Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 01:15, курсовая работа
Формирование современной системы международных валютных отношений (МВО) обычно относят к концу XIX - началу XX вв. В этот период сформировались объективные предпосылки для непосредственного участия государств в валютных отношениях. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений, валютные кризисы стали оказывать весьма ощутимое влияние на национальные и мировую экономики, вызывая серьезные социально-экономические последствия.
Введение стр. 3-4
Глава 1. Общие положения стр. 5
1.1 Нормативное регулирование валютного законодательства стр. 5-7
1.2 Понятие валютного права, объекта, субъект стр. 7-15
Глава 2. Валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации и ответственность за его несоблюдение стр. 16
2.1 Валютное регулирование и валютный контроль
в Российской Федерации стр. 16-18
2.2 Ответственность за несоблюдение действующего валютного законодательства стр. 18-25
Заключение стр. 26-27
Используемые источники информации
В соответствии с пунктом 1 статьи 140 Гражданского кодекса Российской Федерации законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации, является рубль.
Законом о Банке России установлено, что рубль - официальная денежная единица (валюта) Российской Федерации и состоит из 100 копеек. Таким образом, наличные деньги, которые относятся к валюте Российской Федерации, должны быть выражены в рублях или его составных частях (копейках). К валюте Российской Федерации Закон относит денежные знаки в виде банкнот Центрального банка, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории России. Правовой режим денег (валюты Российской Федерации) определен статьей 75 Конституции, статьей 140 ГК РФ, статьями 27-34 Закона о Банке России, согласно которым рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории России.
В зависимости от способа расчетов валюта Российской Федерации
подразделяется на наличную и безналичную (статья 861 ГК РФ). Основополагающее значение при регулировании расчетов имеют нормы, содержащиеся в главах 45 и 46 ГК РФ. Однако существуют особенности правового регулирования расчетов нормами публичного права, зависящие от характера обязательств, из которых они вытекают:
а) к наличной валюте Российской Федерации, согласно статье 29 Закона о Центральном банке, относятся банкноты (банковские билеты) и монета Банка России, которые являются безусловными обязательствами Центробанка, обеспечиваются всеми его активами и не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. При этом законодатель установил запрет на какие-либо ограничения в отношении сумм или субъектов обмена (ст. 30 Закона о ЦБР). Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает Совет директоров Центрального банка после предварительного информирования об этом Правительства России и обязательного опубликования описания образцов новых денежных знаков в средствах массовой информации (ст. 33 Закона о Банке России);
б) под безналичной валютой Российской Федерации понимаются средства в рублях, находящиеся на счетах в банках и иных кредитных учреждениях на территории России, но к безналичной валюте могут быть отнесены и средства в рублях на счетах в банках и иных кредитных учреждениях за пределами России. При безналичных расчетах используются цифровые записи об обращающейся денежной массе.
Статья 140 ГК РФ допускает применение в качестве средства платежа иностранной валюты, порядок использования которой регулируется Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". Статья 1 этого Закона к иностранной валюте относит денежные знаки в виде банкнот, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории того или иного иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.
Что касается безналичной иностранной валюты, то к ней статья 1 названного выше Закона относит средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Правовое регулирование порядка расчетов в иностранной валюте подчиняется принципам валютного регулирования, установленным Законом. В зависимости от режима международного использования все валюты подразделяются на:
свободно конвертируемые - валюты стран, в законодательстве которых отсутствуют какие-либо ограничения на их обращение, и они могут свободно обмениваться на другие иностранные валюты;
частично конвертируемые - валюты стран, где сохраняются различные валютные ограничения (особенно для резидентов) в отношении определенного круга валютных операций (например, операций движения капитала);
неконвертируемые, замкнутые - валюты, которые обращаются только в пределах своей страны и не обмениваются на иностранные валюты;
клиринговые - валюты, согласованные участниками безналичных расчетов на основе взаимного зачета встречных требований и обязательств. В этом случае для ведения международных расчетов государства открывают друг другу счета в какой-либо денежной единице. В рамках клиринговых соглашений предусматривается строгое уравнивание взаимного товарооборота по стоимости;
международные валюты используются в международных расчетах и устанавливаются на уровне межправительственных соглашений стран - участников расчетных операций (например, специальные права заимствования, евро - в рамках интеграции валютных систем Европы).
К внутренним ценным бумагам относятся эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, и иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории Российской Федерации.
Для целей применения валютного законодательства ценные бумаги подразделяются на внутренние и внешние ценные бумаги (подп. 3, 4 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле").
При этом дан перечень только внутренних ценных бумаг. К внешним ценным бумагам относятся ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, которые не обладают признаками внутренних ценных бумаг.
