Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:31, контрольная работа
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач1.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач1.
Финансовое право закрепляет
структуру финансовой системы, распределение
компетенции в данной области
между Федерацией и ее субъектами,
местным самоуправлением в лице
соответствующих органов, а на основе
этих исходных норм регулирует отношения,
возникающие в процессе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований, от лица которых выступают
соответствующие
Следовательно, предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих задач.
По своему содержанию эти
отношения весьма разнообразны, что
обусловлено многозвенностью
Таким образом, данные определения предмета и понятия финансового права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию на централизованные и децентрализованные.
Исключение отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов местного самоуправления) противоречило бы принципу единства финансовой системы и конституционному требованию о проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и других.
В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы2:
а) между Российской Федерацией,
ее субъектами, муниципальными образованиями
и входящими в состав последних
административно-
б) между финансовыми и
налоговыми органами, с одной стороны,
и предприятиями, организациями, учреждениями
- с другой, в связи с выполнением
финансовых обязательств перед государством,
муниципальными образованиями, распределением
между ними или расходованием
государственных и
в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);
г) между государственными,
в том числе казенными, и муниципальными
предприятиями, организациями, учреждениями,
с одной стороны, и их вышестоящими
государственными (муниципальными) органами
- с другой, в связи с распределением
и использованием в соответствующих
отраслях народного хозяйства и
сферах социальной жизни бюджетных
или кредитных ресурсов, а также
собственных средств
д) между финансово-кредитными
органами, с одной стороны, и юридическими
и физическими лицами - с другой,
в связи с образованием и распределением
государственных кредитных
е) между финансово-кредитными
органами государства, с одной стороны,
и физическими лицами - с другой,
в связи с выполнением
Данная классификация
проведена по субъектному составу
отношений. Возможна классификация
и по другим критериям, например, по
содержанию финансовых отношений, по методам
финансовой деятельности и т.д. Разнообразие
подходов при классификации финансовых
отношений углубляет
Рассмотрение финансовых
отношений по группам показывает,
что при всем своем разнообразии
они имеют общее основное содержание
- направленность на образование, распределение
и использование
Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.
В нормах финансового права
закрепляются общие принципы и формы
финансовой деятельности государства
и органов местного самоуправления,
методы аккумуляции средств в
государственные и
Регулируя эти отношения,
нормы финансового права
Четкость правового
Финансовая деятельность государства и муниципальных образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ - это конкретный путь, метод целей финансовой деятельности государства и муниципальных.
Все способы осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований подразделяются на Общие и Особенные, данные способы используются при осуществлении практически всех функций деятельности государства и муниципальных образований. Это - командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.
Основным способом, используемым
в процессе всей финансовой деятельности
государства и муниципальных
образований, является командно-волевой
(императивный) способ. Его суть состоит
в том, что государство и
Рекомендательный способ
все чаще используется в ходе финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований. К примеру, в ежегодно
принимаемых законах о
Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа5.
Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.
Функция образования денежных фондов сопровождается применением таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и метод финансовых изъятий.
Метод обязательных платежей является основным методом привлечения денежных средств в государственные и муниципальные фонды. Он проявляется через установление налогов, сборов, поступающих в государственные и фонды.
Метод добровольных платежей
проявляется через реализацию государственных
и муниципальных займов физическим
и юридическим лицам, продажу
им государственного и муниципального
имущества, добровольные пожертвования
различных субъектов в пользу
государства и т.д. Метод финансовых
изъятий проявляется в изъятии
государством свободного остатка прибыли
казенного предприятия. Для казенных
предприятий государство
В процессе осуществления
функции использования денежных
средств применяются методы финансирования
и публичного кредитования. Метод
финансирования как метод финансовой
деятельности государства и муниципальных
образований означает безвозвратное
и безвозмездное выделение
Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения трансфертов, метод субвенций, метод дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов.
Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов и иных платежей. Метод субвенций основан на выделении сумм из бюджета вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели7. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и начал активно применяться с начала 90-х гг. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.
2. СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ И ИХ СУБЪЕКТЫ
Страховое правоотношение значительно отличается от других видов обязательственных правоотношений, поскольку обладает своим определенным набором индивидуальных черт. Это отличие проявляется во всех его структурных элементах – субъектах, объекте и содержании.
В силу страхового обязательства
одна сторона – страхователь –
обязуется вносить в фонд другой
стороны – страховщика –
Содержанием страховых отношений являются права и обязанности их участников, а их объектом – то, на что направлены, что регулируют эти права и обязанности.
В качестве субъектов в страховом правоотношении выступают участники правоотношения:
Кроме того, в страховых
правоотношениях могут