Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:51, реферат
Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
ГЛАВА 1
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ
ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРАВА.
Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.
Лицензирование
представляет собой одно из средств
государственного регулирования рынка
- единую систему оценки условий, содержания
и результатов
Рассмотрение
порядка лицензирования предпринимательской
деятельности является достаточно актуальным,
поскольку значительное число видов
предпринимательской
Именно
лицензирование, являясь одним из
видов надзора, представляет собой
особый вид государственной
Исходя
из приведенных аргументов актуальности,
целью работы является изучение порядка
лицензирования субъектов предпринимательской
деятельности.
1.1
Понятие и правовые
основы лицензирования
субъектов предпринимательской
деятельности.
На
сегодняшний день лицензирование является
одной из форм государственного регулирования
предпринимательской
Выдаваемая при этом лицензия является официальным документом, разрешающим осуществление вида деятельности, указанного в лицензии, на протяжении установленного срока и согласно законодательным нормам.
Лицензирование было введено задолго до принятия ГК РФ, и регулировалось оно главным образом актами Президента РФ и Правительства РФ. В российском праве понятие лицензирования хозяйственной деятельности едва ли не впервые появилось 2 декабря 1990 г., когда были приняты законодательные акты о банках и Центральном банке РФ[1].
Важную
роль в развитии института лицензирования
сыграло принятие в 1994 и 1996 году двух
частей Гражданского Кодекса РФ. С
принятием Государственной
После вступления в силу ГК РФ лицензионное законодательство неоднократно менялось. Принятый в 1998 году Федеральный Закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» стал тем нормативным правовым актом, который подвел своеобразный промежуточный итог в становлении лицензирования как правового института. Но этот закон, несмотря на всю его прогрессивность, просуществовал недолго, ибо, как представляется, содержал излишнее количество лицензируемых видов деятельности. Он утратил силу в связи с принятием одноименного Закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ, который позднее ежегодно изменялся и дополнялся.
В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности», Постановлением Правительства РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 19.10.2011) «О лицензировании отдельных видов деятельности», а также положениями о лицензировании каждого из видов деятельности, утвержденными Правительством РФ.
Федеральный закон от 4.05. 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — «закон о лицензировании») лицензию определяет следующим образом:
«лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа»[2]. Лицензия выдается в основном на те виды деятельности, которые имеют хозяйственный характер.
Закон о лицензировании определяет лицензирование как метод, с помощью которого государство осуществляет разрешительную политику в области экономической деятельности[3].
Основные принципы осуществления лицензирования:
Несомненным достоинством рассматриваемого закона является установление в его ст. 4 критериев определения лицензируемых видов деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов России и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием[3].
Перечень
лицензируемых видов
Лицензирование
является особым методом регламентации
общественных отношений: взаимоотношения
лицензиата с лицензирующими органами,
государственными надзорными и контрольными
органами основаны на властном подчинении
одной стороны другой, - именно данное
обстоятельство согласно пункту 3 статье
2 ГК РФ, практически исключает
Таким
образом, можно сделать вывод, что
лицензирование как правовой институт
представляет собой систему правовых
норм, регулирующих отношения в области
предоставления, отзыва, аннулирования,
приостановления действия лицензий,
а также надзора за экономическими
субъектами по соблюдению правил лицензирования
отдельных видов
1.2
Порядок лицензирования
субъектов предпринимательской
деятельности
Лицензионное производство складывается из ряда следующих друг за другом процессуальных действий, связанных с получением лицензии на определенный вид деятельности. Правительство РФ утвердило перечень федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих лицензирование в соответствии с законом о лицензировании. В законодательстве закреплены несколько правил лицензирования.
Разрешенный лицензией вид деятельности может осуществляться лицензиатом на всей территории России вне зависимости от того, выдана она федеральным органом исполнительной власти или исполнительным органом субъекта РФ. Однако в случаях, когда лицензия выдана органом субъекта РФ, осуществление лицензируемого вида деятельности на территории других субъектов РФ возможно только после уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ. Уведомление производится лицензиатом в письменной форме не позднее момента, когда он непосредственно приступит к осуществлению лицензируемой деятельности. В уведомлении указываются следующие сведения:
При
получении уведомления
Лицензия
предоставляет право осуществлять указанный
в ней вид деятельности только получившему
лицензию хозяйствующему субъекту, т.е.
лицензия не подлежит передаче другому
лицу, за исключением случаев правопреемства
при преобразовании юридического лица.
Лицензия
выдается на определенный срок – не менее
пяти лет. Положениями о лицензировании
конкретных видов деятельности может
быть предусмотрено также бессрочное
действие лицензии. Срок действия лицензии
по его окончании может быть продлен по
заявлению лицензиата.
Порядок лицензирования включает в себя ниже перечисленные этапы.
1.
Представление в
Для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в соответствующий лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов хозяйственного права