Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 12:41, курсовая работа
Цель работы – изучение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Задачами работы явились раскрытие понятий валютное регулирование, валютный контроль, характеристика нового закона ФЗ от 10 декабря 2003, вступившего в действие с 1 мая 2004 года.
Введение
Механизм валютной системы: правовые аспекты
Объекты правового регулирования в валютной системе России
Субъекты валютной деятельности
Субъекты, осуществляющие валютное регулирование и валютный контроль в Российской Федерации
Принципы валютного регулирования и валютного контроля
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Заключение
Список
литературы
Введение
Одним из важнейших элементов успешного проведения как внутренней, так и внешней экономической политики государства является валютное регулирование внутри государства. Для грамотного осуществления валютной политики необходимо устанавливать нормы права, которые будут регулировать валютное взаимоотношение на внутреннем валютном рынке.
Важная роль в валютном регулировании принадлежит Центральному банку России, который заключает межбанковские соглашения, представляет интересы государства в отношениях с национальными или центральными банками других государств, международными банками и другими финансово-кредитными учреждениями. К основным функциям Центрального банка России относятся: проведение всех видов валютных операций, разработка сферы и системы обращения в стране иностранной валюты и ценных бумаг, издание нормативных актов, регулирование курса рубля к валютам других стран, выдача лицензий банкам на осуществление валютных операций.
Весьма существенный объем операций с иностранной валютой приходится на коммерческие банки, действующие на основе полного хозяйственного расчета и валютной самоокупаемости.
В
области валютного
В законодательстве РФ подчеркивается самостоятельная роль валютного контроля, признаваемого одним из самостоятельных методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности.
Важным стало принятие в конце 2003 года нового закона “О валютном регулировании и валютном контроле в Российской Федерации”, что позволяет сказать, что законодательство нашей страны приводится во все большее соответствие с международными правилами и стандартами. Закон введен в действия в мае 2004 года.
Цель работы – изучение правовых основ валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Задачами
работы явились раскрытие понятий
валютное регулирование, валютный контроль,
характеристика нового закона ФЗ от 10
декабря 2003, вступившего в действие с 1
мая 2004 года.
1. Механизм валютной системы: правовые аспекты
Как система норм государственно-властного характера имеющее целью ограничение и упорядочение банковской деятельности банковское регулирование в любом обществе представлено в двух видах: пруденциальное и валютное.
Первое предназначено обеспечивать стабильное и надежное функционирование банковской системы государства в целом, а также защищать интересы вкладчиков. Все это достигается с помощью государственной регистрации банков и лицензирования банковской деятельности, установления экономических нормативов функционирования банков, банковского надзора, главным инструментом которого выступает применение мер воздействия (санкций).
Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики. Можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль - составная часть регулирующего механизма - объективно способствуют поддержанию сбалансированности финансовых потоков, что благоприятствует стабильности банковской системы, через которую реально осуществляется движение финансовых ресурсов.
Таким образом, несмотря на разницу в целях, оба вида банковского регулирования дают один и тот же результат - оптимизируют функционирование банков и прочих кредитных организаций, выполняющих банковские функции.
Рассмотрим
структурные элементы механизма
валютного регулирования в
Существующая
система нормативно-правовых актов
образует юридический механизм регулирования
валютных отношений, имеющий двойное
функциональное назначение. Во-первых,
он выполняет статическую функцию,
закрепляя уже сложившийся
Подчеркнем, что вне рамок существующей системы нормативно-правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе эта система получила название валютное законодательство. Термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые подзаконные акты нормативного характера (постановления Правительства, указы Президента, инструкции Центрального банка Российской Федерации и т.п.).
Механизм регулирования включает в себя три структурных элемента:
- валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
- валютные отношения - те, что складываются между различными субъектами по поводу совершения ими операций с валютными ценностями;
- регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое с помощью предписаний, запретов и иных методов, а также путем установления мер ответственности в случае их нарушения субъектами.
Рассмотрим каждый структурный элемент в отдельности. Отметим, что на практике их разделение невозможно, лишь постоянно взаимодействуя, эти элементы представляют собой более или менее слаженно работающий механизм.
Именно валютное законодательство выполняет регулятивную функцию в исследуемом нами механизме. В РФ оно представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий в себя акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных иерархических ступеньках. Согласно п. «ж" ст.71 Конституции РФ 1993 г. валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации. Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и находится вне ведения субъектов Федерации.
С 10 мая 2004 года вступил в силу Федеральный закон № 173-ФЗ от 10 декабря 2003 года "О валютном регулировании и валютном контроле" 1.
Данный закон состоит из 5 глав: Глава 1 «Общие положения» (ст. 1-4), Глава 2 «Валютное регулирование» (ст. 5-18), Глава 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки» (ст. 19-21), Глава 4 «Валютный контроль» (ст.22-25), Глава 5 «Заключительные положения» (ст.26-27) .
Новый
закон отличается конкретностью
и логичностью, более четко отражая
статус и полномочия субъектов, осуществляющих
валютное регулирование, статус резидентов
и нерезидентов валютных операций, также
изменился состав объектов правового
регулирования, отраженных в данном законе.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
2. Объекты правового регулирования в валютной системе России
Объектом валютного регулирования являются валютные ценности. Согласно п.5 ст. 1 Закона № 173-ФЗ к валютным ценностям теперь относятся иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Рассмотрим более подробно состав валютных ценностей по новому закону.
Первым элементом является иностранная валюта. В состав иностранной валюты законодатель включил следующие элементы:
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;
- средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.
Вторым элементом понятия валютные ценности являются внешние ценные бумаги - ценные бумаги, в том числе в бездокументарной форме, не относящиеся в соответствии с Законом № 173-ФЗ к внутренним ценным бумагам.
Законодатель исключил из состава валютных ценностей драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий, природные драгоценные камни - алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий. Это вполне логично, т.к. в современных условиях более целесообразно более четкая дифференциация объектов правового регулирования в данной сфере. Поэтому драгоценные металлы вполне обоснованно отделены законодателем от валютных ценностей как объекта правового регулирования и выделены в отдельный объект правового регулирования.
Также объектом правового регулирования в данной сфере являются валютные операции. К валютным операциям согласно п.9 ст.1 Закона № 173-ФЗ законодатель отнес:
1. Приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа. Правовой режим валютных операций между резидентами определяет ст. 9 Закона № 173-ФЗ.
Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет, осуществляющихся в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации и операций связанных:
а) Валютных операций между резидентами и уполномоченными банками, связанных:
с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;
с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);
с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;
с
приобретением резидентами у
уполномоченных банков векселей, выписанных
этими или другими
с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту Российской Федерации и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;
с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;
с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации.