Лицензирование деятельности субъектов хозяйственного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 11:51, реферат

Описание

Правовой институт лицензирования предпринимательской деятельности является относительно новым в российском законодательстве. Его формирование произошло в начале 90-х годов ХХ века. Оно было связано с переходом России к рыночной экономике и становлением российской государственности. Именно в этот период назрела необходимость особого вида государственного надзора за деятельностью предпринимателей, занимающихся различными видами деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по праву.docx

— 50.21 Кб (Скачать документ)

      Открытое акционерное  общество обязано ежегодно публиковать  для всеобщего сведения годовой  отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

       Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц[7].

      Основное  отличие между ними заключается  в способе распределения акций. Акции закрытых акционерных обществ  распределяются среди их учредителей. Акции открытых акционерных обществ свободно продаются и покупаются, и совладельцем объединенного имущества такого общества может стать всякий, кто купил хотя бы одну акцию. При этом акции акционерного общества открытого типа могут переходить от одного владельца к другому без согласия других акционеров, тогда как акции общества закрытого типа - лишь с согласия большинства акционеров, если иное не оговорено в уставе общества.

      Функционирование  акционерного общества закрытого типа отличается и другими особенностями, которые в обязательном порядке должны быть отражены в его уставе. Акционерные общества закрытого типа - это в основном небольшие частные предприятия с невысокой численностью акционеров, такие, как магазины, ателье, мастерские, гаражи и т.п.

      Основными характеристиками акционерного общества открытого типа являются масштабы объединенного  капитала и большое количество владельцев. Основная идея, которая обычно преследуется при создании такой формы частного предприятия, заключается в привлечении и концентрации больших денежных средств (капитала) населения и других предприятий с целью их использования для получения прибыли.

      Акционерное общество закрытого типа представляет собой объединение не только капиталов, но и конкретных участников (физических и юридических лиц). В Законе об акционерных обществах предусмотрено: в закрытое акционерное общество может входить не более 50 участников (физических и юридических лиц). С момента превышения этого предела общество будет признаваться открытым независимо от записи в уставе и обязано перерегистрироваться в качестве открытого.

      Открытые акционерные общества возникают тогда, когда требуется привлечь крупные капиталы. Чем больше участников ОАО, тем лучше. Здесь важно обеспечить благоприятные условия для привлечения средств. Участники ОАО вправе продать свои акции кому угодно и по любой цене.  

      В ОАО есть главные собственники - владельцы контрольного пакета акций. При существенной размытости собственности им порой достаточно владеть 15% акций, чтобы контролировать ситуацию, проводить политику хозяина

2.2 Способы образования и ликвидации  акционерного общества 

      Большое значение имеет вопрос о регистрации  юридического лица. Государство предусматривает  возможность создания его как  субъекта права только в установленном  им порядке.

      Одним из требований, предъявляемых законом  к созданию и деятельности коммерческого  юридического лица, является наличие  у него учредительных документов. К учредительным документам относятся  устав и (или) учредительный договор. Учредительные документы юридического лица имеют две важные функции.

      Во-первых, выполняя внешнюю, представительскую  функцию, они доводят до всеобщего  сведения информацию об особенностях формы данного юридического лица, его правоспособности, наименовании, организационной структуре, месте его нахождения и другие сведения, которые могут иметь значение. В случае изменения содержащихся в учредительных документах положений новые правила вступают в силу для третьих лиц только после их государственной регистрации. При этом в ситуации, когда третьи лица будут действовать в своих отношениях с юридическим лицом, изменения, в учредительные документы которого ещё не зарегистрированы, с учётом таких изменений, данное юридическое лицо не может оспаривать эти действия третьих лиц.

      Во-вторых, выполняя внутреннюю функцию, они определяют отношения между учредителями юридического лица по поводу их участия в формировании имущества, распределении прибыли  юридического лица, управлении им и  т.д. Так, например, в учредительном  договоре учредители обязуются создать  юридическое лицо, определяют порядок  совместной деятельности по его созданию, условия распределения между  участниками прибыли и убытков, управления его деятельностью, условия  и порядок выхода учредителей  из его состава.

      Важными атрибутами юридического лица являются его наименование и место нахождения. Наименование любого юридического лица должно содержать указание на его  организационно-правовую форму. Так, например, фирменное наименование любого полного  товарищества должно содержать слова "полное товарищество". Помимо этого  Гражданский кодекс в ряде случаев  предусматривает дополнительные требования к наименованиям отдельных форм коммерческих организаций: наименование унитарного предприятия должно содержать  указание на собственника его имущества  и характер деятельности предприятия. Зарегистрированное в установленном  порядке фирменное наименование юридического лица признаётся объектом права собственности, и всякое лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование обязано  прекратить его использование и  возместить причинённые убытки.

      Местом  нахождения юридического лица признаётся место его государственной регистрации, если в соответствии с законом  в учредительных документах юридического лица не будет установлено иного. На данный момент отсутствуют нормы  закона, устанавливающие случаи, когда  место нахождения юридического лица отличное от места его государственной  регистрации, может или должно быть определено учредительными документами. В частности, место нахождения юридического лица имеет значение:

  • при налогообложении данного юридического лица;
  • при решении вопроса о его резиденстве в целях валютно-экспортного регулирования;
  • при разрешении судебных споров и определении подсудности.

