Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 08:42, шпаргалка

Описание

работа содержит краткие ответы по дисциплине "Финансовое право"

Работа состоит из  1 файл

финансовое право.doc

— 389.50 Кб (Скачать документ)

33. Доходы бюджета.

Дох. бюджета – ден. ср-ва, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соотв-вии с законодат-вом РФ в распоряжение органов гос. власти РФ, органов гос. власти SРФ и органов МСУ. Классификации. I тип: 1) нал. доходы – предусмотр. нал. законодат-вом РФ фед., регион. и местн. Н и сборы, а также пени и штрафы. 2) ненал. доходы: а) доходы от использования имущ-ва, находящегося в гос. или муницип. собственности б) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями в) ср-ва, полученные в рез-те применения мер гражданско-правовой, администрат. и уголовной ответств-ти г) доходы в виде фин. помощи, полученной от бюджетов др. уровней бюджетной сист. РФ; 3) безвозмездные перечисления от физ. и юр. лиц. 2 тип: 1)собств. - доходы, закрепленные на пост. основе полностью или частично за соответствующ. бюджетами законодат-вом РФ. 2) Регулирующие - фед и регион Н и иные платежи, по кот. устанавливаются нормативы отчислений (в %) в бюджеты SРФ или местные бюджеты на очередной фин. год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разн. видам таких дох.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

34. Расходы  бюджета.

Р.Б. – ден. ср-ва, направляем. на фин. обеспечение задач и ф-ций Г и МСУ. Классификация в завис-ти от их экон. содерж-я: - Текущие – часть расходов, обеспечивающая текущее фукционир-е органов гос. власти, органов МСУ, бюджет учреждений, оказание гос. помощи разл. отраслям эк-ки, а также др. расходы бюджета, не включ. в капит., н-р на содержание приютов. - Кап. расходы – часть расходов бюджетов, обеспечив-щая инновационную и инвестиц-ю деят-ть, включ-я статьи расходов, предназ-е для инвестиций, в действующие и вновь создаваемые юр. лица, расходы на проведение кап. ремонта и иные расходы, связанные с расширением произв-ва. Вида расходов, финансируем из фед бюджета: - обесп-е деят-ти Президента РФ, Фед Собрания РФ, Счетн. Палаты РФ, ЦИК РФ и т.д.; функц-ние фед. судебн. сист.; нац. оборона и безопастность Г; гос. поддержка транспорта; атомн. энергетики; ликвидация последствий ЧС; исслед-е и использ-е космич. пространства; гос. долг РФ; фин. поддержка субъектов РФ. Из бюджета SРФ: функц-ние органов законодат. и исполнит. власти SРФ; фин. помощь местн. бюджетам и пр. Из местн. бюджетов: содерж-е органов МСУ, охраны обществ. порядка, мест захоронения, муницип. архивов, дорог местн. знач-я; формир-е муницип. собств-ности и управл-е ею; ЖКХ, муницип. дорожн. сроит-во; противопожарн. безопастность; дотиров-е населения; муницип. долг и пр. Совместно: гос. поддержка отраслей промыш-ти, строит-ва, газификации, водоснабж-я, с/х, автом. и речн. транспорта, связи и дор. хоз-ва; обеспеч-е правоохранит деят-ти, противопожарн. безопасности; соц. защиты населения; охраны окр. прир. среды; разв-е рыночн. инфраструктуры и пр.

35. Бюджетн.  процесс: понятие, участники, стадии.

Б. процесс - регламентируемая нормами права деят-ность органов гос. власти, органов МСУ и участников б.процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов гос. внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов гос. внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Участники: 1) Президент РФ; 2) органы законодат. (представит.) власти; 3) органы исполнит.власти (высшие должностные лица SРФ, главы МСУ, фин. органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, др. уполномоченные органы); 4) органы ден.-кредитн. регулир-я; 5) органы гос. и муницип. фин. контроля; 6) гос. внебюджетные фонды; 7) главн. распорядители и распорядители бюджетн. ср-в; 8) иные органы, на кот. законод-вом РФ, SРФ возложены бюджетн., нал. и иные полномочия.

