Правовое регулирование государственных доходов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:50, реферат

Описание

Государственные доходы являются неотъемлемой частью экономики страны. Поэтому необходимо четкое регулирование поступлений доходов, которое закреплено в нормативно-правовой базе.

Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. До 1990 г. доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они составляли более 90% общей суммы дохода бюджета и в основном слагались из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Введенные в 1980-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на конкретные результаты деятельности отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

Работа состоит из  1 файл

Реферат фин.право.docx

— 71.30 Кб (Скачать документ)

Государственные доходы являются неотъемлемой частью экономики страны. Поэтому необходимо четкое регулирование  поступлений доходов, которое закреплено в нормативно-правовой базе.

Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств  бюджет зависят от системы и методов  хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. До 1990 г. доходы государственного бюджета  СССР базировались на денежных накоплениях  государственных предприятий. Они  составляли более 90% общей суммы  дохода бюджета и в основном слагались  из двух платежей - налога с оборота  и платежей из прибыли. Введенные  в 1980-х гг. нормативные платежи  из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. уже  не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться  на конкретные результаты деятельности отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву  финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.

В условиях рыночных отношений  состав доходов бюджетной системы  претерпел коренные изменения. Основными  видами доходов, как и в странах  с развитой рыночной экономикой, стали  налоги. Взаимоотношения предприятий  и государства строятся на правовой основе в соответствии с законодательством.

Для осуществления своих функций  государству требуются соответствующие  финансовые ресурсы, поэтому в его  собственность и распоряжение направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. В результате государство располагает своими доходами, т.е. государственными доходами. Они находятся в собственности Российской Федерации и ее субъектов, распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти. Помимо этого, собственными доходами располагают города и районы, а также входящие в них административно-территориальные образования. Это муниципальные (местные) доходы, распоряжение и управление которыми осуществляют органы местного самоуправления.

В процессе формирования доходов государство  привлекает в свое распоряжение часть  чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.

По своей структуре государственные  доходы представляют собой совокупность отдельных видов денежных платежей и поступлений, объединенных в определенную систему.

Государственные доходы зачисляются  в различные государственные  денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные  фонды. Муниципальные доходы поступают  соответственно в муниципальные  денежные фонды - местные бюджеты  и внебюджетные фонды. Часть доходов  остается в распоряжении государственных  или муниципальных предприятий.

Полномочия субъектов  Федерации и органов местного самоуправления по формированию соответствующих  финансовых ресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса  РФ, федеральными законами от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в  Российской Федерации» и др. По вопросам разграничения полномочий финансово-бюджетных  взаимоотношений между Российской Федерацией и ее субъектами исключаются федеративные договоры. Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

Основополагающими для формирования состава государственных и местных  доходов являются нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Составляя единую систему, государственные  и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

Итак, государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.

В первую очередь стоит  рассмотреть виды государственных доходов:

Согласно статье 41 Бюджетного кодекса «Виды доходов бюджета», к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам  бюджетов относятся:

  • доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;
  • доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями;

В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств  на конец предыдущего года.

 

 

Классификация государственных  доходов:

Государственные доходы, поступающие  в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации  используют различные критерии. При  классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие  различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).

По территориальному признаку государственные централизованные доходы подразделяются на федеральные и доходы субъектов Федерации.

По методу мобилизации  государственных доходов они  могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные  доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые  платежи.

Централизованные государственные  доходы. К централизованным доходам  относят доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и средства государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального и территориальных фондов медицинского страхования).

Децентрализованные государственные  доходы. Децентрализованными доходами служат доходы юридических лиц, имущество  которых находится в федеральной  собственности или в собственности  субъектов РФ. В первую очередь речь идет о государственных унитарных предприятиях, в том числе федеральных казенных предприятиях.

Местные доходы (местные  финансы). Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.

Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Состав бюджетной классификации Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом (статья 19). Более подробные сведения о применении классификации указаны в « Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».

Классификация доходов предусматривает  следующие группы, которые состоят  из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:

    • налоговые доходы; 
    • неналоговые доходы;
    • безвозмездные перечисления;
    • доходы целевых бюджетных фондов.

В группу "Налоговые доходы" включаются следующие подгруппы: налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.

В группу "Неналоговые  доходы" включаются следующие подгруппы: доходы от имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности, или от деятельности; доходы от продажи земли и нематериальных активов; поступления капитальных  трансфертов из негосударственных  источников; административные платежи  и сборы; штрафные санкции, возмещение ущерба; доходы от внешнеэкономической  деятельности; прочие неналоговые доходы.

В группу "Безвозмездные  перечисления" включаются следующие  подгруппы: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных  внебюджетных фондов; от государственных  организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые  бюджетные фонды.

В подгруппу "Доходы целевых  бюджетных фондов" включаются следующие  целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный  фонд Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам и Федеральной  службы налоговой полиции Российской Федерации; Фонд развития таможенной системы  Российской Федерации; Государственный  фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства  минерально - сырьевой базы; Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.

Доходы бюджетов формируются  в соответствии с бюджетным и  налоговым законодательством Российской Федерации. В доходах бюджетов могут  быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий, а также  безвозмездные перечисления. Нормативы  централизации доходов утверждаются федеральным законом о федеральном  бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации  о бюджете на очередной финансовый год.

Все государственные доходы поступают в бюджеты различных  уровней.

Доходы бюджета РФ делятся  на следующие виды:

  1. Доходы федерального бюджета РФ.
  2. Доходы бюджетов субъектов РФ (или региональные доходы).
  3. Доходы местных бюджетов РФ.

Итак, поступления доходов в федеральный бюджет.

 

 

Налоговые доходы федерального бюджета:

В федеральный бюджет зачисляются  налоговые доходы от следующих федеральных  налогов и сборов, налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами:

  • налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции" (далее - Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции") и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, - по нормативу 20 процентов;
  • налога на добавленную стоимость - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 процентов;
  • акцизов на табачную продукцию - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - по нормативу 100 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 100 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - по нормативу 40 процентов;
  • налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - по нормативу 95 процентов;
  • регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции - по нормативу 100 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - по нормативу 20 процентов;
  • сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - по нормативу 20 процентов;
  • водного налога - по нормативу 100 процентов;
  • государственной пошлины - по нормативу 100 процентов.

Информация о работе Правовое регулирование государственных доходов