      Юридическое лицо в процессе осуществления своей  деятельности вправе создавать собственные  обособленные подразделения-представительства  и филиалы, которые не являются самостоятельными субъектами права - юридическими лицами. Представительство – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Филиал – обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или часть, в том числе функции представительства. Юридическое лицо может наделять их имуществом, определять обязательные для них положения, в том числе порядок деятельности, назначать руководителей представительств и филиалов. Руководители представительств и филиалов действуют на основании доверенностей, выданных юридическим лицом. Представительства и филиалы, создаваемые юридическим лицом, должны быть указаны в его учредительных документах[8]. 

      Акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно  по решению общего собрания акционеров.

Иные  основания и порядок реорганизации  и ликвидации акционерного общества определяются настоящим Кодексом и другими законами[9].

      Акционерное общество вправе преобразоваться в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив, а также в некоммерческую организацию в соответствии с законом.

. Существуют  следующие формы реорганизации: 

  1. слияние;
  2. присоединение;
  3. разделение;
  4. выделение;
  5. преобразование его в иную организационно-правовую форму.

      Реорганизация производится по решению учредителей, органа юридического лица, имеющего на то полномочия, закреплённые в учредительных  документах, а также при разделении и выделении в установленных  законом случаях - по решению уполномоченных государственных органов или  суда. Если реорганизация юридического лица не будет произведена по решению  уполномоченных государственных органов  или суда добровольно, то суд вправе назначить внешнего управляющего юридическим  лицом, к которому перейдут все полномочия по управлению его делами.

      Во  всех случаях реорганизации, за исключением  присоединения, юридическое лицо считается  реорганизованным с момента государственной  регистрации вновь возникших  юридических лиц. При реорганизации  в форме присоединения реорганизация  юридического лица, к которому присоединяется другое юридическое лицо, считается  законченной с момента внесения в государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица.

      После принятия решения о реорганизации  юридического лица его учредители или  орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить  об этом кредиторов реорганизуемого  юридического лица. Кредиторы реорганизуемого  юридического лица вправе потребовать  прекращение или досрочного исполнения обязательств, должником по которым является это юридическое лицо, и возмещения убытков.

      Ликвидацией юридического лица признаётся его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация юридического лица может  быть добровольной - по решению его  учредителей либо уполномоченного  на то учредительными документами органа юридического лица или принудительно - по решению суда в определённых законом случаях.

      Учредители  юридического лица или орган, принявший  решение о ликвидации, должны совершить следующие действия:

  • незамедлительно сообщить об этом в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации;
  • назначить по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, ликвидационную комиссию и установить порядок и сроки ликвидации.
  • с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Для завершения ликвидации ликвидационная комиссия обязана совершить следующие действия:
  • принять все меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности. Для этого она должна поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами (срок не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации), а также письменно уведомить всех известных ей кредиторов юридического лица о его ликвидации;
  • по истечении срока для заявления требований кредиторами составить промежуточный ликвидационный баланс и утвердить его у учредителей или органа, принявшего решение о ликвидации по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц;
  • произвести денежные расчёты с кредиторами (при недостаточности для этого денежных средств осуществить продажу имущества коммерческой организации с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений) в следующей очерёдности:
  1. удовлетворить требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несёт ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  1. произвести расчёты по выплате выходных пособий и оплате труда с работниками данного юридического лица;
  2. произвести расчёты по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
  3. рассчитаться по задолженности по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоги и сборы);
  4. произвести расчёт с другими кредиторами; после завершения расчётов с кредиторами составить ликвидационный баланс, который утверждается учредителями или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц.
 

      Оставшееся  после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передаётся его учредителям, если иное не предусмотрено  законодательством или учредительными документами юридического лица. 
 
 

2.3 Понятие и основные черты акционерных обществ 

      В соответствии с законом РФ №208-ФЗ от 26 декабря 1995г. акционерным обществом  признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательства и права участников общества (акционеров) по отношению  к обществу.

      По  российскому закону, учредителем  акционерного общества может быть и  одно лицо, указанный закон лишь повторяет запрет, содержащийся в  гражданском кодексе - единственным учредителем не может быть другое юридическое лицо с одним учредителем.  Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в установленном федеральными законами порядке.

      Общества  могут осуществлять любые виды деятельности, за исключением запрещенных законодательством РФ, также деятельность общества в таких отраслях как: добыча драгоценных металлов, деятельность в военно-промышленном комплексе, добыча минералов, сырья, леса, пушнины, осуществляется только с разрешения Правительства РФ. Но общая правосубъектность акционерных обществ не во всех странах является признанным принципом: в Финляндии закон требует, чтобы в уставе общества определялись сферы его деятельности.

Информация о работе Лицензирование деятельности субъектов хозяйственного права