Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:51, дипломная работа
Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:
1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;
2. проанализированы основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь;
Введение
1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета
2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь
3. Проблема сбалансированности бюджета
Заключение
Список использованных источников
Рисунок 2.2 Структура бюджета области
Рисунок 2.3 Структура бюджета района
Местные исполнительные и распорядительные органы, местные финансовые и налоговые органы организуют исполнение местных бюджетов, обеспечивают поступление всех предусмотренных доходов и расходование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением.
Местные бюджеты исполняются в соответствии с бюджетной росписью, которая составляется местными финансовыми органами или соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами согласно утвержденному бюджету.
Исполнительные и распорядительные органы городов с районным делением могут предоставлять право исполнения городского бюджета в части финансирования бюджетных учреждений и организаций, расположенных на территории районов в городе, местным администрациям районов в соответствии со сметами расходов, утвержденными в установленном порядке.
Государственные внебюджетные фонды являются составной частью государственных финансовых средств и представляют собой совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению. Создание государственных внебюджетных фондов, определение источников их образования и порядка использования осуществляются актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.
Средства государственных внебюджетных фондов не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию.
Характерной чертой системы межбюджетных отношений в Беларуси является то, что она выстраивается от доходов различных уровней, а не от расходных полномочий и соответствующих расходных функций, что создает неопределенность и расплывчатость в финансировании публичных услуг. В настоящее время нет четкости в распределения расходов между бюджетами разных уровней. Не ясно, например, за предоставление каких публичных услуг отвечает тот или иной уровень правительства, кто обеспечивает финансирование той или иной услуги.
Сложившаяся система межбюджетных отношений в Беларуси охватывает две основных части: подсистему налогового разделения и подсистему предоставления финансовой помощи через дотации, субсидии и субвенции. Через данные подсистемы осуществляется вертикальное и горизонтальное выравнивание.
По своему материально-вещественному воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством страны в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления.
В унитарном (едином) государстве различают доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов, а в федеральном (союзном) государстве, как, например, Россия, эти доходы дополняются доходами бюджетов членов федерации.
В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Беларусь доходы бюджета классифицируются по следующим группам:
- налоговые доходы;
- взносы на государственное социальное страхование;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
Расходы государственного бюджета — это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям [17, c. 108].
Осуществляя расходы, государство оказывает прямое воздействие на экономику, увеличивая или уменьшая общий объем расходов на отдельные отрасли и сферы экономики — промышленность, строительство, образование, науку, здравоохранение и др. Наряду с прямым изменением расходов воздействие осуществляется также косвенным образом – через дотации, субсидии, субвенции и т.п.
За 2007 год в консолидированный бюджет поступило 48 049,9 млрд. рублей доходов с учетом доходов Фонда социальной защиты населения (далее – ФСЗН), или 103,0% годового плана (за 2006 год – 102,3% годового плана). Из них на долю НДС, налогов на доходы и прибыль, акцизов и подоходного налога приходилось 39,9%. При этом 18,0% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость. Расходы консолидированного бюджета с учетом расходов ФСЗН профинансированы в сумме 47 626,8 млрд. рублей, что составляет 98,0% годового плана (за 2006 год – 95,8%). В реальном выражении это на 17,9% больше, чем за 2006 год при реальном росте доходов за этот период на 15,5%. Профицит консолидированного бюджета за 2007 год составил 422,1 млрд. рублей, или 0,4% к ВВП (за январь-декабрь 2006 года профицит - 1,4% к ВВП) (см. приложение).
Анализ поступлений доходов свидетельствует о том, что удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП увеличился с 48,4 процента в 2006 году до 50,0 процента в 2007 году, или на 1,6 п.п., что в значительной степени обусловлено введением экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты и расширением налогооблагаемых баз. В частности, удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в доходах консолидированного бюджета увеличился с 5,4% в 2006 году до 13,1% в 2007 году, или более чем вдвое.
Одним из факторов повышения уровня централизации бюджетных средств в ВВП является показатель энергетичности доходов, характеризующий воздействие автоматических и дискреционных эффектов на доходы бюджета. Данный показатель рассчитывается как отношение процентного роста налоговых поступлений к процентному росту ВВП. Расчеты показывают, что за 2007 год энергетичность доходов консолидированного бюджета составила 1,07, что свидетельствует, во-первых, о более быстром темпе роста реальных доходов консолидированного бюджета по отношению к темпу роста ВВП (на 7,4 п.п.), и, во-вторых, что рост ВВП на единицу ведет к росту налоговых поступлений в бюджет более чем на единицу (для сравнения отметим, что в 2006 году энергетичность доходов была 1,06).
Задолженность по платежам в бюджет по состоянию на 1 января 2008 года, составила 149,5 млрд. рублей. По отношению к ВВП она сократилась почти в два раза: с 0,3% ВВП на начало 2007 г. до 0,16% ВВП на начало 2008 г. Отношение задолженности к годовым доходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,8% на 1.01.2007 г. до 0,4% на 1.01.2008 г.
Ниже приводится анализ структуры консолидированного бюджета (с учетом доходов ФСЗН) за 2005-2008 годы, табл. 2.1. Как видно из таблицы, в 2008 году налоговые доходы выросли на 1,2 п.п. по сравнению с 2007 годом (учитывая отмену налогов на фонд заработной платы и рост доходов от ВЭД), а доля неналоговых доходов и взносов на государственное социальное страхование в ВВП сократилась.
