Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 19:05, курсовая работа
Целью написания данной работы является освещения гражданско-правового положения кредитных организаций в России.
Для достижения цели данной работы следует решить следующие задачи:
- Описать историю образования кредитных организаций в России и за рубежом;
- Привести подробное описание порядка регистрации и общего положения кредитных организаций;
- Изучить актуальные проблемы, приложить пути их решения.
• Введение. 2
• Глава 1. История образования кредитных организаций. 4
1.1. Определение кредитной организации. 4
1.2. Образование кредитной системы в России 8
• Глава 2. Порядок регистрации кредитных организаций 17
2.1. Нормативно правовая база 17
2.2. Порядок государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций 21
2.3. Порядок открытия и регистрации филиала кредитной организации на территории РФ. 24
• Глава 3. Актуальные проблемы и пути их решения. 29
• Заключение. 35
• Литература. 37
В новой структуре
кредитной системы
В последующие годы кредитная система претерпела дальнейшие изменения под влиянием кредитной реформы 30-х годов, когда были ликвидированы все виды собственности, кроме государственной. Кредитная система была превращена в одноярусную, или однозвенную систему, выражая социально-экономические потребности того времени, связанные с осуществлением планов индустриализации и коллективизации. Кредитная система начала функционировать в рамках командно-административной системы управления экономикой. Она была представлена всего лишь тремя банками, сберегательными кассами и двумя страховыми организациями.
Структура кредитной системы СССР:
- Государственный банк
- Стройбанк
- Банк для внешней торговли
- Система сберегательных банков
- Госстрах и Ингосстрах
В результате такой
реорганизации Государственный
банк, помимо эмиссионной и расчетно-
Второй банк страны - Стройбанк сосредоточил свою деятельность на предоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений в различных отраслях хозяйства, кроем сельского хозяйства.
Банк для внешней торговли занимался кредитованием внешней торговли, международными расчетами, а также операциями с иностранной валютой, золотом и драгоценными металлами.
Система сберегательных касс обслуживала широкие слои населения путем привлечения денежных сбережений, оплаты услуг и реализации выигрышных государственных займов.
Госстрах монополизировал страховые операции юридических и физических лиц внутри страны, Ингосстрах осуществлял операции по иностранному страхованию (страхование имущества иностранцев, советского имущества за рубежом, экспортно-импортные грузы, транспортные средства).
Длительное командно-административное функционирование кредитной системы показало ее слабую эффективность, особенно в условиях обострения финансово-экономических проблем в стране к началу 80-х годов. Кредит по существу перестал играть роль активного инструмента воздействия на научно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов исполняла роль второго бюджета, так как кредиты не возвращались предприятиями. В результате многие кредиты списывались или шел процесс перекредитования предприятий. В особенности это относилось к большому количеству планово-убыточных предприятий и сельскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне, что не стимулировало к взаимной эффективности ни банки, ни предприятия.
Все это нарушало главную сущность
кредита- плату за кредит и его возвратность.
Поэтому в середине 80-х годов в связи с
реорганизацией
управления экономикой была проведена
банковская реформа, которая выразилась
в создании крупных отраслевых специализированных
банков.
Структура кредитной системы СССР в середине 80-х годов:
- Государственный банк (Госбанк СССР)
- Промышленно-строительный банк (Промстройбанк)
- Агропромышленный банк (Агропромбанк СССР)
- Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития (Жилсоцбанк СССР)
- Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР)
- Банк внешнеэкономической деятельности СССР
Особенность этой реорганизации заключалась в том, что отраслевым специализированным банкам предоставлялось право как краткосрочного, так и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанка были преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собой эмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитование непроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована в единый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.
Основная задача реорганизации банковской системы сводилась к проведению прогрессивной кредитной политики, повышению эффективности всей кредитной системы. Однако, как показала дальнейшая практика, такая реорганизация носила больше негативный, нежели позитивный характер, поскольку монополия трех банков (Госбанка, Стройбанка, Внешэкономбанка) по существу была заменена монополией вновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.
Как ответ на
негативные последствия банковской
реформы в 1988-1989 гг. стали создаваться
коммерческие и кооперативные банки
в основном на базе денежных накоплений
различных отраслей промышленности. В
течение первого периода 1988-1989 гг. было
создано около 150 коммерческих и
кооперативных банков. Начала вырисовываться
новая двухъярусная структура банковской
системы: Госбанк и специализированные
банки - первый ярус, коммерческие и кооперативные
банки - второй ярус.
В середине 1990 г.
в связи с объявлением
В конце 1990 г. Верховным Советом СССР был принят закон " Закон о Госбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливал двухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка), Сберегательного банка и коммерческих банков. Согласно этому закону коммерческие банки получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов и кредитной политики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны права осуществлять валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.
К 1990г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковской деятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитная система. К концу 1991 г. в связи с образованием Российской Федерации как самостоятельного государства формируется новая структура кредитной системы, которая складывается из следующих трех ярусов.
Структура кредитной системы Российской Федерации на конец 1992 г.
- Центральный банк РФ
- Банковская система
- коммерческие банки
- сберегательный банк РФ
- Специализированные небанковские кредитные институты:
- страховые компании
- инвестиционные фонды
Новая банковская
система развивалась сложно и
противоречиво. К началу 1992 г. в РФ
действовало 1414 коммерческих банков, из
них 767 созданы на базе бывших специализированных
банков и 646 вновь
образованы. Суммарный составной фонд
составил 76,1 млрд. руб. Однако основным
недостатком новой банковской системы
является большое число мелких банков
- 1037, или 73% от общего числа банков, с уставным
фондом от 5 до 25 млн. руб., в то время как
банков с уставным фондом свыше 200 млн.
руб. насчитывалось 24, или 2% их общего количества.
Поэтому мелкие коммерческие банки не
могли эффектно организовать обслуживание
клиентов и гарантировать сохранность
их вкладов. Кроме того, характерными негативными
сторонами всей банковской системы являются
нехватка квалифицированных кадров; слабая
материально-техническая база; отсутствие
конкуренции ; недоступность услуг для
ряда клиентов из-за высокого уровня процента.
1993-1994 годы характеризовались дальнейшим
ростом числа коммерческих банков и других
кредитно-финансовых институтов, что было
обусловлено расширением масштабов приватизации,
развитием рынка ценных бумаг, дальнейшим
продвижением рыночных реформ.
Новая структура кредитной системы стала в большей степени отражать потребности рыночного хозяйства и все больше приспосабливаться к процессу новых экономических реформ.
В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.
Современная кредитно-банковская система.
Современная кредитная
двухуровневая система
1 уровень - Центральный
банк Российской Федерации
2 уровень - коммерческие банки и другие финансово - кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.
Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.
ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ - экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и др. функции. Минин К. В. К вопросу о правовом статусе Центрального Банка. //Деньги и кредит - №11, 2002г.
Второй уровень банковской
системы представлен прежде всего
широкой сетью коммерческих банков.
Обеспечивающих кредитно-расчетное
обслуживание субъектов хозяйственно
жизни. Наряду с коммерческими банками
функционируют так же специальные
банки. К ним относятся ипотечные
банки, кредитующие под залог недвижимости;
земельные банки, занимающиеся кредитованием
под залог земельных участков, инвестиционные,
осуществляющие операции по выпуску и
размещению ценных корпоративных бумаг.
Система специальных банков в силу
несовершенства и отсутствия необходимой
законодательной базы только начинает
складываться.
Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.
Информация о работе Правовое положение кредитных организаций