Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 12:22, доклад
Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий, основанных на негосударственных формах собственности). финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих обще-ственные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и ис-пользования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.
Из-за изменения курса иностранных валют требуется периодически пересчитывать как стоимость денежных средств, так и размер задолженностей.
Такой пересчет делают либо на дату проведения операции в иностранной валюте, либо на дату составления бухгалтерской отчетности (последний день отчетного периода). В результате такого пересчета образуются положительные или отрицательные курсовые разницы.
Так, курсовые разницы появляются:
при пересчете денежных средств на валютном счете или валюты в кассе - если на дату осуществления операции с валютой (дату составления отчетности) ее курс вырос или снизился;
при пересчете кредиторской задолженности - если на дату погашения задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался ниже или выше, чем на дату ее возникновения;
при пересчете дебиторской задолженности - если на дату погашения задолженности (дату составления отчетности) курс валюты оказался выше или ниже, чем на дату ее возникновения.
Например, организация в январе приобрела копировальный аппарат стоимостью 590 долл. США (в том числе НДС - 90 долл. США).
На дату принятия к бухгалтерскому учету копировального аппарата официальный курс доллара США составлял 32,00 руб./USD.
В феврале копировальный аппарат был оплачен и введен в эксплуатацию.
На момент оплаты курс доллара США составил 32,50 руб./USD. В январе бухгалтер организации сделал проводки:
Дебет 08 Кредит 60 - 16 000 руб. ((590 USD - 90 USD) х 32,00 руб./USD) - учтены затраты, связанные с приобретением копировального аппарата;
Дебет 19 Кредит 60 - 2880 руб. (90 USD х 32 руб./USD) - учтен НДС по приобретенному копировальному аппарату.
В феврале:
Дебет 60 Кредит 51 - 19 175 руб. (590 USD х 32,50 руб./USD) - оплачен счет поставщика;
Дебет 91-2 Кредит 60 - 295 руб. ((32,50 руб./USD - 32,00 руб./USD) х 590 USD) - отражена отрицательная курсовая разница;
Дебет 10 Кредит 08 - 16 000 руб. - копировальный аппарат введен в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19 - 2880 руб. - НДС принят к вычету [15].
В соответствии с ПБУ
9/99 и 10/99 к прочим доходам и расходам
относятся чрезвычайные доходы и
расходы. Эти доходы и расходы
возникают как последствия
Возникновение чрезвычайных обстоятельств должно быть подтверждено документально. Для подтверждения понесения организацией убытков вследствие чрезвычайной ситуации необходимо обратиться в службы ликвидации последствий чрезвычайной ситуации или в органы внутренних дел, представив:
акт, удостоверяющий происшедшее чрезвычайное событие, подписанный руководителем и специалистами по ликвидации последствий события;
справку специализированных служб о происшедшем событии (пожарных, метеорологических, сейсмических и т.д.).
После стихийного бедствия,
пожара или других чрезвычайных ситуаций,
вызванных экстремальными условиями,
в организации обязательно
Например, в организации произошел пожар. При этом пришли в негодность материалы на сумму 120 тыс. руб., а также основные средства, остаточная стоимость которых равна 450 тыс. руб. После проведения инвентаризации основных средств и их ликвидации выявлены детали, пригодные к дальнейшему использованию, текущая рыночная стоимость которых составляет 18 тыс. руб. Для ликвидации последствий пожара были привлечены работники организации, заработная плата которых за период ликвидации составила 50 тыс. руб. (сумма ЕСН и взносов на обязательное страхование составила 18 тыс. руб.), и строительная организация, стоимость работ которой составила 108 тыс. руб. Сторонняя организация добровольно признала себя виновной в возникновении пожара и согласилась выплатить убытки в размере 950 тыс. руб. НДС в примере не учитывается.
Необходимо произвести
следующие бухгалтерские
Дебет 02, Кредит 01 - на сумму начисленной амортизации,
Дебет 91, Кредит 01 - списана остаточная стоимость основных средств - 450 тыс. руб.,
Дебет 91, Кредит 10 - списаны материалы - 120 тыс. руб.,
Дебет 10, Кредит 91 - оприходованы детали, оставшиеся от ликвидации основных средств, пригодные к использованию, - 18 тыс. руб.,
Дебет 91, Кредит 70 - начислена заработная плата работникам, занятым в работах по ликвидации последствий пожара, - 50 тыс. руб.,
Дебет 91, Кредит 68, 69 - начислены ЕСН и взносы на обязательное страхование - 18 тыс. руб.,
Дебет 91, Кредит 60 - учтена в составе чрезвычайных расходов стоимость работ строительной организации - 108 тыс. руб.,
Дебет 76, Кредит 91 - признаны доходы в размере добровольно уплаченной суммы ущерба виновной организацией - 950 тыс. руб. [19].
