Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:02, реферат
На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.
Введение………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Теоретические аспекты цены и ценообразования…………………... 5
Цена, как экономической и юридической категории. …………………...5
Понятие свободной и трансфертной цены………………………………..6
Глава 2. Цена - один из рычагов управления экономикой КР. ……………....9
2.1. Рыночные механизмы государства для контроля цен, основанные на законодательных и нормативных актах КР……………………………………..10
Заключение………………………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………………….17
Но
стоит отметить тот
факт, что в Кыргызской
Республике, на сегодняшний
день не разработано
основного законопроекта
«О ценообразовании»,
существуют только отдельные
Постановления КР
по некоторым видам
товаров и услуг.
Это довольно печальный
факт для нашей
Республики. И в
связи с этим, налоговым
законодательством
Кыргызской Республики
не определены приоритетные
отрасли экономики или
перечень товаров, подлежащие
контролю.
Глава 2. Цена - один из рычагов управления экономикой республики.
В условиях экономических преобразований без регулирующей роли государства в процессах управления народным хозяйством не обойтись.
Тарифы
на услуги государственных железных
дорог, почты, телеграфа, государственные
монопольные цены на "акцизные"
товары, продажа продовольствия из
государственных запасов в
Нельзя забывать и о том, что на уровень потребительских цен большое влияние оказывают услуги торговых организаций и других посредников в сфере обращения товаров, которые материализуются в торговых и снабженческо-сбытовых надбавках.
Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставило государственным торговым и снабженческо-сбытовым организациям право самостоятельно определять размеры надбавок с ограничением рентабельности: оптовой торговли - 3, розничной - 5% к товарообороту; снабженческо-сбытовых организаций - 40% к издержкам обращения.
Но
отдельные торговые предприятия
злоупотребляли расширением прав в
этом деле. Распространилась практика
произвольной дифференциации размера
надбавок по группам товаров. На дефицитные
товары первой необходимости, пользующиеся
спросом, стали применяться высокие
торговые надбавки.
2.1. Рыночные механизмы государства для контроля цен, основанные на законодательных и нормативных актах КР.
В предыдущей главе, мной был рассмотрен теоретический аспект «Цен, контролируемых государством», теперь же необходимо проанализировать рыночные механизмы, используемые государством для регулирования цен. Данная глава, основана на базе нормативных актах КР, в основном мной был рассмотрен Налоговый кодекс, а также ряд Постановлений Правительства КР, связанных с ценообразованием, установлением тарифов и различных квот.
Государственные мероприятия по регулированию цен может носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений между хозяйственными субъектами, а также между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой ценовое право, входящее составной частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.
Прямое
вмешательство государства в
процесс ценообразования
Политика ценообразования является частью экономической и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:
В некоторых случаях государство может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.
Фиксирование цен государством проводится для обеспечения:
Государственное регулирование в сфере ценообразования и применения цен осуществляется с помощью различных методов, среди которых можно выделить:
В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных перевозок, коммунально-бытовых и жилищных услуг, услуг связи и др.
Государство может влиять на процесс ценообразования 3 способами:
В
кризисных ситуациях
Основные принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.
Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.
К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства. 5
Государственное
регулирование цен может
Государственный контроль за ценами осуществляется в сфере действия государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. В сфере действия свободных цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.
Но, тем не менее, существует и обратный законодательный акт, если обратиться к редакции Законов КР от 10 декабря 2004 года N 190, 30 марта 2009 года N 100, (Закон «О конкуренции» Кыргызской Республики, то в статье № 9 прописываются Акты и действия (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции), то там прописано следующее: «необоснованное осуществление прямого или косвенного контроля за ценами на товары, производимые и реализуемые хозяйствующими субъектами». 6
Таким
образом, в Кыргызской Республике существует
несколько институтов, таких как
антимонопольный и налоговый
орган КР, направленных на контролирование
рыночных цен, посредством рыночных
механизмов и разработанных ранее
законодательных актах.
Заключение.
Необходимость государственного вмешательства в ценообразовании возникла еще в начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.
Усиление
кризиса платежеспособности обусловливает
необходимость более широкого применения
государственного регулирования цен,
соответствующего сложившейся ситуации.
Важнейшим принципом
Очень
важно так же и реорганизовать
систему государственного регулирования.
Применяемая схема
Исходя из реальной структуры и состояния экономики Кыргызской Республики, государству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукцию топливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, на значительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированную продукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этом цены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.
Также
стоит отметить, что негативным фактором,
сложившимся в Кыргызской Республике
и требующего скорого решения, является
разработка законодательной базы «О ценообразовании»,
а также «О государственном контроле при
применении трансфертных цен».
Список литературы:
Информация о работе Цены, контролируемые государством. Свободные и трансфертные цены