Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:01, контрольная работа
1. Между станкостроительным объединением и деревообрабатывающим комбинатом был заключен договор на поставку двух станков. Станки были получены в феврале 2011г., но оказались разукомплектованными. Комбинат составил акт о некомплектности и предъявил в банк требование о взыскании с поставщика штрафа за поставку некомплектной продукции. Однако банк в принятии требования отказал, сославшись на то, что взыскание санкций допускается с согласия плательщика или по решению суда.
Обоснован ли отказ банка во взыскании штрафа?
Как следует поступить комбинату?
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ…………………………………
3
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………..
8
ЗАДАЧА№ 1……………………………..……………………………………
15
ЗАДАЧА № 2………………………………………………………………….
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
19
СОДЕРЖАНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ………………………………… |
3 |
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………. |
8 |
ЗАДАЧА№ 1……………………………..…………………………………… |
15 |
ЗАДАЧА № 2…………………………………………………………………. |
16 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………… |
19 |
1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ
Истории известны несколько типов организации экономики: хозяйство примитивного общества, рыночная экономика, экономика командно-бюрократической системы. Как справедливо отмечает С.Э. Жилинский, "в реальной жизни "чистая" экономика встречается крайне редко. "Чистая" экономика, будь то рыночная или командно-бюрократическая, малоэффективна, а потому недолговечна. Современная модель организации народного хозяйства - смешанная экономика, в которой рыночные отношения сочетаются с государственным регулированием" [13, с.13]. Еще более значима роль государственного регулирования в переходный период, когда высок удельный вес государственного сектора.
В науке административного права
понятие "государственное
Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности, являясь по своей сути публичной деятельностью, основывается на функциональной заданности цели (например, реализация государственной экономической политики), средств ее достижения (наличие предусмотренных в нормах права приемов, способов воздействия на объект), форм, т.е. способов существования, выражения и преобразования (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия)), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры) [11, с.186].
Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 09 ноября 2010 г. № 575 [4], Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год.
Субъекты государственного регулирования хозяйственной деятельности реализуют функции государства по регулированию хозяйственной деятельности. Таковыми, в частности, являются:
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
Таким образом, государственное регулирование хозяйственной деятельности представляет собой целенаправленную деятельность соответствующих законодательных, исполнительных и контролирующих органов, которые посредством системы различных форм и методов обеспечивают достижение поставленных целей, решение различных экономических и социальных задач и регламентируют хозяйственную деятельность в стране [11, с.187].
Необходимость государственного регулирования хозяйственной деятельности определяется:
Меры государственного воздействия на экономику и их пределы определяются необходимостью и достаточностью сохранения существенных элементов рыночного регулирования экономикой в сочетании с корректировкой экономического развития в необходимом обществу направлении. Эти пределы и должны быть закреплены в нормах хозяйственного права.
В качестве важнейших можно назвать
следующие формы
1. Прогнозирование - представляет собой подготовку представлений о возможном состоянии экономического и социального развития. Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь" [7] определяет основные цели разработки прогнозов, их временные рамки - на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, главные составляющие - систему научно аргументированных представлений (предположений) о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Республики Беларусь на соответствующий период с указанием основных прогнозируемых показателей, целевых ориентиров и мер по обеспечению их достижения.
Официальное закрепление прогнозы находят в планах. В свою очередь прогнозирование является предпосылкой для планирования.
2. Планирование - это определение целей, задач, пропорций, темпов, этапов, конкретных показателей и сроков достижения тех или иных результатов (экономических, социальных, оборонных и иных [14, с.151]. В экономической науке такой вид планирования называют индикативным, поскольку в этом случае используются индикаторы социально-экономического развития, характеризующие, например, динамику, структуру и эффективность, экономики, состояние финансово-кредитной системы, денежного обращения и т.д. При директивном планировании имеют место обязательность и ответственность соответствующих субъектов за невыполнение плановых показателей.
Планы находят свое внешнее выражение, как правило, в нормативных правовых актах (например, Постановление Совета Министров от 23 мая 2011г. № 656 "Об утверждении Национальной программы развития экспорта на 2011-2015 годы").
Денежная политика - использует такие инструменты, как цены, налоги, валютное регулирование.
Антимонопольное регулирование - направлено на обеспечение условий для развития конкуренции как основы предпринимательства, создания и эффективного функционирования товарного рынка и защиты прав потребителей.
Методы государственного регулирования хозяйственной деятельности условно можно разделить на два вида.
Административные - представляют собой
приемы одностороннего воздействия
на поведение субъектов
Урегулированные нормами права действия государственных органов, государственных организаций, направленные на реализацию своих полномочий, закрепленных в актах законодательства, в юридической литературе по административному праву именуют административными процедурами. Процедуры, осуществляемые во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и не подчиненными им субъектами хозяйственной деятельности делят на такие виды как:
Экономические - представляют собой приемы, реализуемые через материальные средства (цена, прибыль, кредит, налоги и т.д.), направленные на достижение желаемого поведения субъекта регулирования посредством воздействия на его интересы.
Указанные методы взаимосвязаны и взаимозависимы, т.к. одновременно могут иметь властно-распорядительный характер и экономическое содержание.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о квалификации этих методов. Более того, иногда они именуются не методами, а способами. Одни авторы указывают на существование универсальных методов применительно к любой деятельности - убеждения и принуждения [8, с.290], другие считают, что административные и экономические методы - "это лишь разновидности прямого и косвенного воздействия на экономические процессы" [10, с.187]. Тем не менее, представляется, что метод - это более общая категория, объединяющая конкретные способы и приемы воздействия на объект регулирования.
Виды государственного воздействия на хозяйственную деятельность можно классифицировать по различным основаниям.
По способам воздействия различают прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование
Для косвенного регулирования свойственно применение экономических рычагов и стимулов (предоставление льгот, кредитов, субсидий и т.п.).
По стадиям осуществления
По своему проявлению государственное
регулирование хозяйственной
По субъектам выделяют обязательные требования, относящиеся ко всем субъектам хозяйственной деятельности, и требования, предъявляемые к определенной категории субъектов (ООО, ЗАО, индивидуальным предпринимателям, финансово-промышленным группам и т.д.).
Таким образом, завершая рассмотрение
данного вопроса, следует отметить,
что государственное
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
Информация о работе Государственное регулирование хозяйственной деятельности в республике беларусь