Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа
Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.
Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ЧитГУ»
Кафедра
«Административного
права и таможенного
дела»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по
дисциплине «Финансовое
право»
Выполнил: студент
Научный
руководитель: старший преподаватель
Чита 2009
Оглавление
Введение
Политика как социальное явление имеет свойство определять тенденции и перспективы общественного развития. Основной формой реализации государственной политики является закрепление в праве норм, направленных на достижение ее целей. Содержание политики и права предопределяется единой системой природных (географическая среда, климатические условия и т. д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, религиозных и т. п.) факторов объективного и субъективного характера. Политика и право отражают потребности экономики и социальной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая активное влияние на экономические и социальные процессы.
Валютное право как один из государственных регуляторов общественных отношений, возникающих в связи с проведением валютных операций, направлено на достижение целей валютной политики государства.
Валютная политика представляет собой составную часть внутренней и внешней политической деятельности государства, направленной на валютное обеспечение социально-экономического развития страны и поддержание ее устойчивого международного валютно-финансового положения.
Исходя из указанных целей валютной политики законодатель установил частные цели валютного регулирования. В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 173-ФЗ к таким целям относятся:
предотвращение существенного сокращения золотовалютных резервов;
предотвращение резких колебаний курса национальной валюты;
поддержание устойчивости платежного баланса России.
Основные направления внутренней и внешней политики государства формулируются в соответствии со ст. 84 Конституции РФ в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В частности, в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 г. применительно к валютной политике было отмечено, что одна из самых крупных стратегических задач государства, которую надо решать, — «это достижение полной конвертируемости рубля. Конвертируемости не только внутренней, но и внешней. Не только по текущим, но и по капитальным операциям».
Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.
Правовым фундаментом валютного права являются цивилистические и гуманитарные идеи и принципы об имущественных сделках и обязательствах, свободе договора, соблюдении и реализации прав и свобод человека, имущественных прав хозяйствующего субъекта, ответственности за правонарушения, а также публично-правовые идеи об императивном методе регулирования, установлении обязанностей и мер ответственности. Мне думается, что правовой основой валютного права России должен быть Гражданский кодекс РФ и принятый в соответствии с ним закон о валютном регулировании и валютном контроле, определяющий виды имущества, признаваемого валютными ценностями, а также порядок и условия совершения сделок с ними.
Источниками валютного права России они считают международный опыт и практику валютного регулирования и валютного контроля, международные соглашения России (в частности, Соглашение МВФ), выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты, экономических интересов резидентов РФ.
Что касается международного опыта и практики валютного регулирования и валютного контроля то их ещё можно посчитать идеологическими источниками валютного права России. Однако, выполнение задач и функций государства по защите национальной валюты и экономических интересов резидентов РФ источником права быть не может. В настоящее время источниками валютного права России являются Гражданский кодекс РФ, в частности ст. 141 и 317, закон "О валютном регулировании и валютном контроле", и Договор о МВФ, в части обязательств, принятых на себя Российской Федерацией.
По утверждению авторов "валютное право является самостоятельной отраслью права, представляющая систему норм, регулирующих общественные отношения в сфере совершения валютных операций, а также в сфере валютного контроля и ответственности за валютные правонарушения.
Объектами валютного права выступают:
валютные операции;
юридические действия (акты и поступки), вытекающие из владения, пользования и распоряжения валютными ценностями (например, нормы о порядке оформления и учёта валютно-обменных операций);
процессуальные отношения по применению норм права (лицензирование валютных операций, порядок применения ответственности за валютные правонарушения).
Субъекты валютного права:
физические лица, юридические лица;
резиденты, нерезиденты;
органы валютного регулирования, органы валютного контроля, агенты валютного контроля;
уполномоченные банки, клиенты уполномоченных банков.
Метод регулирования – в основном императивный (властно-централизованный, не допускающий отклонений и усмотрения субъектов), что позволяет отнести валютное законодательство к публично-правовой сфере".
Считаем возможным определить валютное право как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, с сфере гражданского оборота валютных ценностей в Российской Федерации.1 К валютному праву РФ можно отнести нормы, определяющие валютные ценности как объект гражданских прав, порядок совершения сделок с валютными ценностями (валютных операций), нормы гражданского права о праве собственности и способах его защиты, нормы обязательственного права, нормы о недействительности сделок, нормы о ценных бумагах и остальные нормы, регулирующие гражданский оборот объектов гражданских прав. Валютное право – это структурный элемент гражданского (частного) права.
Эти же авторы относят валютное законодательство к публично-правовой сфере, так как основной государственный орган валютного регулирования – Центральный банк РФ использует императивные методы регулирования, запрещает или устанавливает разрешительный порядок заключения сделок с валютными ценностями. Но от этого данные сделки не становятся публично-правовыми договорами. В ст.71 Конституции РФ при определении компетенции Российской Федерации валютное и кредитное регулирование упоминаются в одном пункте, а гражданское законодательство в другом. Но и это не означает, что это разные сферы, так как и валютное, и кредитное регулирование осуществляются в рамках гражданского законодательства.
Высказывается точка зрения, что валютное право выросло из административного, так как основной способ изложения норм в действующим законе о валютном регулировании и валютном контроле является бланкетным и основное нормативное регулирование осуществляется подзаконными актами.
Правовой
вакуум, вызванный отсутствием
Необходимо
чётко разделять
Нельзя
согласиться с точкой зрения, что
"статьи 140-141 Гражданского кодекса
РФ переводят регулирование всех
сделок с иностранной валютой
в сферу валютного
Статьи 140-141 ГК РФ не переводят регулирование сделок с валютными ценностями в сферу публичного права.
Н.В. Сапожников считает, что "правовое регулирование валютных операций осуществляется через установление правил их совершения, а именно последовательности определённых действий, направленных на возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей в отношении валютных ценностей.
Целью
правового регулирования
1)
возможность участников
2)
возможность осуществления
3)
жёсткий валютный контроль
Во-первых, валютное законодательство – это часть гражданского законодательства, регулирующего оборот валютных ценностей.
Во-вторых, под валютным законодательством нельзя понимать подзаконные акты органов государственной власти, включая и Центрального банка РФ, так как гражданское законодательство состоит Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (п.2 ст. 3 ГК РФ). В соответствии с п.7 ст.3 ГК РФ "министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных Гражданским кодексом, другими законами и иными правовыми актами."
В-третьих, закон о валютном регулировании и валютном контроле регулирует имущественные отношения, связанные оборотом особого объекта - валютных ценностей, лишь в рамках полномочий, делегированных Гражданским кодексом РФ, по определению видов имущества, признаваемого валютными ценностями, установлению порядка совершения сделок с ними, а также порядка и условий использования иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте при осуществлении расчётов на территории Российской Федерации. Этот закон не может регулировать имущественные отношения, определяющие недействительность сделок с валютными ценностями, право собственности на валютные ценности и способы его защиты и так далее.