Таблица 2.1 Динамика структуры доходов консолидированного бюджета за 2005-2008 гг., %
Показатели | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
Налоговые доходы - всего | 70,1 |
| 70,1 | 71,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
Налоги на доходы и прибыль | 15,6 | 16,1 | 16,0 | 15,5 |
в т.ч. - подоходный налог | 10,3 | 10,3 | 6,5 | 6,4 |
Налоги на фонд заработной платы | 0 | 0 | 1,8 | 0 |
Налоги на собственность | 0 | 0 | 3,3 | 3,2 |
Налоги на товары и услуги | 37,7 | 36,2 | 38,4 | 35,0 |
в т.ч. - НДС | 18,1 | 18,5 | 19,2 | 18,0 |
- акцизы | 8,2 | 7,5 | 7,4 | 6,3 |
Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности | 8,0 | 9,2 | 5,4 | 13,1 |
Взносы на государственное социальное страхование | 24,2 | 25,1 | 24,2 | 23,4 |
Неналоговые доходы | 6,9 | 6,7 | 5,7 | 5,3 |
Итого доходов | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 |
За 2008 год производительность труда в экономике сложилась на уровне 107,7%, в то время как реальный рост заработной платы работников в бюджетной сфере за этот период составил 106%, что явилось вкладом бюджетно-налоговой политики в сбалансированность внешней позиции.
Расходы консолидированного бюджета за 2008 год профинансированы 47 626,8 млрд. рублей, в том числе расходы Фонда социальной защиты населения – 10 448,8 млрд. рублей. При этом кредиторская задолженность по средствам консолидированного бюджета составила 166,3 млрд. рублей (в 2007 году – 250 млрд. рублей). Отношение кредиторской задолженности к годовым расходам консолидированного бюджета (без ФСЗН) уменьшилось с 0,87% на 1.01.2007 г. до 0,45% на 1.01.2009 г.
В 2008 году при реальном росте всех расходов консолидированного бюджета на 17,9% по сравнению с 2007 годом в разрезе функциональной классификации отдельные разделы бюджета имели различия в динамике финансирования. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку отраслей национальной экономики – на 35,8%, общегосударственные расходы – на 20,9%, расходы на жилищные и коммунальные услуги – на 18,6%.
В 2008 году по сравнению с 2007 годом на 3,1 процентных пункта возросла доля расходов консолидированного бюджета на поддержку национальной экономики; на 0,3 процентных пункта – доля общегосударственных расходов при снижении удельного веса расходов по другим разделам функциональной классификации, рис. 2.4.
Рисунок 2.4 Функциональная структура расходов консолидированного бюджета, в процентах к итогу
Примечание – Источник: Материалы Министерства финансов Республики Беларусь.
Более 90% расходов бюджета по разделу "Национальная экономика" приходилось на расходы по четырем подразделам: "Промышленность, энергетика, строительство и архитектура" – 37,1% всех расходов на национальную экономику, "Сельское хозяйство, рыбохозяйственная деятельность" – 34,7%, "Дорожное хозяйство" – 16,1% и "Транспорт" – 6,9%.
Расходы по разделу "Социальная политика" составили 27,3% всех расходов консолидированного бюджета, "Образование" – 11,6%, "Здравоохранение" - 9,1%, "Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации" – 2,4%.
В расходах консолидированного бюджета в 2008 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 78,6%, в том числе на заработную плату рабочих и служащих и начисления на нее – 20,1%, субсидии и текущие трансферты – 42,7%, обслуживание государственного долга – 0,8%. Доля капитальных расходов составила 20,1%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 17,2% всех бюджетных расходов.
Расходы консолидированного бюджета (без учета ФСЗН) в 2008 году сложились на 52% из расходов республиканского бюджета и 48% - расходов местных бюджетов, рис. 2.5.
Рисунок 2.5 Структура расходов консолидированного бюджета (без ФСЗН)
Примечание – Источник: Материалы Министерства финансов Республики Беларусь.
Доля местных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны является одним из критериев бюджетной децентрализации. В последние годы для бюджетного процесса республики было характерно повышение уровня централизации ресурсов в республиканском бюджете. Удельный вес доходов республиканского бюджета (без ФСЗН) в доходах консолидированного бюджета в 2008 году составил 67,7% вместо 50,1% в 2004 году. В формировании доходной части местных бюджетов значительную роль играют безвозмездные поступления из республиканского бюджета. В 2008 году финансовая помощь местным бюджетам составила 16,2% всех доходов этих бюджетов.
Доходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) в 2008 году составили 24 813,3 млрд. руб., или 118,7% (в реальном выражении) к уровню 2007 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 25 424,2 млрд. руб., что на 23,5% больше, чем в 2007 году.
Наибольший удельный вес в доходах республиканского бюджета (без учета ФСЗН) (25,3%) занимали доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций. По сравнению с 2007 годом их объем возрос в 2,8 раза в реальном выражении. За счет налога на добавленную стоимость обеспечено 24,5% всех поступлений в республиканский бюджет.
Финансирование по всем разделам республиканского бюджета в разрезе функциональной классификации было осуществлено выше уровня 2007 года. Наиболее значительно возросли расходы на поддержку национальной экономики (на 39,7% в реальном выражении) и общегосударственные расходы (25,1%).
В 2008 году расходы республиканского бюджета (без учета ФСЗН) превысили доходы на 610,9 млрд. рублей, или 0,6% ВВП. С учетом ФСЗН профицит республиканского бюджета составил 326 млрд. рублей, или 0,3% ВВП.
В целом тенденции в бюджетной сфере страны адекватны экономическим процессам, происходящим в государстве. Бюджетно-налоговая политика в 2008 году, как и ранее, была подчинена выполнению задач социально-экономического развития страны.
Исключительно важным направлением сокращения расходов республиканского и местных бюджетов является жесткая экономия расходов на энергоресурсы, покупаемые страной в России и других странах.
3. Проблема сбалансированности бюджета
Информация о работе Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