Участниками также явл. бюджетн. учреждения, ГУП и МУП, др. получатели бюджетных ср-в, а также  кредитн. организации, осуществляющие отдельн.операции со ср-вами бюджетов. Стадии: 1) составление проекта бюджета 2)рассмотрение и утверждение бюджета. 3)исполнение бюджета. 4) подготовка рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюдж.

 

 

 

 

 

 

 

36. Понятие  и предмет банк. права.

Банк. право – совок-ность юрид. норм, регулирующ. общ-е отн-я, возникающ. в процессе построения, орг-ния, развития, банк сис-мы РФ в частности в процессе осущ-ния Банком России и кредит орг-ми банк деят-ти,  а также обществ. отн-я, возникающие в процессе регул-ния банк сис-мы Рф со стор гос органов в интересах граждан, орг-ций и гос-ва. Предмет банк права явл. вышеперечсленн. обществ. отнош-я. Принципы Банк. права: 1) неприкосновенность собств-ти, 2) принципы свободы экон. деят-ти, 3) поощрение конкуренции и затрат монополизации на рынке фин услуг, 4)осущ-ние банк деят-ти на едином экон. пространстве, 5) паритет всех S Банк.П – рав-во частных и публичных начал в Банк. п, согласованность гражд-на и Г, гражд-на и конкр банка, банка и Г.

37. Сист. и метод  банк. права.

Сист. банк. права включ. 3 уровня: 1) подотрасли банк. права (валютное право в той части, в кот. оно регулируется соответствующ. банк. з-нами и нормативными актами Банка России.); 2) правовые институты (отраслевые и межотраслевые); 3) нормы банк. права. Институт банк. права - совок-сть правовых норм, кот. регулируют взаимосвязанные банк. отнош-я опред. вида. Банк. право состоит из таких институтов, как н-р, банк. сист., правовой статус кредитн. организации, правовой статус Банка России, правовое регулирование бух. учета в кредитной организации, открытие и ведение банк. счета, расчеты, кассовые операции, валютные операции, валютный контроль, операции по банк. вкладам, операции по кредитам и др. Методы: 1) административно-правов. (регулируются отнош-я власти и подчинения). Предполагает наличие у одной из сторон правоотнош-я права давать в отнош-и др. стороны обязат. для исполнения властные предписания. 2) гражданско-правовой (предпол-ет для участников правоотнош-й рав-во и возможность выбирать вариант поведения по собствен. усмотрению в завис-ти от конкр. обстоятельств. Регулируются, в осн., отнош-я м/у коммерч. банками и их клиентами.

38. Источники  банк. права. 

ИсточникиП  – форма закрепления внешнего выраж-я норм права. Источники БП: 1) КРФ 2) ФКЗ («О правит-ве РФ»; «О судебн. сист. РФ») 3) ФЗ («О ЦБ РФ», «О банках и банковск. деят-ти») и кодифицирован. норм-правов. акты (БК, НК) 4) указы президента РФ («О совершенствовании работы банк. сист. РФ). 5) постановления правит-ва РФ и распоряжения, носящие нормативн. хар-р. 6) нормативно-правов. акты ЦБ РФ «Инструкция ЦБ об обязат. нормативов банка».

39. Банк. сист. РФ.

Банк.сис-ма – сов-ть ее элементов или банков, к-е представляют собой денежно-кредит учреждения или  орг-ции, выполняющие депозитные, расчетные  и кредитные ф-ции. Практически во всех гос-вах зако-во устан-т 2х-уровневую структуру БС, где на вершине нах-ся ЦБ страны, на 2 уровне – иные банки, отвечающие требованиям, предъявленным национ законодат-м. В соотв с ФЗ «о банках и банк деят-ти» банк сист. РФ вкл в себя: банк России, кредитные орг-ции и филиалы и представительства иностр банков.

 

 

 

40. ЦБ РФ: правовой  статус, компетенция, полномочия.

