Цены, контролируемые государством. Свободные и трансфертные цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:02, реферат

Описание

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты цены и ценообразования…………………... 5
Цена, как экономической и юридической категории. …………………...5
Понятие свободной и трансфертной цены………………………………..6

Глава 2. Цена - один из рычагов управления экономикой КР. ……………....9

2.1. Рыночные механизмы государства для контроля цен, основанные на законодательных и нормативных актах КР……………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

самостоят. модуль 2.docx

— 39.48 Кб (Скачать документ)

    КЫРГЫЗСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. ЖУСУПА БАЛАСАГЫНА

ИНСТИТУТ ИНТЕГРАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ПРОГРАММ

КЫРГЫЗСКО – ЕВРОПЕЙСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
 
 
 
 
 

Самостоятельная работа

     По предмету: Деловое право.

     На тему:   Цены, контролируемые государством.

                               Свободные и трансфертные цены. 
 

                                                       Подготовила: Ким Александра

                                                                              гр. МУБ – 10 – 10  
 
 
 
 
 

БИШКЕК 2011 г.

Содержание:

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1.  Теоретические аспекты цены и ценообразования…………………... 5

    1. Цена, как экономической и юридической категории. …………………...5
    2. Понятие свободной и трансфертной цены………………………………..6

Глава 2.  Цена - один из рычагов управления экономикой КР. ……………....9

2.1.  Рыночные механизмы государства для контроля цен, основанные на законодательных и нормативных актах КР……………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………15

 Список литературы…………………………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

    Цена  товара является важнейшим элементом  хозяйственного механизма современных  экономических систем. В условиях развития рыночной экономики ее роль неизмеримо возрастает. Необоснованное использование ценового механизма  или отказ от управления ценами в  надежде на его стихийное действие оборачивались большими или меньшими негативными последствиями в  развитии общественного производства во многих странах на тех или иных этапах их развития.

    Государство отпустило цены еще в 1992 году. Таким  образом, начиная с этого момента, в Республике Кыргызстан все цены стали свободными. Однако политика стран с рыночной экономикой свидетельствует о том, что все они в той или иной степени регулируют функционирование хозяйственного механизма.

    Система цен является одним из важнейших  элементов рыночной экономики, она  взаимосвязана с другими элементами рыночного механизма и реагирует на их воздействие. В то же время цена сама является экономическим инструментом и используется государством для регулирования экономических процессов.

    Поэтому проблема государственного регулирования  цен и государственного вмешательства  в ценообразование в Кыргызской Республике, рассмотренная в данной работе, является актуальной.

    Государственное вмешательство в ценообразование  впервые было обосновано Кейнсом. Он не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения  нормального роста и достижения экономического равновесия необходимо вмешательство извне. Сама рыночная экономика "вылечить" себя не может.

    Значимость  государственного вмешательства в  ценообразование очевидна - только при активном и грамотном государственном  вмешательстве возможно реальное, правильное ценообразование. Если же ценообразование  не оптимально, то это приведет к дисбалансу всей экономической системы, что грозит упадком во всех отраслях экономики, и как следствие, всей страны.

    Какие же цели ставит перед собой государство  в политике регулирования экономики? Прежде всего, поддержание макроэкономического  равновесия и обеспечение общественного  воспроизводства.

    И наконец, государство вырабатывает определённые методы регулирования. В  зарубежной практике сложились следующие  методы государственного регулирования:

    - управление государственной собственностью

    - государственное потребление

    - социальные программы

    - бюджетная политика

    - налогообложение

    На  заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства  происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так  возникли особые цены - тарифы, таксы.

    Во  всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются  факты положительного и негативного  воздействия государственных органов  на цены.

    Регулирование цен - есть норма современной экономики  всех стран мира. Все государства  регулируют цены. Например: США, Франция, Бельгия, Швейцария, Япония, доля регулируемых цен составляет от 25% до 40%, в Китае  более 50%.

    Тема  актуальна тем, что регулирование  цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических  условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения  и т.п. 
 

Глава 1.  Теоретические аспекты цены и ценообразования.

    1. Цена, как экономическая и юридическая категория.

    Цена, как экономическая категория выражает согласованный покупателем и продавцом денежный или иной имущественный эквивалент, который покупатель согласен уплатить за переданный ему товар (работы, услугу).

    Цена  формируется под влиянием спроса и предложения, а также цена выражает общественно-необходимые затраты  на производство товара и колеблется около его стоимости.

    Цена, как юридическая категория имеет несколько значений.

    Во-первых, цена является существенным условием договора.

    Во-вторых, при свободных ценах, и при обязательных ценах, цена является базой для формирования налога на добавленную стоимость и акцизов. В-третьих, цена является точкой отсчета для применения надбавок и торговых наценок. В-четвертых, уровень цены определяет рентабельность производства товаров (работ, услуг)1.

