Государственное регулирование хозяйственной деятельности в республике беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:01, контрольная работа

Описание

1. Между станкостроительным объединением и деревообрабатывающим комбинатом был заключен договор на поставку двух станков. Станки были получены в феврале 2011г., но оказались разукомплектованными. Комбинат составил акт о некомплектности и предъявил в банк требование о взыскании с поставщика штрафа за поставку некомплектной продукции. Однако банк в принятии требования отказал, сославшись на то, что взыскание санкций допускается с согласия плательщика или по решению суда.
Обоснован ли отказ банка во взыскании штрафа?
Как следует поступить комбинату?

Содержание

1 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ И ФОРМЫ…………………………………
3
2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………………………………..
8
ЗАДАЧА№ 1……………………………..……………………………………
15
ЗАДАЧА № 2………………………………………………………………….
16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………
19

Работа состоит из  1 файл

' Контрольная работа по хоз. праву (4).doc

— 142.50 Кб (Скачать документ)

По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства, регулирующих экономические отношения, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), входе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акты и справки подписываются проводившим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем ревизионной группы), руководителем организации со статусом юридического лица (обособленного подразделения организации), а при его отсутствии - уполномоченным заместителем руководителя либо индивидуальным предпринимателем, а также лицом, выполняющим функции главного (старшего на правах главного) бухгалтера проверяемого субъекта предпринимательской деятельности, а при необходимости - другими участниками проверки (ревизии).

В случае отказа уполномоченного представителя  субъекта предпринимательской деятельности от подписания акта проверки (ревизии) в нем делается соответствующая  запись. Представитель проверяемого субъекта вправе письменно изложить мотивы отказа от подписания акта.

При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие его должностные  лица проверяемой организации со статусом юридического лица либо индивидуальный предприниматель делают об этом запись перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Проводивший проверку (ревизию) работник контролирующего органа (руководитель ревизионной группы) вправе потребовать представить также письменные объяснения по выявленным нарушениям у должностных лиц организации со статусом юридического лица (уполномоченных должностных лиц обособленного подразделения организации), индивидуального предпринимателя и у иных лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушение субъектом предпринимательской деятельности норм права, регулирующих предпринимательские отношения. Данные объяснения и возражения прилагаются к акту проверки (ревизии). По истечении установленного 5-дневного срока возражения к рассмотрению не принимаются. Если выявленное нарушение может быть сокрыто или по выявленным фактам необходимо принять неотложные меры по их устранению и привлечению к ответственности лиц, чьи действия (бездействие) повлекли нарушение субъектом хозяйственной деятельности норм права, регулирующих экономические отношения, проводящим проверку (ревизию) работником контролирующего органа (руководителем проверки (ревизии) до окончания проверки (ревизии) составляется отдельный промежуточный акт.

В акте проверки (ревизии) должны быть соблюдены объективность, ясность и точность изложения выявленных фактов. Не допускается включение в акт проверки (ревизии) различного рода не подтвержденных документально предположений и данных о деятельности проверяемого субъекта хозяйствования. Проверяющий несет ответственность за достоверность фактов и сведений о выявленных нарушениях, а также установленных сумм вреда, указанных в акте проверки.

Таким образом в завершение рассмотрения данного вопроса следует отметить, что государственный контроль в сфере хозяйственной деятельности определяется как система проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативный правовых актов в процессе осуществления указанной деятельности. За последние годы в Республике Беларусь государством существенным образом пересмотрены подходы к осуществлению контроля за осуществляемой хозяйственной деятельностью. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с последующими изменениями и дополнениями) определен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, в целях создания дополнительных условий для развития эффективных форм хозяйствования.

 

 

 

 ЗАДАЧА № 1

 

Между станкостроительным объединением и деревообрабатывающим комбинатом был заключен договор  на поставку двух станков. Станки были получены в феврале 2011г., но оказались  разукомплектованными. Комбинат составил акт о некомплектности и предъявил в банк требование о взыскании с поставщика штрафа за поставку некомплектной продукции. Однако банк в принятии требования отказал, сославшись на то, что взыскание санкций допускается с согласия плательщика или по решению суда.

Обоснован ли отказ банка во взыскании штрафа?