Аналитический учет по счету 91 ведется по каждому виду прочих доходов и расходов. При этом построение аналитического учета по прочим доходам и расходам, относящимся к одной и той же финансовой, хозяйственной операции, должно обеспечивать возможность выявления финансового результата по каждой операции. Регистром синтетического учета является журнал-ордер № 15 или машинограмма по счету 91 [3] .
53,Понятие,
состав бухгалтерской
Отчетность представляет собой систему показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования. Отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды.
Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), утвержденным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом.
Отчетность организаций классифицируют по видам, периодичности составления, степени обобщения отчетных данных.
По видам отчетность подразделяется на бухгалтерскую, статистическую и оперативную.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности. Составляют ее по данным бухгалтерского учета.
Статистическая отчетность
составляется по данным статистического,
бухгалтерского и оперативного учета
и отражает сведения по отдельным
показателям хозяйственной
Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за короткие промежутки времени - сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эти данные используются для оперативного контроля и управления процессами снабжения, производства и реализаци продукции.
По периодичности составления различают внутригодрвую и го довую отчетность. Внутригодовая отчетность включает отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие. Внутригодовую статистическую отчетность обычно называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую - промежуточной бухгалтерской отчетностью. Годовая отчетность - это отчеты за год.
По степени обобщения отчетных данных различают отчеты первичные, составляемые организациями, и сводные, которые составляют вышестоящие или материнские организации на основании первичных отчетов.
В настоящее время организации представляют в обязательном порядке промежуточную и годовую бухгалтерскую отчетность. Промежуточная бухгалтерская отчетность включает:
ф. № 1 «Бухгалтерский баланс»;
ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках».
Кроме указанных форм
в составе промежуточной
В соответствии с Законом «О бухгалтерском учете» (1) и ПБУ 4/99 (9) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:
бухгалтерского баланса;
отчета о прибылях и убытках;
приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
пояснительной записки.
Рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности организаций, а также указания о порядке их заполнения утверждаются Министерством финансов Российской Федерации.
Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ.
В пояснительной записке может быть приведена оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт, репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности у клиентов, пользующихся услугами организации, и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации и др. Целесообразно включение в пояснительную записку данных о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, описаний будущих капиталовложений, осуществляемых экономических мероприятиях и другой информации, интересующей возможных пользователей годовой бухгалтерской отчетности.
Все большая ориентация отечественной бухгалтерской отчетности на внешних пользователей, а также на предоставление достаточно детальной информации акционерам существенно приблизила ее к отчетности западных стран.
За 2002 г. годовая бухгалтерская отчетность включает:
бухгалтерский баланс - ф. № 1;
отчет о прибылях и убытках - ф. № 2;
отчет об изменениях капитала - ф. № 3;
отчет о движении денежных средств - ф. № 4;
приложение к бухгалтерскому балансу — ф. № 5;
отчет о целевом использовании полученных средств - ф. № 6;
пояснительную записку;
специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами Российской Федерации для организаций системы по согласованию соответственно с министерствами финансов Российской Федерации и республик;
итоговую часть аудиторского заключения.
Субъекты малого предпринимательства,
не применяющие упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности
и не обязанные проводить
Если указанные субъекты малого предпринимательства обязаны проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности, то они также могут не представлять в составе годовой бухгалтерской отчетности ф. № 3, 4 и 5, если отсутствуют соответствующие данные.
Некоммерческие организации име
Общественные организации (объединения), не осуществляют предпринимательскую деятельность и не имеющие кроме выбывц,е го имущества оборотов по продаже товаров (работ, услуг), промер точную бухгалтерскую отчетность не составляют. Указанные оргаци зации в составе годовой бухгалтерскому отчетности не представля ют отчеты об изменениях капитала и о движении денежных средств (формы № 3 и 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5) и пояснительную записку.
54,Порядок составления бухгалтерских отчетов
Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъя» ляемым к ней требованиям, при составлении бухгалтерских отчетов должно быть обеспечено соблюдение следующих условий: полное отраве ние за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризации всех производственных ресурсов, готовой продукции и расчетов; полное совпадение данных синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетов и балансов с данными синтетического и аналитического учета; осуществление записи хозяйственных операций в бухгалтерском учете только на основании надлежаще оформленных оправдательных документов или приравненных к ним технических носителей информации; правильная оценка статей баланса.