Лицензирование деятельности субъектов хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:51, реферат

Описание

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по праву.docx

— 50.21 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 1 ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА. 

      Правовой  институт лицензирования предпринимательской  деятельности является относительно новым  в российском законодательстве. Его  формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано  с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого  вида государственного надзора за деятельностью  предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Лицензирование  представляет собой одно из средств  государственного регулирования рынка - единую систему оценки условий, содержания и результатов предпринимательской  деятельности. 

      Рассмотрение  порядка лицензирования предпринимательской  деятельности является достаточно актуальным, поскольку значительное число видов  предпринимательской деятельности подлежит лицензированию. Также в  современных условиях развития предпринимательства  в России актуальной является проблема контроля государства в лице различных  органов за деятельностью хозяйствующих  субъектов. Этот контроль преследует двоякую  цель. С одной стороны, такой инструмент как лицензирование должен обеспечить защиту прав граждан от недобросовестного  предпринимателя, в тех случаях, когда данный вид деятельности требует  соблюдения условий его ведения, а с другой – не служить препятствием для развития предпринимательства, искусственно ограничивая рынки, процедурно и финансово усложняя получение  лицензии. 

      Именно  лицензирование, являясь одним из видов надзора, представляет собой  особый вид государственной деятельности, направленной на обеспечение прав, законных интересов, нравственности и  здоровья граждан, обеспечение обороны  страны и безопасности государства. Из данного определения становится ясно, что лицензирование как вид государственного надзора защищает как публичные, так и частные интересы.

      Исходя  из приведенных аргументов актуальности, целью работы является изучение порядка  лицензирования субъектов предпринимательской  деятельности. 
 

1.1 Понятие и правовые основы лицензирования субъектов предпринимательской деятельности. 

      На  сегодняшний день лицензирование является одной из форм государственного регулирования  предпринимательской деятельности в нашей стране и представляет собой процедуру официального удостоверения  права того или иного хозяйствующего субъекта (юридического лица или индивидуального  предпринимателя) на осуществляемые виды деятельности с соблюдением нормативных  требований и стандартов.

      Выдаваемая  при этом лицензия является официальным  документом, разрешающим осуществление  вида деятельности, указанного в лицензии, на протяжении установленного срока  и согласно законодательным нормам.

Лицензирование  было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным  образом актами Президента РФ и Правительства  РФ. В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ[1].

      Важную  роль в развитии института лицензирования сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух частей Гражданского Кодекса РФ. С  принятием Государственной Думой 21 октября 1994г. части первой ГК РФ проблема адекватного соотношения лицензионного  регулирования в федеральных  законах и подзаконных актах  стала одной из наиболее актуальных. Практически все виды коммерческой, а также отдельные виды некоммерческой деятельности в это время подлежали лицензированию.

      После вступления в силу ГК РФ лицензионное законодательство неоднократно менялось. Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. Он утратил силу в связи с принятием одноименного Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, который позднее ежегодно изменялся и дополнялся.

      В настоящее время правовое регулирование  лицензирования предпринимательской  деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.

Федеральный закон от 4.05. 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — «закон о лицензировании») лицензию определяет следующим образом:

      «лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа»[2]. Лицензия выдается в основном на те виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер.

      Закон о лицензировании определяет лицензирование как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической  деятельности[3].

Основные  принципы осуществления лицензирования:

  • обеспечение единства экономического пространства на территории России;
  • установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
  • установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
  • установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
  • открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
  • соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
 

      Несомненным достоинством рассматриваемого закона является установление в его ст. 4 критериев определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием[3].

      Перечень  лицензируемых видов деятельности содержится в п. 1 ст. 17 Федерального закона «О лицензировании отдельных  видов деятельности». Деятельность, не упомянутая в этом списке, в лицензировании не нуждается, за исключением видов деятельности, которые названы в п. 2 ст. 1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (образовательная, нотариальная, биржевая, страховая деятельность, деятельность кредитных организаций; деятельность, связанная с защитой государственной тайны, и др.). Указанные виды деятельности подлежат лицензированию в соответствии со специальным законодательством[4].

Лицензирование  является особым методом регламентации  общественных отношений: взаимоотношения  лицензиата с лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами основаны на властном подчинении одной стороны другой, - именно данное обстоятельство согласно пункту 3 статье 2 ГК РФ, практически исключает применение в этой сфере гражданского законодательства.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  лицензирование как правовой институт представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в области  предоставления, отзыва, аннулирования, приостановления действия лицензий, а также надзора за экономическими субъектами по соблюдению правил лицензирования отдельных видов предпринимательской  деятельности, привлечения к ответственности  нарушителей этих правил. 
 
 
 
 
 
 
 

1.2 Порядок лицензирования субъектов предпринимательской деятельности 

      Лицензионное  производство складывается из ряда следующих  друг за другом процессуальных действий, связанных с получением лицензии на определенный вид деятельности. Правительство РФ утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование в соответствии с законом о лицензировании. В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.

      Разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме не позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:

  • наименование, организационно-правовая форма и местонахождение – для юридического лица;
  • фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность – для индивидуальных предпринимателей;
  • лицензируемая деятельность;
  • номер, срок действия лицензии и наименование лицензирующего органа, ее выдавшего;
  • идентификационный номер налогоплательщика лицензиата;
  • место осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ;
  • дата предполагаемого начала осуществления лицензируемой деятельности на территории соответствующего субъекта РФ.
 

      При получении уведомления лицензирующий  орган направляет лицензиату расписку в получении уведомления с  отметкой о дате приема уведомления. 

      Лицензия предоставляет право осуществлять указанный в ней вид деятельности только получившему лицензию хозяйствующему субъекту, т.е. лицензия не подлежит передаче другому лицу, за исключением случаев правопреемства при преобразовании юридического лица. 

      Лицензия выдается на определенный срок – не менее пяти лет. Положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено также бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии по его окончании может быть продлен по заявлению лицензиата. 

Порядок лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.

      1. Представление в соответствующий  лицензирующий орган необходимый  пакет документов, перечень которых регламентируется, как непосредственно законом о лицензировании, так и отдельными положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

      Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий  лицензирующий орган заявление  о предоставлении лицензии, в котором  указываются:

  • для юридического лица – полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
  • для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
  • идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
  • лицензируемый вид деятельности в соответствии, который соискатель лицензии намерен осуществлять.

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов хозяйственного права