Если применить определение ценных бумаг с точки зрения валютного законодательства, то к ним относятся и облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Выпуск облигаций (ОВГВЗ) зарегистрирован в России и удостоверяет право на получение валюты Российской Федерации, но номинальная стоимость облигаций указана не в валюте Российской Федерации, поэтому с точки зрения валютного законодательства облигации внутреннего государственного валютного займа - это внешние ценные бумаги.
Четкое определение того, является ценная бумага внутренней или внешней, особенно важно для установления понятия "валютные ценности". Согласно новому валютному законодательству под валютными ценностями понимаются только иностранная валюта и внешние ценные бумаги (подп. 5 п. 1 ст. 1 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Определяется также критерий отнесения ценных бумаг к внутренним ценным бумагам:
это эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
их выпуск зарегистрирован в России в соответствии с федеральным законодательством о рынке ценных бумаг;
выпущенные на территории России иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, т.е. любые виды ценных бумаг, правовая природа которых соответствует признакам, закрепленным в статьях 142-149 ГК РФ.
Внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) к внутренним ценным бумагам.
На основании части 2 статьи 1 Закона используемые понятия и термины гражданского и административного законодательства, других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Законом.
В соответствии с частью 1 статьи 142 ГК РФ ценной бумагой считается документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. Необходимым условием для квалификации документа в качестве ценной бумаги в соответствии со статьей 144 ГК РФ является определение в законе или в установленном им порядке реквизитов ценной бумаги и требований к ее форме, несоблюдение которой влечет ее ничтожность.
Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон от 9 октября 1992 г. N 3615-1) под "ценными бумагами в иностранной валюте" подразумевал более широкий круг объектов по сравнению с содержавшимся в статьях 142, 143 ГК РФ понятием ценных бумаг. Например, он относил к ценным бумагам платежные документы (тратты, аккредитивы, платежные поручения и др.), что не соответствовало необходимым требованиям, предъявляемым к квалификации таких документов в качестве ценных бумаг.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1186 ГК РФ право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе когда объект гражданских прав находится за границей, определяются на основании международных договоров Российской Федерации, Гражданского кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в России. Если невозможно определить право, подлежащее применению, то применяется право страны, с которой гражданско-правовое отношение, осложненное иностранным элементом, наиболее тесно связано.
Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Законодатель уточнил перечень видов имущества, признаваемых валютными ценностями. По сравнению с Законом от 9 октября 1992 г. N 3615-1 этот перечень сокращен: из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Их обращение регулируется Федеральным законом от 26 марта 1998 г. "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", а на операции с ними действие валютного законодательства не распространяется.
Валюта Российской Федерации также не включена в перечень валютных ценностей. В отличие от иностранной валюты, она не всегда выступает в качестве объекта валютных отношений, а становится предметом валютно-правового регулирования, когда соответствующие правоотношения осложнены иностранным элементом (например, когда субъектом правоотношений выступает нерезидент).
Законодательство включает в круг резидентов:
физических лиц - граждан Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;
постоянно проживающих в России на основании вида на жительство, предусмотренного законодательством Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
находящиеся за пределами России филиалы, представительства и иные подразделения резидентов;
дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;
Российскую Федерацию и ее субъекты, муниципальные образования, которые выступают в отношениях, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими нормативными правовыми актами.
Как и Закон от 9 октября 1992 г. N 3615-1, действующий Закон содержит понятие "резиденты" и уточняет перечень лиц (физических и юридических), относящихся к резидентам. Например, в отличие от Закона 1992 г., который относил к резидентам всех физических лиц, имеющих постоянное место жительства в Российской Федерации, в том числе временно находящихся за пределами России, действующее законодательство выделяет две категории физических лиц - резидентов в зависимости от наличия у них гражданства Российской Федерации. К первой категории отнесены граждане Российской Федерации, за исключением тех, которые постоянно проживают в иностранном государстве в соответствии с его законодательством. Гражданство Российской Федерации приобретается, согласно части 1 статьи 6 Конституции России, в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Принятый на основании Конституции Федеральный закон от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" установил, что гражданство Российской Федерации - это устойчивая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина России или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица.
Ко второй категории физических лиц, резидентов, отнесены постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства. Таким образом, в данную категорию включены лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации и имеющие гражданство (подданство) иностранного государства (иностранные граждане), либо не являющиеся гражданами Российской Федерации и не имеющие доказательства наличия гражданства иностранного государства (лица без гражданства). Причем и те и другие должны проживать в России на основании документа, удостоверяющего личность, подтверждающего разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации лицу без гражданства или иностранному гражданину и право на свободный выезд из Российской Федерации и возвращение в нее указанных лиц (то есть вида на жительство).