Цены, контролируемые государством. Свободные и трансфертные цены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 12:02, реферат

Описание

На заре рыночной экономики господствовало стихийное ценообразование. По мере развития экономической роли государства происходило возрастание значения планомерности ценообразования. Так возникли особые цены - тарифы, таксы.
Во всех странах мира государство воздействует на ценообразование - регулирует их. Имеются факты положительного и негативного воздействия государственных органов на цены.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….. 3

Глава 1. Теоретические аспекты цены и ценообразования…………………... 5
Цена, как экономической и юридической категории. …………………...5
Понятие свободной и трансфертной цены………………………………..6

Глава 2. Цена - один из рычагов управления экономикой КР. ……………....9

2.1. Рыночные механизмы государства для контроля цен, основанные на законодательных и нормативных актах КР……………………………………..10

Заключение………………………………………………………………………15

Список литературы…………………………………………………………….17

Работа состоит из  1 файл

самостоят. модуль 2.docx

— 39.48 Кб (Скачать документ)

    Но  стоит отметить тот  факт, что в Кыргызской Республике, на сегодняшний  день  не разработано  основного законопроекта  «О ценообразовании», существуют только отдельные  Постановления КР по некоторым видам  товаров и  услуг. Это довольно печальный  факт для нашей  Республики. И в  связи с этим, налоговым законодательством Кыргызской Республики  не определены приоритетные отрасли экономики или перечень товаров, подлежащие контролю. 
 

Глава 2.  Цена - один из рычагов  управления экономикой республики.

      В условиях экономических преобразований без регулирующей роли государства  в процессах управления народным хозяйством не обойтись.

      Тарифы  на услуги государственных железных дорог, почты, телеграфа, государственные  монопольные цены на "акцизные" товары, продажа продовольствия из государственных запасов в неурожайные  годы, таможенная политика и косвенное  налогообложение, существенным образом  воздействующее на внутренние цены - вот  далеко не полный перечень мер государственного регулирования цен за последние 100-150 лет. Тогда, в качестве одной из антиинфляционных мер Кабинет Министров Кыргызской Республики принял постановление (от 29.09.92 г. № 814) «О государственном регулировании цен на продукцию предприятий-монополистов, регулируемую по свободным рыночным ценам».

      Нельзя  забывать и о том, что на уровень  потребительских цен большое  влияние оказывают услуги торговых организаций и других посредников  в сфере обращения товаров, которые  материализуются в торговых и  снабженческо-сбытовых надбавках.

      Постановлением (от 2.09.92 г. № 735) предоставило государственным  торговым и снабженческо-сбытовым организациям право самостоятельно определять размеры  надбавок с ограничением рентабельности: оптовой торговли - 3, розничной - 5% к  товарообороту; снабженческо-сбытовых организаций - 40% к издержкам обращения.

      Но  отдельные торговые предприятия  злоупотребляли расширением прав в  этом деле. Распространилась практика произвольной дифференциации размера  надбавок по группам товаров. На дефицитные товары первой необходимости, пользующиеся спросом, стали применяться высокие  торговые надбавки. 
 

2.1.  Рыночные механизмы  государства для  контроля цен,  основанные на  законодательных  и нормативных  актах КР.

      В предыдущей главе, мной был рассмотрен теоретический  аспект «Цен, контролируемых государством», теперь же необходимо проанализировать рыночные механизмы, используемые государством для регулирования  цен. Данная глава, основана на базе нормативных актах КР, в основном мной был рассмотрен Налоговый кодекс, а также ряд Постановлений Правительства КР, связанных с ценообразованием, установлением тарифов и различных квот.

    Государственные мероприятия по регулированию цен  может носить законодательный, административный и судебный характер. Принятые парламентами законы создают правовую основу отношений  между хозяйственными субъектами, а  также между нами и государством в сфере ценообразования. Комплекс этих законов представляет собой  ценовое право, входящее составной  частью в гражданское право. На основе этого права уполномоченные государственные  органы осуществляют административную деятельность по регулированию цен.