Деят-ть ЦБ РФ регул-ся КРФ  и ФЗ «о ЦБ Рф». ЦБ РФ явл. юр лицом, имеет  печать, принимает обяз-ва, отвечает по ним и тд. ЦБ РФ имеет в SРФ свои территор-е подразделения, главн. управл-я и нац банки. Их рук-ли действуют на основании положения о соотв-м струк-м подразделении и полномочий. Кроме того, ЦБ РФ явл. юр лицом и осущ-т банк операции, он явл. органом гос упр-я, наделенной властными полномочиями. В пределах своей компетенции ЦБ РФ  в праве издавать н-п акты, обязательные для исполнения орг гос вл, МСУ, их должностными лицами, предпр-ми, учреждениями, орг-ми всех форм собственности, а также физ лицами. У ЦБ 3 осн-е цели:1) защита и обеспечение устойчивости рубля, 2) развитие и укрепление банковской сис-мы РФ. 3)обеспечение эффективн. и бесперебойного функц-ния платежн. сист.

41. Ф-ции ЦБ  РФ.

1) во взаимодействии  с Правит-вом РФ разрабатывает  и проводит единую гос. ден.-кредитную политику;

2) монопольно осущ-ет  эмиссию наличн.х денег и организует  их обращение; 3) устанавливает правила осущ-ния расчетов и банк. операций в РФ; 4) осущ-ет гос. регистрацию кредитн. организаций; выдает и отзывает лицензии кредитн. организаций и организаций, занимающихся их аудитом; 5) регистрирует эмиссию ценных бумаг; 6) осущ-ет все виды банк. операций, необх-ых для выполнения осн. задач Банка России; 7) осущ-ет валютное регулирование; опред-ет порядок осущ-ния расчетов с иностр. Г; 8) принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;  9) проводит анализ и прогнозирование состояния экон-ки РФ в целом и по регионам; публикует соответствующ. материалы и статистич. данные; 10) осущ-ет иные ф-ции в соотв-вии с фед. з-нами.

42. Территор. подразделения банка России: правовой статус, компетенция, полномочия.

Территор учреждение ЦБ РФ - обособленное подразделение  ЦБ РФ, осуществляющее на территории SРФ часть его ф-ций в соотв-вии нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную сист. Банка России с вертик. структурой управления.  Территор. учреждения созд-ся на территории SРФ. По реш-ю Совета директоров Банка России территор. учреждения могут создаваться по экон. районам, объединяющим территории неск-ких SРФ. Территор. учреждениями ЦБ явл. его Главные управления в краях, обл. и автономных округах РФ, городах Москве и Санкт - Петербурге, Нац. банки республик в составе РФ. В составе территор. учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно - кассовые центры, иные подразделения. Полномочия: в обл. ден. - кредитного регулирования; организации ден. обращения и расчетов; по обслуживанию счетов по учету дох. и ср-в фед. бюджета, бюджетов SРФ, местных бюджетов и гос. внебюджетных фондов; в обл. экон. анализа и статистики; по регулированию, надзору и осуществлению проверок деят-ти кредитных организаций; в обл. валютного контроля; в обл. связей со СМИ и общественностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

43. Кредитн.  организация: понятие, операции.

Кред орг-ция – юр лицо, к-е для извлечения прибыли  как основной цели своей деят-ти на основании спец разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осущ-ть банк операции, предусмотренные действ закон-вом. Кред орг-ция м.б. создана на основе любой формы собственности как хоз общ-во. 3 орг-прав формы для кредит орг-ций:1) АО, уставной капитал к-го разделен на опред. число акций. 2) общ с огран ответ-тью, 3) общ с допол отв-тью. Кред орг-ция имеет право осущ-ть профес деят-ть на рынке цен бумаг в соотв с ФЗ-ми. Кред орг-ции зпрещается заниматься производственной, торговой, страховой деят-тью. Операции:1) привлечение ден ср-в физ и юр лиц во вклады до востребования и на опред срок, 2) размещение привлеченных ср-в от своего имени и за свой счет (кредит), 3) открытие и ведение банк счетов физ и юр лиц, 4) осущ-е расчетов по поручению физ и юр лиц, также банков-корреспондентов по их банк счетам, 5) инкассация ден ср-в, векселей, платеж и рассчетн докум-в и кассовое обслуживание физ и юр лиц. 6) купля-продажа иностр влюты в налич и безналич формах, 7) привлечение во вклады и размещение драгоц металлов, 8) выдача банк гарантий, 9) осущ-е перводов ден ср-в по поруч-ю физ лиц без открытия банк счета.

