Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:57, курсовая работа
Сущность местного самоуправления заключается в обеспечении самостоятельного и под свою ответственность решения вопросов местного значения. Финансовая деятельность местного самоуправления характеризуется тем, что в ходе ее осуществления организуются и практически осуществляются образование (аккумуляция, мобилизация), распределение и использование централизованных денежных фондов в целях выполнения задач, предусмотренных местным сообществом, и делегированных полномочий государства. Однако нормативно-правовые акты некоторых субъектов Российской Федерации не отражают всех функций муниципальной финансовой деятельности.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК СУБЪЕКТ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Понятие местного самоуправления. Его место и роль в системе публичной власти
5
1.2. Содержание конституционно-правового статуса муниципальных образований
8
1.3. Финансово-экономические полномочия местного самоуправления
10
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
2.1. Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации
13
2.2. Право муниципальных образований на доходы
16
2.3. Право муниципальных образований на расходы
21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ
Все указанные положения,
представляющие собой комплекс взаимосвязанных
предписаний (норм-принципов), включены
в гл. 1 Конституции Российской Федерации
«Основы конституционного строя», положения
которой не могут быть изменены иначе
как в порядке, установленном
Конституцией Российской Федерации (ч.
1 ст. 16 Конституции Российской Федерации).
Из этого вытекает невозможность
полного упразднения местного самоуправления
в Российской Федерации в рамках
действующей Конституции
Данный Федеральный закон
не содержит конкретного перечня
общих принципов организации
местного самоуправления, а указывает
только четыре вида этих принципов: правовые,
территориальные, организационные
и экономические. С технико-юридической
точки зрения законодатель отказался
от установления в Законе простого
перечня рассматриваемых
Общие правовые принципы организации местного самоуправления составляют фундамент правовых основ местного самоуправления. Последние представляют собой систему нормативных правовых актов, которые закрепляют и регулируют территориальные, организационные, финансовые и экономические условия осуществления местного самоуправления.
1.3. Финансово – экономические
полномочия органов
Экономические основы являются
одним из главных базисных элементов
местного самоуправления. Они обеспечивают
хозяйственную
На сегодняшний день в теории и на практике наибольшее распространение получили два подхода к толкованию понятия «экономические основы местного самоуправления .
В рамках первого они понимаются
как общественные отношения, связанные
с формированием и
Эти два определения дополняют
друг друга, раскрывая различные
стороны одного и того же экономического
явления. При этом первое отражает политико-экономическое
содержание экономических основ
местного самоуправления, а именно
– сам процесс формирования и
использования материально-
Положения статьи 49 главы 8 Федерального закона закладывают основу для правового регулирования отношений, связанных с владением, пользованием, распоряжением муниципальным имуществом, формированием доходов местных бюджетов, осуществлением расходов из них, выравниванием уровня бюджетной обеспеченности, размещением муниципального заказа. Содержание главы 8 комментируемого Закона показывает, что законодатель к экономической базе местного самоуправления отнес финансовые и материальные ресурсы. Однако следует отметить, что название данной статьи, полностью воспроизводящее название главы 8, вызывает вопросы по поводу соблюдения правил юридической техники.
В ч. 1 статьи 49 главы 8 Федерального закона содержится закрытый перечень элементов, образующих экономическую основу местного самоуправления. К их числу отнесены муниципальное имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.
Особо следует обратить внимание на то, что финансовая основа самоуправления, согласно положениям данной статьи, ограничиваются лишь местным бюджетом. Нужно сказать о том, что органы местного самоуправления наделены полномочиями и в налоговой сфере, т. к. основными и практически единственными собственными источниками формирования доходной части бюджетов муниципалитетов являются налоги . К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц.
ГЛАВА 2. БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
§ 1. Местный бюджет в бюджетной системе Российской Федерации
правовое регулирование финансовый местное самоуправление
Успешное развитие местного
самоуправления в любом государстве
напрямую зависит от того, насколько
оно обеспечено финансовыми ресурсами,
актируемыми в бюджетах муниципальных
образований (местных бюджетах). Местный
бюджет представляет собой форму
образования и расходования иных
средств, предназначенных для
Местные бюджеты являются составной частью бюджетной системы Российской Федерации. В зависимости от уровня, на котором осуществляется самоуправление, выделяются следующие группы местных бюджетов6:
1) бюджеты муниципальных
районов, бюджеты городских
2) бюджеты городских и сельских поселений.
Независимо от уровня местного самоуправления местные бюджеты самостоятельны, что предполагает7:
- право и обязанность
органов местного
- право и обязанность
органов местного
- право органов местного
самоуправления в соответствии
с БК РФ самостоятельно
- недопустимость установления
расходных обязательств, подлежащих
пополнению за счет доходов
и источников финансирования
дефицитов бюджетов бюджетной
системы Российской Федерации,
а также расходных
- право органов местного
самоуправления предоставлять
- недопустимость введения
в действие в течение текущего
финансового года органами
- недопустимость изъятия
дополнительных доходов,
Использование органами местного самоуправления, помимо местного бюджета, иных форм образования и расходования денежных средств, например, муниципальных внебюджетных фондов, для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается8.
Необходимость составления консолидированного бюджета обусловлена тем, что в настоящее время все бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, функционируют как самостоятельные, обособленные денежные фонды9. Однако для управления финансовой деятельностью России в целом, а также ее территориальных подразделений, для прогнозирования их развития важно знать, какие средства аккумулируются в рамках данной территории через действующие на ней бюджеты. Особенно это важно для формирования межбюджетных отношений. Таким образом, консолидированные бюджеты используются для расчетов и анализа. Составляется консолидированный бюджет после утверждения соответствующих решений о местных бюджетах10.
Органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения, к которым в соответствии со ст. 132 Конституции Российской Федерации, ст. 14, 15, 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ относится формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением. Вместе с тем, осуществляя свою деятельность в бюджетной сфере, органы местного самоуправления должны соблюдать требования, установленные федеральными законами11. В первую очередь такие требования устанавливаются БК РФ.
Именно в нем определяются принципы бюджетной системы Российской Федерации, среди которых важное место отводится принципу сбалансирование бюджета, регулируются вопросы, касающиеся доходов местных бюджетов, разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, устанавливаются основы бюджетного процесса12.
2.2. Право муниципальных образований на доходы
В статье 55 Федерального закона от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ четко прописано право муниципальных образований на доходы.
К собственным доходам местных бюджетов относятся:
Информация о работе Правовые основы финансовой деятельности органов местного самоуправления