    Необходимо  различать правовое регулирование  ценообразования и правовое регулирование  цен. Первое касается процесса формирования цены с последующими надбавками. Второе - директивного установления цен при  их государственном регулировании.

    Будучи  широко употребительными в экономике  любого типа (централизованной, рыночной, смешанной), цены формируются и действуют  в разных экономиках по-разному. В  соответствии с коммунистической (чисто  распределительной) доктриной экономика  вообще может обойтись без денег, а следовательно, и без цен, тогда  как рыночная экономика без цен  становится бессмысленной.

    Цены, несомненно, представляют собой тонкий, гибкий инструмент и в то же время  довольно мощный рычаг управления экономикой, хотя их реальные возможности воздействия на экономику вообще и на уровень жизни в частности намного меньше надежд, возлагаемых на цены, на ценовой механизм людьми. В директивно управляемой экономике цены используются как внешний регулятор, инструмент воздействия со стороны правительства, тогда как в рыночной они образуют часть системы саморегулирования.

    В странах развитой рыночной экономики  стабилизация финансовой системы и  поддержание процессов нормального  функционирования рынка осуществляются посредством целой системы экономических  рычагов, ключевое место среди которых  занимают цены.

    Цены  выступают одновременно как в  качестве важного инструмента управления, так и объекта государственного регулирования. Кыргызская Республика, осуществив либерализацию цен в 1992 году, отказавшись от того и другого, тем самым фактически оказалась единственной страной, которая пошла по пути полного самоустранения государства от регулируемого воздействия на цены.

    Кыргызская  Республика является одной из немногих стран, где практически отсутствует комплексное правовое регулирование ценообразования. 
 

    
    1. Понятие свободной и трансфертной цены.

    Четкая  теоретическая концепция цены и  механизма ценообразования на основе мировой экономической науки  и практики, а также национальных особенностей, дает возможность избежать многих проблем. Основой такой концепции  должно быть осознание того, что  цена — это воплощен в денежной форме сложный механизм взаимодействия ценовых и неценовых факторов, основой которого является балансирование полезности и расходов.

    Ядром рынка являются свободные, функционирующие  на основе саморегуляции рыночные цены, однако внедрение их должно быть постепенным, регулируемым и контролируемым государством.

    По  степени участия  государства  в ценообразовании, различают следующие  цены:

    • цены рыночные (свободные, монопольные, демпинговые)
    • регулируемые (фиксированные, предельные)

      Система ценообразования, введенная  со 2 января 1992 года, основана на применении свободных (рыночных) цен и тарифов, складывающихся под  влиянием спроса и  предложения.2

    Таким образом, в данной работе мной будут  рассмотрены свободные и трансфертные цены. Свободные цены выступают инструментом поддержания равновесия спроса и предложения. Уравновешивающую функцию выполняет цена, которая стимулирует рост предложения при дефиците товаров и разгружает рынок от излишков, сдерживая предложение, т. е. цена, информирует всех о том, при какой цене будет иметь смысл обеспечить данный объём предложения и предъявить данный объём спроса. Всё, что буде произведено сверх данного объёма, станет бессмысленной потерей ограниченных ресурсов общества. Всё, что будет недопроизведено, станет социальным ущербом для всех, так как будет означать бессмысленное замедление общего движения страны к более высокому уровню благосостояния. Таким образом, свободные цены не подвержены прямому вмешательству государства и формируются в соответствии с конъюнктурой рынка.

    По  способу установления и степени  регулирования выделяют: трансфертные цены - цены, устанавливаемые и контролируемые центральными и местными исполнительными и распорядительными органами. Регулирование цен может осуществляться в разных формах: установления строго фиксированных цен или предельных уровней цен; предельных надбавок или коэффициентов к ранее действующим ценам.3

    С каждым годом в государствах - членах ЕврАзЭС, а, как известно Кыргызская Республика является членом данного содружества, появляется все больше корпоративных структур, для которых применение трансфертного ценообразования - необходимое условие их дальнейшего развития.

    Система правового регулирования  трансфертного ценообразования, разработанная в  Кыргызской Республике, в силу малого своего развития не предусматривает создание ряда важных правовых институтов, которые призваны сбалансировать права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков в отношении корректировки трансфертных цен по сделкам между взаимосвязанными лицами.

    Контроль  за трансфертным ценообразованием в Кыргызской Республике, происходит следующим образом4:

    --  в сфере ценообразования регулируется Постановлений Правительства Кыргызской Республики, связанных с тарифами и регулированием цен на определенные виды товаров и услуг, также норма, предусматривающая контроль за трансфертными ценами, впервые была введена в Налоговом кодексе 1995 г.

    --  налоговым законодательством Кыргызской Республики только предусмотрено налогообложение сделок, осуществленных по ценам ниже рыночных.

Информация о работе Цены, контролируемые государством. Свободные и трансфертные цены