Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа
Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.
Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36
Основной
акт валютного законодательства
- Федеральный
закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О
валютном регулировании и валютном контроле"
в редакции от 18 июля 2005 года*
(далее - Закон). Закон состоит из пяти глав,
логически связанных между собой (глава 1 "Общие положения"; глава
2 "Валютное регулирование"; глава
3 "Репатриация резидентами иностранной
валюты и валюты РФ и обязательная продажа
части валютной выручки"; глава 4 "Валютный
контроль"
и глава
5 "Заключительные положения"). Закон содержит большое число
новелл правовой регламентации, что позволяет
говорить о введении в России кардинально
иного механизма валютного регулирования
взамен существовавшего ранее.
Во-первых, в Законе впервые четко сформулированы
основные принципы валютного регулирования
и валютного контроля (ст.3):
- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;
-
исключение неоправданного
- единство внешней и внутренней валютной политики РФ;
-
единство системы валютного
-
обеспечение государством
Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых в настоящее время входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем Правительству отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст.5). В-третьих, в Законе по-иному определены методы регулирования валютных операций: наряду с ранее известными (например, требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ) в них включены методы, обладающие абсолютной новизной (требование о резервировании - ст.16; требование об обеспечении исполнения обязательств - ст.17; требование о предварительной регистрации - ст.18).
Акты валютного законодательства в широком смысле слова включают в себя наряду с законами и акты органов валютного регулирования (Центрального банка РФ и Правительства РФ), а также нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.
Акты
валютного законодательства, устанавливающие
новые обязанности для
Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п.3-6 ст.4 Закона).
Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п.1, 2 ст.13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п.2 ст.14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п.3 ст.14 Закона).
Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ (п.2 ст.7). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ (п.4 ст.7).
Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.7 ст.12)*. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.7 ст.7 Закона).
Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ - в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. от 30 сентября 2002 года)*. Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п.1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п.2).
Акты валютного законодательства, принимаемые Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" (в ред. от 8 апреля 2003 года). Такое положение вещей обусловлено тем фактом, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке. 3
Наряду
с нормативным аспектом, представленным
актами валютного законодательства,
в структуре механизма
NN п/п |
Наименование государственного органа | Правовая основа функционирования государственного органа |
1. | Центральный банк РФ (Банк России) | Закон от
10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 18 июля 2005
года). |
2. | Федеральная таможенная служба | Положение о
Федеральной таможенной службе, утвержденное
постановлением Правительства РФ от
21 августа 2004 года N 429 (в ред. от 10 июня
2005 года). |
3. | Федеральная налоговая служба | Положение
о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 30 сентября 2004 года N 506
(в ред. от 23 ноября 2005 года). |
4. | Федеральная налоговая служба | Положение
о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 30 июня 2004 года N 317
(в ред. от 10 августа 2005 года). |
5. | Федеральная служба по финансовому мониторингу | Положение
о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное постановлением Правительства
РФ от 23 июня 2004 года N 307. |
Валютные отношения
как структурный элемент
-
физические лица, являющиеся гражданами
Российской Федерации, за
- постоянно проживающие в Российской
Федерации на основании вида на жительство
иностранные граждане и лица без гражданства;
-
юридические лица, созданные в
соответствии с
-
находящиеся за пределами
- дипломатические представительства,
консульские учреждения Российской Федерации
и иные российские официальные представительства,
находящиеся за пределами территории
Российской Федерации, а также постоянные
российские представительства при межгосударственных
или межправительственных организациях;
-
Российская Федерация, ее
К нерезидентам в соответствии с Законом относятся:
- физические лица, не являющиеся резидентами;
-
юридические лица, созданные в
соответствии с
-
организации, не являющиеся