Валютная монополия государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2010 в 05:54, курсовая работа

Описание

Текущие цели валютной политики государства и инструменты их достижения фиксируются в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики, которые ежегодно совместно с Правительством РФ разрабатываются Центральным банком РФ и представляются на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 155 Бюджетного кодекса РФ (далее — БК РФ)).
Цель курсовой работы рассмотреть валютную монополию государства.

Содержание

Введение …3
Глава 1 Валютная политика государства: цель, задачи 5
1.1. Валютное право 5
1.2. Валютная политика 11
Глава 2 Правовые инструменты воздействия на валютные отношения 15
2.1. Структура механизма валютного регулирования: правовые основы 15
2.2. Правовое регулирование валютных операций 24
2.3. Ответственность за нарушения валютного законодательства Российской Федерации 29
Заключение 34
Библиографический список 36

Работа состоит из  1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО - КУРСОВАЯ и Экзамен.doc

— 242.50 Кб (Скачать документ)

    Основной  акт валютного законодательства - Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" в редакции от 18 июля 2005 года* (далее - Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (глава 1 "Общие положения"; глава 2 "Валютное регулирование"; глава 3 "Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты РФ и обязательная продажа части валютной выручки"; глава 4 "Валютный контроль" и глава 5 "Заключительные положения"). Закон содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее.  
     Во-первых, в
Законе впервые четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля (ст.3)

    - приоритет экономических мер  в реализации государственной  политики в области валютного  регулирования;

    - исключение неоправданного вмешательства  государства и его органов  в валютные операции резидентов  и нерезидентов;

    - единство внешней и внутренней  валютной политики РФ;

    - единство системы валютного регулирования  и валютного контроля;

    - обеспечение государством защиты  прав и экономических интересов  резидентов и нерезидентов при  осуществлении валютных операций.

    Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых в настоящее время входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем Правительству отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст.5). В-третьих, в Законе по-иному определены методы регулирования валютных операций: наряду с ранее известными (например, требование обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ) в них включены методы, обладающие абсолютной новизной (требование о резервировании - ст.16; требование об обеспечении исполнения обязательств - ст.17; требование о предварительной регистрации - ст.18).

    Акты  валютного законодательства в широком  смысле слова включают в себя наряду с законами и акты органов валютного  регулирования (Центрального банка  РФ и Правительства РФ), а также  нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в пределах их компетенции. Акты валютного законодательства применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу.

    Акты  валютного законодательства, устанавливающие  новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются.

    Органы  валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п.3-6 ст.4 Закона).

    Выступая  в качестве органов валютного  регулирования, Банк России и Правительство  РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п.1, 2 ст.13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п.2 ст.14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п.3 ст.14 Закона).

    Расчеты и переводы между резидентами  и нерезидентами на условиях предоставления резидентами нерезидентам отсрочки платежа на срок более пяти лет за производимые резидентами за пределами территории Российской Федерации строительные и подрядные работы, а также за поставляемые товары, необходимые для выполнения этих работ, осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ (п.2 ст.7). Расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами при предоставлении резидентами нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в виде предварительной оплаты в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ (п.4 ст.7).             

Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, представляют налоговым органам  по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.7 ст.12)*. Расчеты и переводы при приобретении резидентами у нерезидентов долей, вкладов, паев в имуществе (уставном или складочном капитале, паевом фонде кооператива) юридических лиц, при внесении резидентами вкладов по договорам простого товарищества с нерезидентами осуществляются в порядке, который устанавливается Правительством РФ по согласованию с Банком России (п.7 ст.7 Закона).      

Акты  валютного законодательства принимаются  Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ - в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года N 1009 (в ред. от 30 сентября 2002 года)*. Согласно этому документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п.1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты (п.2).               

Акты  валютного законодательства, принимаемые  Президентом РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 21 ноября 1995 года N 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ" (в ред. от 8 апреля 2003 года). Такое положение вещей обусловлено тем фактом, что большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке. 3     

Наряду  с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного  регулирования можно выделить и  институционный аспект. Он представлен  государственными органами, которые  осуществляют принятие актов валютного законодательства и контроль над их соблюдением. Такие государственные органы выступают как органы специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функциями по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования схематично можно представить следующим образом:

 

NN 
      
     п/п
Наименование  государственного органа Правовая основа функционирования государственного органа
1. Центральный банк РФ (Банк России) Закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. от 18 июля 2005 года). 
     
2. Федеральная таможенная служба Положение о  Федеральной таможенной службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 года N 429 (в ред. от 10 июня 2005 года). 
3. Федеральная налоговая  служба Положение о Федеральной налоговой службе, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 года N 506 (в ред. от 23 ноября 2005 года). 
4. Федеральная налоговая  служба Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года N 317 (в ред. от 10 августа 2005 года). 
5. Федеральная служба по финансовому мониторингу  Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденное постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 года N 307
 

      
     
Валютные отношения  как структурный элемент механизма  валютного регулирования не представляют собой однородную массу, а, в свою очередь, имеют логическую систему  построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать в отношении объектов. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, - "резиденты" и "нерезиденты". В зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций.  
     
Закон включает в категорию резидентов следующих лиц:

    - физические лица, являющиеся гражданами  Российской Федерации, за исключением российских граждан, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства; 
     - постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

    - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  РФ;

    - находящиеся за пределами территории  Российской Федерации филиалы,  представительства и иные подразделения  юридических лиц - резидентов; 
      - дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации и иные российские официальные представительства, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянные российские представительства при межгосударственных или межправительственных организациях;

    - Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые  вступают в валютные отношения (п.1 (6) ст.1).

    К нерезидентам в соответствии с Законом относятся:

    - физические лица, не являющиеся резидентами;

    - юридические лица, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами  территории Российской Федерации;

    - организации, не являющиеся юридическими  лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации;

Информация о работе Валютная монополия государства