанности налоговых органов в области финансового контроля