Введение
Хозяйственное право представляет
собой совокупность норм, регулирующих
предпринимательские отношения и тесно
связанные с ними иные отношения, в том
числе некоммерческие, а также отношения
по госрегулированию экономики в целях
обеспечения интересов государства и
общества. В литературе используются названия:
экономическое, хозяйственное, предпринимательское,
коммерческое и торговое право. Наи более
объемным, в силу объекта регулирования,
следует считать по нятие экономического
права, поскольку оно включает в себя все
правовые нормы, регулирующие процесс
создания материальных и не материальных
благ. Общеизвестно, что слово «экономика»
переводится с древнегреческого как «хозяйство»
.
Наука хозяйственного права делится
на две части: Общую и Особенную.
В Общей части изучаются источники хозяйственного
права, принципы, ряд общих понятий, таких
как: хозяйственное правоотношение, субъекты
озяйственного права, право на имущество
субъектов хозяйственного права, госрегулирование
экономики в условиях рынка, сроки в хозяйственном
праве, санкции и ответственность в хозяйственных
отношениях, правовое регулирование рассмотрения
хозяйственных споров.
В Особенной части рассматриваются
вопросы правового обеспечения отдельных
видов хозяйственной деятельности: производственной
деятельности собственника и предпринимателя,
реализации продукции и товаров, научно-технической,
инвестиционной деятельности и иные.
Отрасль хозяйственного права носит комплексный характер и
ей присущи методы, используемые в других
отраслях права Урегулированные нормами
хозяйственного права отношения, возникающие
в процессе предпринимательской деятельности,
а также вследствие государственного
воздействия на участников рынка, которые
связаны взаимными правами и обязанностями,
называются хозяйственными правоотношениями.
1.Хозяйственное
право:сущность,предмет,основные категории
Право (в
сугубо юридическом смысле) — это система
общеобязательных, формально определенных
юридических норм, выражающих общественную
волю, устанавливаемых и охраняемых государством
и направленных на урегулирование общественных
отношений.
Предпринимательское(хозяйственное)
право можно с разных позиций рассматривать
как:
Предпринимательская(хозяйственная)самостоятельная,
осуществляемая на свой риск деятельность,
направленная на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом, продажи
товаров, выполнения работ или оказания
услуг лицами, зарегистрированными в этом
качестве в установленном законом порядке
(ч. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Признаки предпринимательской
деятельности вытекают из ее определения.
1.Свобода предпринимательской
деятельности — основополагаю-
щий принцип предпринимательского права.
Этот принцип за-
креплен в ст. 8 Конституции РФ, в соответствии
с которой
в Российской Федерации гарантируется
свобода экономической
деятельности1.
2.Рисковый
характер предпринимательской деятельности является
неотъемлемой частью рыночной экономики.
Основным риском является риск неполучения
прибыли либо получение прибыли в меньшем
объеме, чем ожидал субъект предпринимательской
деятельности.
3.Направленность
на систематическое получение прибыли означает,
что деятельность, признаваемая в качестве
предпринимательской, осуществляется
субъектом с целью неоднократного (постоянного)
извлечения прибыли, даже при временном
ее отсутствии.
4.Прибыль
извлекается от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ и оказания
услуг. Данный признак указывает на
источники прибыли в ходе осуществления
предпринимательской деятельности. Исчерпывающую
формулировку таких источников нельзя
признать удачной, поскольку многообразие
направлений предпринимательской деятельности
предполагает и иные источники получения
прибыли.
5.Признак государственной
регистрации субъектов предпринимательской
деятельности неоднозначен. Если трактовать
его буквально, то соответствующая основным
признакам предпринимательская деятельность,
осуществляемая лицом без государственной
регистрации, не будет признана предпринимательской.
Однако это противоречит, например, ст. 171
УК РФ, в которой установлена ответственность
за осуществление предпринимательской
деятельности без регистрации. Следовательно,
правильнее говорить о том, что государственная
регистрация является необходимым условием
для легализации предпринимательской
деятельности.
Наличие
и определенность самостоятельного
объекта правового регулирования
позволяют вести речь о необходимости
выделения и формирования самостоятельной
отрасли в правовой системе государства
для урегулирования общественных отношений
между субъектами, включенными в сферу
предпринимательской деятельности. Данный
процесс в настоящее время происходит
в правовом пространстве России.
