Предмет и метод финансового права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:31, контрольная работа

Описание

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач1.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная.docx

— 40.87 Кб (Скачать документ)

 

 

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ФИНАНСОВОГО  ПРАВА

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач1.

Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение  компетенции в данной области  между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, от лица которых выступают  соответствующие государственные  или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет  финансового права.

Следовательно, предмет финансового  права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных  образований по планомерному образованию (формированию), распределению и  использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации своих  задач.

По своему содержанию эти  отношения весьма разнообразны, что  обусловлено многозвенностью финансовой системы, ее связью со всеми структурами  общественного производства и распределения, с разными сторонами жизни  общества и государства; разнообразен также и круг участников финансовых отношений: Российская Федерация вступает во взаимоотношения со своими субъектами, последние - с муниципальными образованьями, органы государственной власти и  местного самоуправления - с организациями  и физическими лицами, взаимодействуют  между собой государственные  органы всех видов и уровней и  органы местного самоуправления, в том числе финансово-кредитные органы, в соответствии со своей компетенцией в области финансов.

Таким образом, данные определения  предмета и понятия финансового  права увязаны не только с государственными, но и с муниципальными финансами, а также учитывают их классификацию  на централизованные и децентрализованные.

Исключение отношений, возникающих  в процессе финансовой деятельности муниципальных образований (органов  местного самоуправления) противоречило  бы принципу единства финансовой системы  и конституционному требованию о  проведении в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114 Конституции РФ). Объединяет эти  отношения с отношениями, возникающими в ходе финансовой деятельности государства, и публичный характер тех и  других.

В финансовых отношениях, являющихся предметом финансового права, можно выделить следующие группы2:

а) между Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями  и входящими в состав последних  административно-территориальными единицами  в лице соответствующих органов  представительной и исполнительной власти, возникающие в связи с  распределением финансовых ресурсов страны;

б) между финансовыми и  налоговыми органами, с одной стороны, и предприятиями, организациями, учреждениями - с другой, в связи с выполнением  финансовых обязательств перед государством, муниципальными образованиями, распределением между ними или расходованием  государственных и муниципальных  денежных средств;

в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в связи с образованием, распределением и использованием соответствующих  государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных, внебюджетных, кредитных, страховых);

г) между государственными, в том числе казенными, и муниципальными предприятиями, организациями, учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими государственными (муниципальными) органами - с другой, в связи с распределением и использованием в соответствующих  отраслях народного хозяйства и  сферах социальной жизни бюджетных  или кредитных ресурсов, а также  собственных средств предприятий, организаций, учреждений;

д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами - с другой, в связи с образованием и распределением государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;

е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и физическими лицами - с другой, в связи с выполнением обязанностей последних по внесению платежей в  государственные (муниципальные) денежные фонды (в бюджет, внебюджетные целевые  фонды).

Данная классификация  проведена по субъектному составу  отношений. Возможна классификация  и по другим критериям, например, по содержанию финансовых отношений, по методам  финансовой деятельности и т.д. Разнообразие подходов при классификации финансовых отношений углубляет представления  о предмете финансового права.

Рассмотрение финансовых отношений по группам показывает, что при всем своем разнообразии они имеют общее основное содержание - направленность на образование, распределение  и использование государственных  и муниципальных денежных фондов (финансовых ресурсов). Естественно, что  эти отношения возникают при  участии и при непосредственном воздействии государства и в  рамках законодательства - органов  местного самоуправления.

Государство обеспечивает планомерность  аккумуляции денежных средств и  направление их согласно планам и  программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм.

В нормах финансового права  закрепляются общие принципы и формы  финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, методы аккумуляции средств в  государственные и муниципальные  денежные фонды, виды используемых для  формирования этих фондов платежей, порядок  их взимания. Они регулируют также  порядок получения и использования  государственных и муниципальных  денежных средств, источники образования  финансовых ресурсов государственных  и муниципальных денежных средств, источники образования финансовых ресурсов государственных и муниципальных  предприятий, организаций, учреждений и т.п.

Регулируя эти отношения, нормы финансового права закрепляют права и обязанности государственных  органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, граждан.

Четкость правового регулирования  финансовых отношений важна не только для обеспечения должной организованности работы государственных органов, органов  местного самоуправления, но и для  соблюдения интересов государства, муниципальных образований, а также  граждан, предприятий, организаций, учреждений, а в конечном итоге - для выполнения государством своих функций3.

Финансовая деятельность государства и муниципальных  образований осуществляется не только с помощью определенных средств, но и с помощью определенных способов (методов). Способ - это конкретный путь, метод целей финансовой деятельности государства и муниципальных.

Все способы осуществления  финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  подразделяются на Общие и Особенные, данные способы используются при осуществлении практически всех функций деятельности государства и муниципальных образований. Это - командно-волевой (императивный), рекомендательный, согласовательный способы.

Основным способом, используемым в процессе всей финансовой деятельности государства и муниципальных  образований, является командно-волевой (императивный) способ. Его суть состоит  в том, что государство и муниципальные  образования в ходе финансовой деятельности через правовые акты, а также иные средства (нормы бухгалтерского учета, операционно-техническую документацию и т.д.) действуют по принципу «команда - исполнение»4. Государство и муниципальные образования в одностороннем порядке, без согласия адресата, дают ему команды, которые являются обязательными для исполнения. Наиболее последовательно этот способ представлен в праве, где он получил название императивного метода или метода властных предписаний.