Как следует поступить комбинату?

 

 

Согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь (далее - ГК), продавец обязан передать покупателю товар, соответствующий условиям договора купли-продажи о комплектности. В случае, когда договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычно предъявляемыми требованиями [2, ст.448].

В случае передачи некомплектного товара покупатель вправе по своему выбору потребовать от продавца:

  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • доукомплектования товара в разумный срок.

Если продавец в разумный срок не выполнил требования покупателя о доукомплектовании товара, покупатель вправе по своему выбору:

  • потребовать замены некомплектного товара на комплектный;
  • отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной денежной суммы [2, ст.450].

Как мы видим  из вышеизложенного, банк поступил вполне правомерно, так как взыскание  штрафа за поставку некомплектного товара санкциями статьи 450 ГК не предусмотрено вовсе. Поэтому комбинат, обнаружив некомплектность при приемке товара, должен был, прежде всего, направить в адрес станкостроительного объединения требование либо соразмерно уменьшить покупную цену, либо доукомплектовать товар. И только после невыполнения станкостроительным объединением требования, комбинат имеет право требовать либо о полной замене товара, либо полностью отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы. И только если после этого требования продавец (станкостроительное объединение) не вернет уплаченную сумму, комбинат приобретает право на обращение в хозяйственный суд.

 

 

 ЗАДАЧА № 2

 

Руководство  германского предприятия,  зарегистрированного на территории Германии и гражданин Республики Беларусь Потапов, проживающий в г.Минске, договорились об открытии на территории Республики Беларусь в г.Минске совместного предприятия в форме ООО по продаже деталей и ремонту автомобилей германского производства. Обратившись за консультацией в юридическую фирму «ЮСИ» с вопросом об особенностях создания предприятия с иностранными вложениями  Потапову, как одному из соучредителей будущего предприятия разъяснили, что:

1) в данном случае будет создано совместное предприятие;

2) учредителями коммерческих организаций с иностранными инвестициями могут быть только индивидуальные предприниматели или юридические лица, поэтому ему необходимо зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя;

3) коммерческие предприятия с иностранным капиталом могут создаваться только в формах открытых акционерных обществ, закрытых акционерных обществ, частных унитарных предприятий;

4) учредители могут вносить вклады в уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями только лишь в денежной форме;

5) уставный фонд предприятия должен составлять 20 000 долларов США и должен быть внесен полностью на момент государственной регистрации предприятия.

Проанализируйте консультацию юриста.

 

 

В соответствии с ГК, иностранные юридические лица (в нашем случае – германское предприятие) осуществляют в Республике Беларусь предпринимательскую и иную деятельность, регулируемую гражданским законодательством, в соответствии с правилами, установленными этим законодательством для такой деятельности юридических лиц Республики Беларусь, если законодательством Республики Беларусь для иностранных юридических лиц не предусмотрено иное [2, ст.1113].

Отношения, связанные  с осуществлением инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь, регулируются Инвестиционным кодексом Республики Беларусь (далее - ИК) [3, ст.6].

Согласно ИК, под инвестициями понимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [3, ст.1].

Под инвестиционной деятельностью понимаются действия инвестора по вложению инвестиций в  производство продукции (работ, услуг) или их иному использованию для  получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата [3, ст.2].

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью  используются иностранные инвестиции. Все коммерческие организации с  иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации. Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь [3, ст.80]. Следовательно, первый пункт консультации юриста верен, а вот второй – нет, так как и юридические, и физические лица могут быть учредителями совместного общества (с белорусской стороны, разумеется).

Иностранные инвесторы  вправе создавать на территории Республики Беларусь юридические лица Республики Беларусь с любым объемом иностранных  инвестиций и в любых организационно-правовых формах, а также их филиалы и  представительства в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь, в том числе международными договорами Республики Беларусь [3, ч.2 ст.77]. Из этого следует, что коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в любых формах, предусмотренных ГК для коммерческих организаций: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и др. предусмотренные ГК [2, п.2 ст.46]. Однако в нашем случае речь идет о совместном предприятии, а оно по определению не может быть унитарным предприятием (имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам [2, п.1 ст.113]). Поэтому третий пункт консультации также не верен.