Таким
образом, хозяйственное (предпринимательское)
право — это система правовых норм и институтов,
регулирующих на основе сочетания публичных
и частных интересов общественные отношения,
возникающие в процессе осуществления
предпринимательской деятельности, в
том числе отношения по государственному
регулированию экономики в целях обеспечения
интересов государства и общества.
Предметом
отрасли хозяйственного (предпринимательского)
права являются общественные отношения,
которые регулируются нормами права. Можно
выделить три группы таких отношений:
1) отношения,
возникающие в ходе осуществления
предпринимательской деятельности
(отношения купли-продажи, аренды,
кредитования, ценообразования и
т.п.);
2) отношения
некоммерческого характера, тесно
связанные с предпринимательскими
отношениями. Например, такие отношения
складываются на стадии создании хозяйствующего
субъекта, при осуществлении деятельности
ряда некоммерческих организаций (учреждений,
саморегулируемых организаций);
Предметом
предпринимательского права как
учебной дисциплины является изучение
основных, базовых понятий предпринимательского
права, истории его развития, а
также основ правового регулирования
предпринимательских и тесно связанных
с ними отношений.
Принципы
предпринимательского права—
это правила общего характера, определяющие
основу построения и развития предпринимательских
правоотношений. Они сформулированы на
основе познания объективных законов
(закономерностей) развития и функционирования
предпринимательства как вида социальной
деятельности. Ряд принципов предпринимательского
права закреплен в Конституции РФ.
- Принцип
свободы предпринимательской деятельности2 закреплен
в ст. 8 и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает:
«Каждый имеет право на свободное использование
своих способностей и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности». Следовательно, каждый
гражданин решает самостоятельно, заниматься
предпринимательской деятельностью или
нет, какую организационно-правовую форму
и вид предпринимательской деятельности
избрать и т. д. Данный принцип развивается
в ГК РФ и иных нормативных правовых актах.
- Принцип
признания многообразия форм собственности,
юридического равенства форм собственности
и равной их защиты основывается на положениях
п. 2 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации
признаются и защищаются равным образом
частная, государственная, муниципальная
и иные формы собственности». Законодательством
не могут устанавливаться какие-либо привилегии
или ограничения для субъектов, осуществляющих
предпринимательскую деятельность с использованием
имущества, находящегося в государственной,
муниципальной или частной собственности.
- Принцип
единого экономического пространства,
который выражается в том, что согласно
п. 1 ст. 8 Конституции РФ: «В Российской Федерации
гарантируется свободное перемещение
товаров, услуг и финансовых средств».
Ограничения могут вводиться в соответствии
с федеральным законом, если это необходимо
для обеспечения безопасности, защиты
жизни и здоровья людей, охраны природы
и культурных ценностей.
- Принцип
поддержания конкуренции и недопущения
экономической деятельности, направленной
на монополизацию и недобросовестную
конкуренцию. В соответствии с п. 1 ст. 8
Конституции РФ в Российской Федерации
гарантируется поддержка конкуренции,
свобода экономической деятельности.
Ст. 34 Конституции РФ устанавливает также
запрет на осуществление экономической
деятельности, направленной на монополизацию
и недобросовестную конкуренцию. Данный
принцип получил развитие в законодательстве
о конкуренции, о естественных монополиях.
- Принцип
баланса частных интересов предпринимателей
и публичных интересов государства и общества
в целом. Стремясь получить максимальную
прибыль, предприниматели в некоторых
случаях могут не учитывать интересы государства
и общества в целом. Согласовать интересы
предпринимателей и общества позволяют
различные меры государственного регулирования
предпринимательства. Они могут быть прямыми
(директивными) и косвенными (экономическими). Прямое
государственное регулирование выражается
в установлении требований, предъявляемых
к предпринимательской деятельности;
установлении запретов; применении мер
ответственности, а косвенное —
в предоставлении льгот при налогообложении,
кредитовании.
- Принцип
законности. С одной стороны, сама предпринимательская
деятельность должна осуществляться при
строгом соблюдении законодательства.
С другой стороны, государством должна
быть обеспечена законность в деятельности
органов государственной власти и местного
самоуправления по отношению к субъектам
предпринимательской деятельности.
Под методом
правового регулирования принято
понимать совокупность приемов и способов
воздействия на участников правоотношений
для обеспечения их правомерного поведения.