Рекомендательный способ все чаще используется в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований. К примеру, в ежегодно принимаемых законах о федеральном  бюджете на предстоящий финансовый год всегда имеется несколько  статей, содержащих рекомендации в  адрес субъектов РФ. Расширение рекомендательных начал в качестве способа финансовой деятельности государства и муниципальных  образований обусловлено проведением  в жизнь политики федерализма, реализацией  курса на финансовую децентрализацию, самостоятельность бюджетов субъектов  Федерации и местных бюджетов.

Способ согласования используется в ходе финансовой деятельности государства  и муниципальных образований  весьма редко, в основном для решения вопросов, в которых заинтересованы два уполномоченных государством органа5.

Специальные способы финансовой деятельности государства и муниципальных  образований «работают» в процессе реализации определенных функций этой деятельности.

Функция образования денежных фондов сопровождается применением  таких методов, как установление обязательных и добровольных платежей. Кроме того, в современных условиях появился еще штрафной метод и  метод финансовых изъятий.

Метод обязательных платежей является основным методом привлечения  денежных средств в государственные  и муниципальные фонды. Он проявляется  через установление налогов, сборов, поступающих в государственные  и фонды.

Метод добровольных платежей проявляется через реализацию государственных  и муниципальных займов физическим и юридическим лицам, продажу  им государственного и муниципального имущества, добровольные пожертвования  различных субъектов в пользу государства и т.д. Метод финансовых изъятий проявляется в изъятии  государством свободного остатка прибыли  казенного предприятия. Для казенных предприятий государство устанавливает  финансовые нормативы деятельности, а все, что остается сверх этого, изымает. В отличие от этого при  использовании метода обязательных платежей государство (и муниципальные  образования) не устанавливают субъекту никаких финансовых нормативов, а  лишь устанавливают налог или  сбор, должны быть уплачены независимо от результатов субъекта. Штрафной метод как метод финансовой деятельности государства и муниципальных  образований выражается в установлении и применении штрафов, пеней и  других санкций за на- рушение финансово-правовых норм.

В процессе осуществления  функции использования денежных средств применяются методы финансирования и публичного кредитования. Метод  финансирования как метод финансовой деятельности государства и муниципальных  образований означает безвозвратное  и безвозмездное выделение денежных средств, а метод публичного кредитования означает выделение государственных  и муниципальных денежных средств  на началах возвратности и возмездности. Метод финансирования традиционно  используется при выделении средств  из бюджетов, а с образованием государственных  внебюджетных фондов денежных средств  он стал использоваться при выделении  финансовых ресурсов из этих фондов. Однако в современных условиях метод  финансирования стал проявляться в  двух формах: в форме прямого финансирования и в форме зачетного финансирования. Метод публичного кредитования стал использоваться в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных  образований лишь в последние  годы. Примером такого кредитования является ежегодное выделение Правительством РФ из федерального бюджета средств  определенным субъектам на условиях возвратности и платности в соответствии с законом о федеральном бюджете  на предстоящий финансовый год6.

Специальные методы финансовой деятельности используются государством и при осуществлении функции  распределения финансовых ресурсов. К ним относятся: метод выделения  трансфертов, метод субвенций, метод  дотаций, субсидий, метод процентных отчислений от регулирующих доходов.

Метод процентных отчислений от регулирующих доходов состоит  в выделении субъектам РФ и  муниципальным образованиям соответственно из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ отчислений (в процентах) от федеральных и региональных налогов  и иных платежей. Метод субвенций  основан на выделении сумм из бюджета  вышестоящего уровня на определенный срок и на конкретные цели7. Этот метод финансовой деятельности государства не использовался в условиях административно-командной системы управления экономикой и начал активно применяться с начала 90-х гг. Метод дотаций использовался в социалистической бюджетной системе и используется сейчас. Он заключается в выделении субъектам РФ и муниципальным образованиям финансовых ресурсов без целевого назначения.

 

 

2. СТРАХОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ  И ИХ СУБЪЕКТЫ

 

Страховое правоотношение значительно  отличается от других видов обязательственных  правоотношений, поскольку обладает своим определенным набором индивидуальных черт. Это отличие проявляется  во всех его структурных элементах  – субъектах, объекте и содержании.

В силу страхового обязательства  одна сторона – страхователь –  обязуется вносить в фонд другой стороны – страховщика – установленные  платежи – страховые премии, страховые  взносы; а страховщик обязуется при  наступлении страхового случая –  предусмотренного события – выплатить  страховое возмещение (при имущественном  страховании), страховую сумму (при  личном страховании).

Содержанием страховых отношений  являются права и обязанности  их участников, а их объектом – то, на что направлены, что регулируют эти права и обязанности.

В качестве субъектов в  страховом правоотношении выступают участники правоотношения:

  • страхователь (лицо, обратившееся за страхованием)
  • страховщик (лицо, которое обязуется при наступлении страхового случая возместить страхователю причиненные вследствие этого события убытки (п. 1 ст. 929 ГК РФ).

Кроме того, в страховых  правоотношениях могут принимать  участие еще два вида субъектов  – это выгодоприобретатель и  застрахованное лицо. В качестве выгодоприобретателя  признается лицо, в пользу которого производится исполнение обязанности  страховщика по уплате страховой  суммы. Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона (ст. 5 Закона РФ «Об организации страхового дела в РФ»). Это лицо, которое в силу договора или закона обязано уплатить страховщику страховую премию, а при наступлении страхового случая вправе требовать от страховщика страховой выплаты себе либо выгодоприобретателю (в том случае, если страхование производится в пользу третьего лица).

Информация о работе Предмет и метод финансового права