Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 09:54, курсовая работа
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Хозяйственное право"
Получение, использование или разглашение научно-технической, торговой информации или коммерческой тайны без согласия владельца.
В реальности, как действуют эти нормы можно увидеть в судебной практике.
ФЗ «О защите конкуренции» определяет понятие монополии. Монополистическая деятельность – это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством (см.выше).
Доминирующее положение определяется по процентному влиянию товара на рынке. По закону 35%-50% товара на рынке – это уже признак доминирования.
Выделяют следующие группы монополистической деятельности:
Злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке. В соответствии со ст.5 ФЗ доминирующим признается такое положение хозяйствующего субъекта, которое дает ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращение товаров на соответствующем товарном рынке (если доля субъекта на рынке определенного товара превышает 35%-50%).
Согласованные действия двух или более хозяйствующих субъектов направленные на ограничение конкуренции. Такие соглашения негласны, т.к. они противоречат законодательству. Например, если данные соглашения приводят к установлению цен на рынке товаров, разделу рынка по территориальному принципу, навязывание контрагенту/партнеру условий договора и т.д.
Акты и действия федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленные на ограничение конкуренции.
Участие должностных лиц в предпринимательской деятельности (это возможно через родственников; если такая деятельность будет доказана, то влечет ответственность).
Государственный контроль конкуренции
Надзор за соблюдением антимонопольного законодательства осуществляют органы прокураторы и министерство по антимонопольной политике, которое вправе:
Принимать решения о наложении штрафов на организации и на их руководителей. Размер штрафа не установлен. Он зависит от тяжести правонарушения. В самых крайних случаях вступает в силу уголовное законодательство.
Вносить в федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления предложения о введении/отмене лицензирования, об изменении таможенных тарифов, о предоставлении/отмене налоговых льгот.
Направлять в правоохранительные органы материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Обращаться в арбитражный суд с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Кроме того, формой контроля предпринимателей является реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Контроль осуществляется в соответствии с этим реестром за слиянием и присоединением коммерческих организаций (т.е. укрупнением).
Существует несколько методов государственного контроля:
Предписания должностным лицам.
Принудительное разделение или выделение юридических лиц.
Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства может быть гражданско-правовая, административная, уголовная.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ
ФЗ «О рекламе» (2006)
Реклама – это разновидность информации, которая направлена на формирование и поддержание интереса к лицам или товарам. Политическая реклама не подпадает под действие данного ФЗ.
В качестве рекламы может быть лишь та информация, которая одновременно обладает следующими признаками:
Изготовлена в виде отдельного рекламного продукта.
Распространена общедоступным способом (можно распознать без спецсредств).
В рекламных отношениях участвуют три субъекта: 1) рекламодатель, 2) рекламопроизводитель и
3) рекламораспространитель.
Закон распространяет свое действие на всей территории РФ, за границей (применяется к гражданам РФ) и к иностранным гражданам на территории РФ.
В законе указываются методы качественного содержания рекламной информации:
Устанавливаются общие требования к содержанию рекламы (реклама должна распознаваться без специальных знаний и технических средств; если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию, то в рекламе должны быть указаны номер лицензии и наименование органа, выдавшего лицензию, реклама должна быть доступна для потребителя, т.е. на русском языке, при обязательной сертификации товара – указать об этом).
Устанавливаются запреты, т.е. не допускается введение в содержание рекламы не надлежащей информации: Например, товары, запрещенные к производству в РФ (наркотики, оружие), реклама, побуждающая к насилию или агрессии (межнациональные отношения).
Кроме того, в законе указываются виды ненадлежащей рекламы:
Недобросовестная реклама (если она дискредитирует физических или юридических лиц или содержит высказывания порочащие честь, достоинство и деловую репутацию юр.лиц.).
Недостоверная реклама (если она не соответствует действительности в отношении состава, способов, даты изготовления и т.д.)
Скрытая реклама (распространенный вид рекламы). Например, в фильмах в виде товаров или 25 кадра.
Большое место в законодательстве отводится регулированию процессов распространения рекламы.
Продолжительность и периодичность по телевидению (оговорена частота, громкость, контекст, в который включается реклама).
Определенный объем в печатной продукции (объем в %).
Особенности наружной рекламы (за этим следит муниципалитет, например, реклама не должна быть похожа на дорожные знаки).
Особенности рекламы отдельных видов товаров (оружие, спиртное; нельзя показывать употребление, хотя алкоголь и оружие сами по себе рекламируются).
Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители обязаны по требованию федеральных органов исполнительной власти в установленный срок представлять документы и объяснения о рекламе. За нарушение рекламного законодательства предусматривается гражданско-правовая, административная или уголовная ответственность.
ТОВАРНЫЕ И ФОНДОВЫЕ БИРЖИ
Законы РФ по теме:
ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле».
ФЗ «О рынке ценных бумаг».
Биржи – это специфический вид (форма) организации торговли. Отличительная черта биржевой торговли – организованный регулируемый характер. Торговля на бирже производится в виде гласных (открытых) публичных торгов в заранее установленных времени и месте. Биржа сама устанавливает правила торговли. Товарные биржи являются юридическими лицами (коммерческие организации со специальной правоспособностью).
Учредителями товарной биржи могут быть разные как физические, так и юридические лица. Не могут быть учредителями товарной биржи: органы государственной власти и управления, должностные лица, банки, общественные и религиозные организации.
Доля каждого учредителя не может быть более 10%.
Набор учредительных документов зависит от организационно-правовой формы биржи: ОАО, ООО, АО, ЗАО и проч.
Товарные биржи регистрируются в общем порядке, однако, необходимо получение лицензии на деятельность. Лицензия выдается комиссией по товарным биржам при государственном антимонопольном комитете РФ.
Управление:
Высшим органом управления является общее собрание членов биржи (1 раз в год собрание). Структура и порядок формирования других органов управления определяются внутренними документами самой биржи. В промежутках между общими собраниями роль постоянного органа управления играет совет директоров или правление.
Служащими товарной биржи являются физические лица (ма́клеры), которые не входят в состав членов биржи и не являются посетителями биржи (особый статус).
Особенности товарной биржевой торговли (товарная биржа имеет много общего с фондовой):
Предметом биржевой торговли может быть только биржевой товар – это не изъятый из оборота товар, определенного рода и качества.
На бирже заключаются биржевые сделки с помощью биржевых посредников: брокеров и дилеров:
Брокерская деятельность обычно осуществляется от имени клиента и за его счет. Проценты выплачиваются брокеру.
Дилерская деятельность осуществляется от имени посредника и за свой счет с целью дальнейшей перепродажи товара.
Особый процесс ценообразования на рынке. Своеобразие биржевой цены заключается в непостоянстве биржевой цены. Существует котировка цен: это выявление с учетом спроса и предложения цен на товар в течение каждого дня работы биржи и фиксирование цен на определенный срок и дату.
Особенность разрешения споров:
Существуют арбитражные комиссии (не государственный орган), который рассматривает споры на бирже в соответствии с положением «Об арбитражных комиссиях».
Фондовые биржи (биржи ценных бумаг)
Правовое регулирование обращения ценных бумаг:
В соответствии со ст.142 ГКРФ ценная бумага – это документ, установленной формы и реквизитов, удостоверяющий права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.
Виды ценных бумаг:
Первичные ценные бумаги:
Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее держателя (акционера) на: 1) получение части прибыли в виде дивидендов, 2) на участие в управлении, 3) на часть имущества, оставшегося после ликвидации АО. Простые и привилегированные акции: Простая акция дает право голоса, но не дает безусловной прибыли. Привилегированная акция: не дает право голоса, но дает безусловную прибыль в виде дивидендов.
Облигации – это долговое обязательство на возврат вложенной денежной суммы через установленный срок с уплатой или без уплаты процентов.
Вексель – это безусловное обязательство уплатить какому-то лицу определенную сумму денег в определенном месте и в определенный срок.
Чек – это письменное поручение чекодателя банку уплатить чекополучателю указанную в нем сумму денег.
Сберегательная книжка и некоторые другие.
Свойства ценных бумаг:
Рынок ценных бумаг (РЦБ)
Определение: РЦБ – это совокупность отношений по поводу выпуска и обращения ценных бумаг между его участниками.
Участники РЦБ – это:
предоставление места для рынка
выявление равновесной биржевой цены
обеспечение гласности и открытости торгов
обеспечение гарантий исполнения сделок, что достигается тем, что биржа гарантирует надежность ценных бумаг, т.к. к обращению на рынке допускаются только те ценные бумаги, которые прошли специальную проверку – «листинг».
СДЕЛКИ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ
Законы: ГКРФ – I часть.
Сделками – признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Сделка – волевой акт, совершенный добровольно с обоих сторон.