Исходя из специфики предмета предпринимательского
права, можно отметить, что здесь используется
метод, сочетающий в себе черты нескольких
методов правового регулирования:
- метод рекомендаций
(диспозитивный метод), при котором
субъекты предпринимательства регулируют
свои отношения при помощи правовых норм,
выбирая наиболее приемлемые для себя
варианты поведения;
- метод обязательных
предписаний (императивный метод),
при котором устанавливаются однозначные
требования к процессу осуществления
предпринимательской деятельности, права
и обязанности ее участников;
- метод автономных
решений (метод согласования) который
характеризуется исходящими от одной
из сторон правоотношения предложениями
установить такую модель взаимных прав,
обязанностей и ответственности, которая
будет наиболее полно соответствовать
интересам обеих сторон и будет реализована
только в случае согласия на это другой
стороны.
Таким
образом, метод предпринимательского
права является комплексным и
сочетает в себе черты методов: обязательных
предписаний, автономных решений и рекомендаций.
Источники
предпринимательского права —
это разнообразные формы выражения и закрепления
норм права, регулирующие предпринимательские
отношения. Можно выделить определенную
систему источников хозяйственного права,
в которой место каждого источника предопределяется
его юридической силой. Данная система
будет включать в себя следующие основные
элементы, теснейшим образом взаимосвязанные
между собой3.
- Конституцию
РФ, принятую всенародным голосованием
12 декабря 1993 г.
Как
основной закон России, нормы которого
имеют прямое действие и применяются
на всей территории страны, Конституция
занимает самое высокое положение
в системе источников хозяйственного
права. Конституционные нормы формируют
необходимые предпосылки для предпринимательской
деятельности; предопределяют содержание,
условия и порядок ее осуществления; определяют
правовой статус предпринимателя, включающий
его права, обязанности, ответственность,
свободы, а так же устанавливают их гарантии.
- Федеральные
конституционные законы, раскрывающие
и детализирующие основные положения
Конституции РФ. Наиболее важными являются
ФКЗ «О судебной системе РФ», «О
Конституционном Суде РФ», «Об
арбитражных судах в Российской Федерации»,
которые определяют систему судебных
органов, обеспечивающих защиту нарушенных
прав и законных интересов субъектов предпринимательского
права.
Федеральные
законы, среди которых особое
место занимают кодексы (Гражданский,
Налоговый, Бюджетный,
Арбитражный процессуальный,
Уголовный и др.). В настоящее время
действует большое количество федеральных
законов, регламентирующих отдельные
аспекты предпринимательской деятельности.
В настоящее
время в России активно совершенствуется
законодательство, регулирующее предпринимательскую
деятельность.
- Подзаконные
нормативные правовые акты, среди которых
можно выделить:
- Нормативные
правовые акты субъектов Российской Федерации. Многие
вопросы регулируются на уровне субъектов
Российской Федерации, которые наделены
полномочиями издавать нормативные правовые
акты, действующие на территории субъекта,
их издавшего.
- Хозяйственно-правовые
акты органов местного самоуправления,
которые они издают, опираясь на гл. 8 Конституции
РФ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления
в РФ», реализуя право собственности
на принадлежащие им имущественные фонды.
- Локальные
(корпоративные) правовые акты регулируют
отношения, возникающие внутри организации
как субъекта предпринимательской деятельности.
Они издаются субъектом самостоятельно
и не распространяются на иных лиц. Однако
положения локальных правовых актов могут
играть существенную роль, например, при
признании сделки, совершенной юридическим
лицом, недействительной. Примерами локальных
правовых актов являются: положение о
совете директоров акционерного общества;
приказ об утверждении учетной политики
организации; правила внутреннего трудового
распорядка организации.
- Нормативные
акты бывшего СССР
действуют в части, не противоречащей
современному российскому законодательству.
В настоящее время в сфере предпринимательского
права действует незначительное число
таких актов.
- Обычаи
правового оборота применяются тогда,
когда законодательно то или иное правоотношение
не урегулировано. Согласно ст. 5 Гражданского
кодекса РФ, обычаем делового оборота
признается сложившееся и широко применяемое
в предпринимательской деятельности правило
поведения, не предусмотренное законодательством,
независимо от того, зафиксировано ли
оно в каком-либо документе. Обычаи делового
оборота не применяются, если они противоречат
положениям законодательства, обязательным
для участников правоотношений, или договору.
- Общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ, являющиеся
составной частью российской правовой
системы. Международные договоры РФ, в
соответствии со ст. 15 Конституции РФ, обладают
большей юридической силой, нежели законы,
устанавливающие иные нормы для предпринимательских
отношений.