Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 22:50, реферат
Государственные доходы являются неотъемлемой частью экономики страны. Поэтому необходимо четкое регулирование поступлений доходов, которое закреплено в нормативно-правовой базе.
Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. До 1990 г. доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они составляли более 90% общей суммы дохода бюджета и в основном слагались из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Введенные в 1980-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на конкретные результаты деятельности отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.
Государственные доходы являются неотъемлемой частью экономики страны. Поэтому необходимо четкое регулирование поступлений доходов, которое закреплено в нормативно-правовой базе.
Источники бюджетных доходов, формы мобилизации денежных средств бюджет зависят от системы и методов хозяйствования, а также от решаемых обществом экономических задач. До 1990 г. доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных предприятий. Они составляли более 90% общей суммы дохода бюджета и в основном слагались из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. Введенные в 1980-х гг. нормативные платежи из прибыли в виде платы за производственные фонды, трудовые ресурсы и др. уже не смогли изменить систему платежей, и она продолжала ориентироваться на конкретные результаты деятельности отдельных предприятий. Отсутствие объективных критериев, в соответствии с которыми обоснованно определялась бы доля участия каждого субъекта хозяйствования в формировании бюджетного фонда страны, приводило к подрыву финансовой самостоятельности предприятий, пренебрежению их экономическими интересами.
В условиях рыночных отношений состав доходов бюджетной системы претерпел коренные изменения. Основными видами доходов, как и в странах с развитой рыночной экономикой, стали налоги. Взаимоотношения предприятий и государства строятся на правовой основе в соответствии с законодательством.
Для осуществления своих функций
государству требуются
В процессе формирования доходов государство привлекает в свое распоряжение часть чистого дохода, создаваемого в различных областях общественного производства, действующего на основе разных форм собственности. Кроме того, государство использует для образования своей финансовой базы и часть личных доходов граждан, полученных ими от участия в производстве, предпринимательской деятельности, от вложения средств в ценные бумаги, от использования имущества и т.д. В формировании доходов государства участвуют все звенья финансовой системы.
По своей структуре
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды - в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы поступают соответственно в муниципальные денежные фонды - местные бюджеты и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.
Полномочия субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления по формированию соответствующих
финансовых ресурсов и их источников
определены, помимо Бюджетного кодекса
РФ, федеральными законами от 6 октября
2003 г. «Об общих принципах
Основополагающими для формирования
состава государственных и
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.
Итак, государственные доходы - это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также необходимая для функционирования государственных органов.
В первую очередь стоит рассмотреть виды государственных доходов:
Согласно статье 41 Бюджетного
кодекса «Виды доходов бюджета»
К налоговым доходам бюджетов
относятся доходы от предусмотренных
законодательством Российской Федерации
о налогах и сборах федеральных
налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных
специальными налоговыми режимами, региональных и местн
К неналоговым доходам бюджетов относятся:
В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года.
Классификация государственных доходов:
Государственные доходы, поступающие в распоряжение (собственность) государства, очень разнообразны. Для их классификации используют различные критерии. При классификации доходов по социально-экономическому признаку в основу берется наличие различных форм собственности: государственной, муниципальной, частной и иных (ст. 8 Конституции РФ).
По территориальному признаку
государственные
По методу мобилизации государственных доходов они могут быть обязательные и добровольные. В свою очередь, государственные доходы, поступающие на обязательной основе, делятся на налоги и неналоговые платежи.
Централизованные
Децентрализованные
Местные доходы (местные финансы). Доходы местного самоуправления, в том числе и доходы местного бюджета, не входят в понятие "государственные доходы", т.к органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 12 Конституции РФ, не включаются в систему органов государственной власти.
Классификация доходов бюджетов Российской Федерации подразделяется на группы, подгруппы, статьи и подстатьи. Состав бюджетной классификации Российской Федерации регулируется Бюджетным кодексом (статья 19). Более подробные сведения о применении классификации указаны в « Указаниях о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации».
Классификация доходов предусматривает следующие группы, которые состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения:
В группу "Налоговые доходы" включаются следующие подгруппы: налоги на прибыль (доход), прирост капитала; - налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы; налоги на совокупный доход; налоги на имущество; платежи за пользование природными ресурсами; налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции; прочие налоги, пошлины и сборы.
В группу "Неналоговые
доходы" включаются следующие подгруппы:
доходы от имущества, находящегося в
государственной и
В группу "Безвозмездные перечисления" включаются следующие подгруппы: от нерезидентов; от бюджетов других уровней; от государственных внебюджетных фондов; от государственных организаций; от наднациональных организаций; средства, передаваемые в целевые бюджетные фонды.
В подгруппу "Доходы целевых бюджетных фондов" включаются следующие целевые бюджетные фонды: дорожные фонды; экологические фонды; Федеральный фонд Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации; Фонд развития таможенной системы Российской Федерации; Государственный фонд борьбы с преступностью; Фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы; Фонд Министерства Российской Федерации по атомной энергии; Целевой бюджетный фонд содействия военной реформе; Фонд управления, изучения, сохранения и воспроизводства водных биологических ресурсов; Федеральный фонд восстановления и охраны водных объектов.
Доходы бюджетов формируются
в соответствии с бюджетным и
налоговым законодательством
Все государственные доходы поступают в бюджеты различных уровней.
Доходы бюджета РФ делятся на следующие виды:
Итак, поступления доходов в федеральный бюджет.
Налоговые доходы федерального бюджета:
В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
Информация о работе Правовое регулирование государственных доходов