Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:34, контрольная работа

Описание

Рыночная экономика неразрывно связана с конкурентными отношениями, одним из элементов которой являются отношения по защите коммерческой тайны. И это вполне понятно: у любой организации есть свои производственные секреты, которые не должны распространяться не только за пределами этой организации, но зачастую и среди ее сотрудников. К таким сегодня относятся, например, информация о новых разработках и проектах, готовящихся рекламных акциях, презентациях, и т. д.

Содержание

Введение 3

1 Сущность коммерческой тайны 5

1.1 Понятие коммерческой информации и коммерческой тайны 7

1.2 Порядок отнесения коммерческой информации к

коммерческой тайне 10

2 Защита коммерческой тайны 17

2.1 Обеспечение защиты коммерческой тайны 13

Заключение 18

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

правов.обеспечение моя.doc

— 108.00 Кб (Скачать документ)

    Для работы с информацией, составляющей коммерческую тайну, должны отводиться специальные помещения с хорошей  звукоизоляцией. В эти помещения  не должны допускаться не только посторонние лица, но и сотрудники, не имеющие разрешения на работу с секретными сведениями.

    Служащие  фирмы, связанные с использованием секретной информации, составляющей коммерческую тайну, должны быть защищены от соблазна использования секретами  фирмы в корыстных целях.

    Так ст. 57 ТК РФ дает возможность заключить трудовой договор с условием о неразглашении сведений, составляющих коммерческую тайну, с любым работником, если эти сведения ему известны в связи с использованием должностных обязанностей.

    Работодатель обязан создать работнику необходимые условия для соблюдения установленного режима коммерческой тайны.

    Работник  обязан не разглашать информацию не только в период действия трудового договора, но и после его прекращения. Срок такого обязательства определяется отдельным соглашением между работником и работодателем, заключенным в период действия трудового договора. Если такое соглашение  не заключалось, то обязательство не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, действует в течение трех лет после прекращения действия трудового договора.

    Работник, виновный в разглашении секретной  информации, ставшей ему известной  в связи с использованием им трудовых обязанностей, обязан возместить причиненный  работодателю ущерб (ст. 15 ГК РФ). Кроме того, работник, законным образом получивший доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, в случае умышленного или неосторожного разглашения этой информации при отсутствии в действиях работника состава преступления несет дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

    На  внутреннем рынке нашей страны предпринимателям при совместной работе с другими предприятиями, предполагающей взаимную передачу тайны, в специальном разделе договора также необходимо определять все условия конфиденциальности. Целесообразно письменно закрепить обязательства не раскрывать коммерческую тайну без взаимного согласования друг с другом, не передавая ее третьим лицам, полностью возмещать в необходимых случаях материальный и моральный ущерб, возникший из-за утечки коммерческой информации.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Предпринимательская деятельность во всех сферах неразрывно связана с получением и использованием различного рода информации. Причем в современных условиях информация представляет собой особого рода товар, имеющий определенную ценность. Для предпринимателя зачастую наиболее ценной является информация, которую он использует для достижения целей фирмы и разглашение которой может лишить его возможностей, реализовать эти цели. Конечно, не вся информация может, в случае ее разглашения, создавать эти угрозы, однако существует определенная ее часть, которая нуждается в защите.

    Защита  коммерческой информации как часть  деятельности по обеспечению безопасности предпринимательства в целом, предполагает, что возможные противоправные посягательства на коммерческую информацию могут идти по различным направлениям. В связи с этим эффективная защита информации должна предусматривать целую систему направлений деятельности, каждому из которых соответствует свой способ защиты.

    Принимая  во внимание российскую специфику, выделяются следующие основные способы защиты информации, которые могут использоваться предпринимателями:

  • законодательный - основан на соблюдении тех прав предпринимателя на конфиденциальную информацию, которые содержатся в российском законодательстве. При обнаружении нарушения прав предпринимателя как собственника, владельца или пользователя информации должно быть обращение в соответствующие органы  для восстановления нарушенных прав, возмещения убытков и т.п.
  • физическая защита - охрана, пропускной режим, специальные карточки для посторонних, использование закрывающихся помещений, сейфов, шкафов и пр.
  • организационный  способ включает: введение должности или создания службы, ответственной за отнесением определенной информации к категории конфиденциальной; разделение информации по степени конфиденциальности и организация допуска к конфиденциальной информации только в соответствии с должностью или с разрешения руководства; соблюдение правил пользования информацией и т. д.
  • технический способ подразумевает использование таких средств контроля и защиты как сигнализирующие устройства, видеокамеры, микрофоны, а также программные средства защиты компьютерных систем от несанкционированного доступа.
  • работа с кадрами предполагает активную работу кадровых служб фирмы по набору, проверке, обучению, расстановке, продвижению, стимулированию персонала.

    Часть этих способов предполагает значительные финансовые расходы, поэтому использование всех способов одновременно доступно только крупным и платежеспособным фирмам.

    Однако  эти  методы защиты коммерческой тайны  помогают избежать такие проблемы - как утечка конфиденциальной информации и соответственно исключить финансовые потери предприятия.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

    Нормативно-правовая база:

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Трудовой кодекс РФ.
  4. Уголовный кодекс РФ.
  5. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».
  6. Федеральный закон от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне».
  7. Постановление Правительства РСФСР от 5 декабря 1991 №35 “О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.
  8. Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера».
 

    Учебная литература:

    1. Гаврилов Э. К вопросу об охране коммерческой, служебной и личной тайны. Гражданско-правовые аспекты./ Хозяйство и право, 2003 г.
    2. Глазырин В. Служебная тайна./ Социальная защита, 2002 г.
    3. Гражданское право. Том 3. Издание второе, переработанное и дополненное./Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. – М.: «Проспект», 2002.
    4. Морозов Д. В. Коммерческая и налоговая тайна./ Главбух, 2000 г.,
    5. Орловский Ю. П. Трудовой кодекс РФ./ Закон, 2005 г.
    6. Панкратов Ф. Г., Серегина Т. К. Коммерческая деятельность: Учебник для высш. и сред. спец. учеб. заведений. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007.

Информация о работе Коммерческая тайна