Четвертый пункт  консультации юриста также безоснователен, поскольку согласно ИК, учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме [3, ч.2 ст.88].

Последний пункт консультации также не верен. Дабы коммерческая организация с иностранными инвестициями, в нашем случае, совместное предприятие, обрело свой законный статус, только доля иностранного инвестора должна составлять не менее 20 000 долларов США [3, ч.3 ст.77]. Объявленный же  в уставе (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет с даты государственной регистрации [3, ч.1 ст.87]. И только объявленный в уставе уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества должен быть сформирован в полном объеме до государственной регистрации такой организации [3, ч.2 ст. 87]. К тому же, существует возможность (при наличии определенных уважительных причин) продлить срок формирования уставного фонда коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением организаций, уставный фонд которых должен быть сформирован в полном объеме до их государственной регистрации) на срок до 6 месяцев [3, ч.1 ст.87¹].

 

 

 

 

  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994г. № 2875-XII (с изм. и доп., принятыми на Республиканских референдумах 24.11.1996г., 17.10.2004г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 1999. - № 1/0.
  2. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г. № 218-З (в ред. от 05.01.2013г.) // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. – 1999. - № 7-9. - Ст. 101.
  3. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22.06.2001г. № 37-З (в ред. от 09.11.2009г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2001. - № 62. - 2/780.
  4. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 09.11.2010г. № 575 (в ред. от 30.12.2011г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -  2010. - № 276. - 1/12080.
  5. О совершенствовании контрольной и надзорной деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009г. № 510 (в ред. от 25.07.2013г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2009. - № 253. - 1/11062.
  6. О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь от 22 июля 2003г. № 226-З (в ред. от 14.06.2010г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2003. - № 85. - 2/978.
  7. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 05.05.1998г. № 157-З // Ведамасцi Нацыянальнага сходу Рэспублiкi Беларусь. - 1998. - № 20. - ст. 222.
  8. Административное право / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. - М.: Юристь, 1999. - 728 с.
  9. Алехин, А.П. Административное право Российской Федерации / А.П. Алехин, А.А. Кармолицкий, Ю.М. Козлов. - М: Зерцало, 1997. - 671 с.
  10. Бахрах, Д.Н. Административное право / Д.Н. Бахрах. - М: БЕК, 1999. - 335 с.
  11. Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития: монография. В 2 т. Т.1 / С.С. Вабищевич - Минск: Молодежное, 2008. - 497 с.
  12. Демичев, Д.М. Тенденции развития контрольной деятельности законодательных органов Республики Беларусь, России и Украины в аспекте минимизации последствий чернобыльской катастрофы: Проблемы правового регулирования общественных отношений в условиях глобализации: Материалы международной научно-практической конференции, Минск, 16 октября 2007 г., УО "БГЭУ" / Д.М. Демичев. - Минск: Изд-во УО "БГЭУ", 2007. - с.23-28.
  13. Жилинский, С.Э. Правовая основа предпринимательской деятельности: Предпринимательское право / С.Э. Жилинский. - М.: Норма, 2000. - 935 с.
  14. Лазарев, Б.М. Государственное управление на этапе перестройки / Б.М. Лазарев. - М.: Юрид. лит., 1988. - 318 с.
  15. Лазарев, И.М. Административные процедуры как способ государственного регулирования в сфере экономики // Административно-правовое регулирование экономических отношений: Сб. статей по материалам пятого "круглого стола" "Лазаревские чтения" / И.М. Лазарев. - М.: М3-Пресс, 2001. - с.52 - 64;
  16. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник для экономических специальностей вузов / Под общ. Ред.В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. - Мн., 2004 г., - 832 с.
  17. Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. - М.: Юристь, 2004. - 416 с.
  18. Хаманева, Н.Ю. Проблемы административно-правового регулирования экономических отношений на современном этапе // Административно-правовое регулирование в сфере экономических отношений. - Сб. науч. статей / Отв. ред. М.М. Славин. - М.: МЗ-Пресс, 2001. - с.31 - 36.

Информация о работе Государственное регулирование хозяйственной деятельности в республике беларусь