44. Банк: понятие,  операции, место в банк. сист.

Банк -  кредит орг-ция, к-я имеет исключит. право осущ-ть след виды банк операций: 1) привлечение  ден ср-в физ и юр лиц во вклады до востребования и на опред срок, 2) размещение привлеченных ср-в от своего имени и за свой счет (кредит), 3) открытие и ведение банк счетов физ и юр лиц. банк не вправе заниматься торгово-закупочной,  страховой и иными видами деят-ти не связанные с осущ-м банк операций. Банк России явл-ся глав банком РФ. Осн. цели и ф-ций: защита и обеспечекние устойчивости рубля, разв-е и укрепление банк си-мы РФ, взаимодейст с правит-вом РФ и проведение единой гос ден-кредит пол-ки, монопольное осущ-е эмиссии наличных денег и орг-ция их обращения, осущ-е валют регул-я и валют контроля. В отлич от коммерч банков получение прибыли не явл. гл целью ЦБ. Особый статус банка России реал-ся в его практич. фин деят-ти. Используя свои полномочия в обл. эмиссии денег, Цб выпускает в обращение и изымает из обращения ден. знаки на терр РФ. ЦБ представляет интересы России в центр банках др стран, м\у нар банках, фин-кред орг-х.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Небанк. кредитн. организации.

Входят в финансово-кредитную  сист. РФ. НКО -кредитные орг-ии , к-ая имеет право осуществлять отдельные  банков.операции, предусмотрен. з-ном. Виды НКО:1)Клиринговые учереж-е-это орг-ая, к-ая в соотв-вии с действущ. Зак-ом РФ явл. юр. лицом; заявила себя в кач-ве центра взаимных расчетов, и кот. на основании лицензии ЦБ РФ предоставлено право осущест-ть расчеты, и огр-ое число банк-их операций, поддерживающих выполнение клиринга. 2)Инкассация-кредитная орг-ая, к-ая на основании лицензии, выданной ЦБРФ, вправе осуществлять инкассацию ден. ср-в, векселей, платежных и расчетных док-тов. Состав банк. операций: 1) привлечение ден. ср-в юр. лиц во вклады (на опред срок); 2) размещение привлеченных во вклады ден. ср-в юр. лиц от своего имени и за свой счет; 3) купля-продажа иностр. валюты в безнал. форме – исключит-но от своего имени и за свой счет; 4) выдача банк. гарантий; 5) выдача поручит-в за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в ден. форме; 6)  приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в ден. форме; 7) доверит. управление ден. ср-вами и иным имущ-вом по договору с физ. и юр. лицами; 8) осущ-ние операций с драг. металлами и драг. камнями в соотв-вии с законодат-вом РФ; 9) предоставление в аренду физ. и юр. лицам спец. помещений или находящихся в них сейфов для хранения док-тов и ценностей; 10) лизинговые операции; 11) оказание консультацион. и информацион. услуг.

46. Осн. направления ден.-кредитн. политики на 2006 год.

В совр. усл-ях главн. зад. ден. политики - снижение инфляции. Согласно проекту «Основных направлений», совместные усилия Банка России и  Правит-ва РФ должны обеспечить в 2008 году инфляции 4-5,5%. На 2006 год ЦБ РФ рассматривает в качестве цели ден. политики удержание темпов прироста индекса потребит. цен в рамках 7-8,5%. Принимая решения в обл. курсовой политики, органы ден. регулирования стремятся найти приемлемый баланс между задачами ограничения роста внутр. цен и стимулирования деловой активности в экон-ке за счет поддержания ценовой конкурентоспособности отечеств. тов. Реализуемая Банком России модель ден. политики, предполагающая фактич. отсутствие единого целевого ориентира, имеет достаточно широкое распространение в мировой практике. В ряду факторов, влияющих на эффективность проведения ден. политики наиболее заметная роль принадлежит бюджетным потокам. С т.зр. Банка России, осн. проблема здесь состоит в неравномерном расходовании бюджетных ср-в в теч-е года.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"