    Прямое  вмешательство государства в  процесс ценообразования означает участие государства в лице его  административных органов в формировании уровней, структуры, соотношений и  динамики цен, установлении определенных правил ценообразования.

    Политика  ценообразования является частью экономической  и социальной политики любого государства. Для ее осуществления органы государственного управления используют следующие рычаги:

    • налоговую и финансово-кредитную политику, включая установление ставок налогов и налоговых льгот, цен и правил ценообразования, дотаций, экономических санкций и лицензий, социальных и экологических норм и нормативов;
    • научно-технические, экономические и социальные государственные и региональные программы;
    • государственные заказы на производство продукции, выполнение работ и услуг для государственных нужд.

      В некоторых случаях государство  может влиять на объективный механизм ценообразования. Это осуществляется, как правило, за счет фиксирования цен. Цена устанавливается на определенном уровне, выше или ниже которого, она не может изменяться.

Фиксирование  цен государством проводится для обеспечения:

  • доступа большей части населения к потреблению определенного товара. В этом случае законодательно устанавливается максимальная цена ("потолок "цены), которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Выше этой величины производители не имеют право поднимать цену. Однако при этом необходимо учитывать, что если "потолок" цены окажется ниже цены равновесия, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара, который будет препятствовать доступу к нему большинства потребителей;
  • определенного уровня доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помощи производителям для покрытия издержек. В этом случае законодательно устанавливается минимальная цена. Она, как правило, превышает цену равновесия. Однако, в результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продуктов или ресурсов, и поставленная цель не будет достигнута, так как для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются, а для поставщиков ресурсов - что ресурсы все равно не продаются и, следовательно, не обеспечивается желаемый уровень дохода.

      Государственное регулирование в  сфере ценообразования  и применения цен  осуществляется с  помощью различных  методов, среди которых можно выделить:

  • определение перечня продукции и услуг, подлежащих государственному регулированию, в том числе монопольной продукции;
  • установление предельных уровней цен и тарифов, а также торговых надбавок (скидок);
  • нормирование рентабельности;
  • замораживание цен.
 

      В первую очередь государство регулирует цены продукции и услуг предприятий  с государственной формой собственности. К ним относятся тарифы железнодорожных  перевозок, коммунально-бытовых и  жилищных услуг, услуг связи и др.

Государство может влиять на процесс  ценообразования 3 способами:

  1. назначать фиксированные цены (вводить государственные прейскурантные цены, например, на электроэнергию, железнодорожные тарифы, жилищно-коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте), замораживать цены, фиксировать цены предприятий-монополистов;
  2. определять правила, в соответствии с которыми предприятия сами назначают регулируемые государством цены (установление предельного уровня цен отдельных видов товаров; регламентация основных параметров цены, таких как прибыль, скидки, косвенные налоги и т.д.; определение предельного уровня разового повышения цен конкретных товаров);
  3. устанавливать рыночные "правила игры", т.е. вводить ряд запретов на недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка (запрет на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен; запрет на демпинг).

      В кризисных ситуациях государственные  органы могут устанавливать предельные цены товаров, произведенных в сфере  негосударственного сектора (хлеба  и хлебобулочных изделий, масломолочной  продукции, детского питания и др.).

      Основные  принципы установления и применения цен товаров и тарифов услуг, а также организации контроля за их соблюдением на территории РФ определяются соответствующими законодательными и нормативными документами.

      Налоговое регулирование является одним из достаточно эффективных принципов государственной ценовой политики. Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются непосредственно в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

      К методам налогового регулирования  цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и  размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также  изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения  и развитие производства в важнейших  отраслях народного хозяйства. 5

      Государственное регулирование цен может предусматривать  мероприятия законодательного и  судебного характера. В одних  случаях ценообразование в государстве  регламентируется федеральным законодательством, в других - распоряжениями государственных и местных органов власти, в-третьих - те или иные спорные вопросы решаются в судебном (арбитражном) порядке. Следует отметить, что во всех случаях устанавливаются определенные ограничения, правила, нормативы, являющиеся обязательными для участников рынка.

