Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:31, контрольная работа
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования (формирования), распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов (финансовых ресурсов) государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их задач1.
Финансовое право закрепляет структуру финансовой системы, распределение компетенции в данной области между Федерацией и ее субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов, а на основе этих исходных норм регулирует отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований, от лица которых выступают соответствующие государственные или муниципальные органы. Данные отношения и составляют предмет финансового права.
Можно выделить три группы страхователей: юридические лица, дееспособные физические лица, страхователи в силу закона (например, органы государственной власти и местного самоуправления). Страхователями не могут быть государство, субъекты РФ, муниципальные образования.
Физические лица могут стать субъектами страховых правоотношений по достижении ими 18 лет, а в возрасте от 14 до 18 лет – при наличии письменного согласия его законных представителей.
Необходимым условием для
участия того или иного лица, обладающего
необходимой
Наличие выгодоприобретателя в договоре страхования в качестве самостоятельного субъекта объясняется не только тем, что у него есть право на получение страхового возмещения, но и тем, что выгодоприобретатель должен выполнять ряд обязанностей. В статье 939 ГК РФ говорится о том, что страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей, которые лежат на страхователе, но не выполненные им.
Здесь налицо необоснованно широко сформулированная возможность возложения на выгодоприобретателя обязанностей в рамках договора страхования. Выгодоприобретатель, являясь всего лишь третьим лицом, не может нести самостоятельных обязанностей (п. 3 ст. 308 ГК РФ), он лишь исполняет чужое обязательство в рамках ст. 313 ГК РФ.
Как правило, стороны в
договоре страхования устанавливают
обязанности, которые должны исполняться
непосредственно
Возлагая обязанности
страхователя на выгодоприобретателя,
стороны договора должны исключать
возможности образования таких
условий, при которых будут создаваться
самостоятельные обязанности
Любая из обязанностей, которая
ложится на выгодоприобретателя, вне
зависимости от того, изначально ли
она была возложена или в результате
неисполнения страхователя, предполагает,
что сам должник несет
Если же страхователь сам намеревается получить страховое возмещение, то выгодоприобретатель в качестве самостоятельной фигуры не выделяется.
Застрахованным лицом признается субъект, не только наделенный правами по отношению к вышеперечисленным сторонам, но и выступающий носителем предмета страховой охраны, то лицо, у которого должно произойти событие, подпадающее под критерии страхового случая и влекущее для страховщика обязанность уплатить страховую сумму.
Застрахованное лицо в качестве самостоятельного субъекта проявляется только в личном страховании, т. е. в данном случае его жизнь и здоровье будут являться предметом страховой охраны. В ст. 6 ФЗ РФ «Об организации страхового дела» дается определение понятия страховщика как юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации для осуществления страхования, перестрахования, взаимного страхования и получивших лицензии в установленном законом порядке. Этот порядок установлен в ст. 32 указанного закона.
В соответствии с Законом «Об организации страхового дела» и ст. 938 ГК РФ в качестве страховщика может выступать только юридическое лицо. Законодательство РФ не признает в качестве страховщика физическое лицо, в том числе индивидуального предпринимателя.
Говоря о страховщике,
следует иметь в виду, что, будучи
юридическими лицами, страховые организации
могут быть как коммерческими, так
и некоммерческими. Как правило,
страховые организации
Действующее на данный момент
законодательство не препятствует созданию
страховых организаций в форме
государственных и
По законодательству РФ в
качестве страховщика не имеют право
выступать иностранные
Закон РФ «Об организации
страхового дела» (ст. 6 и ст. 7) различает
две группы страховщиков, а именно:
страховые организации и
Основной целью деятельности страховой организации является извлечение прибыли из этой деятельности. На основании этого, можно сделать вывод, что частные страховые организации должны создаваться в определенных организационно-правовых формах коммерческой организации (ст. 50 ГК РФ).
Особенность обществ взаимного
страхования состоит в
Страховщики имеют право осуществлять страховую деятельность через посредников, а именно через страховых агентов и страховых брокеров. Ст. 8 ФЗ «Об организации страхового дела» дает определение понятия страхового агента, в соответствии с которым, – это физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению. Здесь налицо представительские отношения, которые закреплены в ст. 182 ГК РФ.
На основании этого одно лицо (страховой агент) совершает юридические или фактические действия в силу полномочия, основанного на доверенности. Страховые агенты в силу предоставленных им полномочий вправе заключать договоры страхования, а также совершать иные действия от имени страховщика. Как правило, правовые отношения между страховщиком и страховым агентом оформляются договором поручения.
Согласно Закону «Об организации
страхового дела в РФ» страховыми
брокерами являются юридические
либо физические лица, которые зарегистрированы
в установленном порядке в
качестве индивидуальных предпринимателей,
осуществляющие посредническую деятельность
по страхованию от своего имени на
основании поручений
К участникам страховой деятельности
также относятся страховые
Также в ст. 14 Закона РФ «Об
организации страхового дела в РФ»
говорится о том, что субъекты
страхового дела могут образовывать
союзы, ассоциации и иные объединения
для координации своей
3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
НАРУШЕНИЕ БАНКОВСКОГО
В соответствии со ст. 74 ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)", в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0, 1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.
В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:
1) взыскать с кредитной
организации штраф в размере
до 1%размера оплаченного
2) потребовать от кредитной
организации: осуществления
3) изменить на срок
до шести месяцев
4) ввести запрет на
осуществление кредитной
5) назначить временную
администрацию по управлению
кредитной организацией на
6) ввести запрет на
осуществление реорганизации
7) предложить учредителям
(участникам) кредитной организации,
которые самостоятельно или в
силу существующего между ними
соглашения, либо участия в капитале
друг друга, либо иных
Банк России вправе отозвать
у кредитной организации
Таким образом, все меры за
нарушение банковского
Предупредительные меры направлены на предупреждение совершения правонарушений кредитной организацией, на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений. К ним можно отнести: требование Банка России об осуществлении кредитной организацией мероприятий по финансовому оздоровлению, в том числе изменении структуры активов, замены ее руководителей и реорганизации; предложение Банка России учредителям (участникам) кредитной организации, которые самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия могут оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение его обязательных нормативов.
Пресекателыные меры направлены
на прекращение противоправных действий,
совершаемых кредитной
К мерам ответственности можно отнести штраф и отзыв лицензии на осуществление банковской деятельности.
Отзыву лицензии, как наиболее серьезной санкции банковской ответственности, характерны следующие признаки:
Наряду с нормами финансового права существует и административная ответственность за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности. Вступление в силу с 01.07.2002 г. КоАП РФ привело к конкуренции норм административного и банковского права. Иначе говоря, с введением этого кодекса Банк России не лишился права по применению мер воздействия. Согласно ст. 15.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях (Нарушение законодательства о банках и банковской деятельности):