      Государственный контроль за ценами осуществляется в  сфере действия государственных  фиксированных и  регулируемых цен  и тарифов. В сфере  действия свободных  цен контролируются правомерность их применения и соблюдение требований антимонопольного законодательства.

             Но, тем не менее,  существует и обратный  законодательный  акт, если обратиться к редакции Законов КР от 10 декабря 2004 года N 190, 30 марта 2009 года N 100, (Закон «О конкуренции» Кыргызской Республики, то в статье № 9 прописываются Акты и действия (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции), то там прописано следующее: «необоснованное осуществление прямого или косвенного контроля за ценами на товары, производимые и реализуемые хозяйствующими субъектами». 6

      Таким образом, в Кыргызской Республике существует несколько институтов, таких как  антимонопольный и налоговый  орган КР, направленных на контролирование  рыночных цен, посредством рыночных механизмов и разработанных ранее  законодательных актах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение.

      Необходимость государственного вмешательства в  ценообразовании возникла еще в  начале 17-го века, но и на данный момент не утратила своей актуальности.

      Усиление  кризиса платежеспособности обусловливает  необходимость более широкого применения государственного регулирования цен, соответствующего сложившейся ситуации. Важнейшим принципом регулирования  должно быть установление рационального  уровня оптовых цен на сырье и  продукцию топливно-энергетического  комплекса, сдерживание их резкого  роста, ведущего либо к сокращению доходов, либо к новому витку инфляции. В  реальной несбалансированной и не сложившейся  рыночной экономике Кыргызской Республики оптовые цена на природное сырье и энергоносители определяют динамику цен и доходов; в условиях обесценения накоплений у многих предприятий и части населения существенный скачок ресурсных цен может привести к резкому падению жизненного уровня и банкротству предприятий. Поэтому сегодня необходима стабилизация цен на природное сырье и энергоносители на минимальном допустимом уровне.

      Очень важно так же и реорганизовать систему государственного регулирования. Применяемая схема либерализации, одновременное введение крайне высоких  налогов явились одной из причин кризиса платежеспособности, сворачивания производства, падения деловой активности. Были отпущены цены на широкий круг продукции базовых отраслей, природное  сырье и материалы. В неконкурентной экономике с деформированной  структурой это предопределило стремительный  рост затрат, сокращение доходов бюджета  и невозможность регулирования  даже весьма ограниченного круга  цен на товары народного потребления, который сейчас быстро сужается. При  жесткой денежной политике либерализация  цен на товары народного потребления  не приведет к увеличению доходов  госбюджета и предприятий, так как  рост затрат всегда будет опережать  рост цен конечного потребления.

Исходя  из реальной структуры и состояния  экономики Кыргызской Республики, государству необходимо жестко регулировать цены не всю основную продукцию топливно-энергетического комплекса, на все природное сырье и материалы, на значительный круг продукции тяжелой промышленности, монополизированную продукцию машиностроения, строительства, тарифы транспорта и связи. При этом цены на товары народного потребления должны быть первоначально отпущены, то есть самостоятельно устанавливаться производителем, продавцом с учетом спроса.

      Также стоит отметить, что негативным фактором, сложившимся в Кыргызской Республике и требующего скорого решения, является разработка законодательной базы «О ценообразовании», а также «О государственном контроле при применении трансфертных цен».  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы:

  1. Стратегические данные по мировому трансфертному ценообразованию, Deloitte (2006 год);
  2. Ценообразование и налогообложение / под ред. И.К. Салимжанова - М.: Проспект, 2003г.
  3. Есипова В.Е. «Цены и ценообразование», Питер, 2000
  4. Налоговый кодекс КР
  5. Предпринимательское право, Востриков Г.Г.
  6. www.antimonopolia.kg
  7. www.benchbook.el.kg

Информация о работе Цены, контролируемые государством. Свободные и трансфертные цены