Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 20:52, контрольная работа
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
Введение……………………………………………………………………3
Специфика кризисов личности в ранней взрослости…………………..4
Специфика социализации личности в детстве…………………………..7
Заключение………………………………………………………………..10
Список литературы……………………………………………………….11
Содержание
Введение…………………………………………………………
Специфика кризисов личности в ранней взрослости…………………..4
Специфика социализации личности в детстве…………………………..7
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Общество – это система реальных отношений, в которые вступают люди в своей повседневной деятельности. Как правило, они не взаимодействуют друг с другом случайным или произвольным образом. Их отношения характеризуются социальной упорядоченностью. Социологи эту упорядоченность – переплетение взаимоотношений людей в повторяющихся и устойчивых формах – называют социальной структурой. Она находит своё выражение в системе социальных позиций и распределении в ней людей.
Социальная структура даёт ощущение того, что жизнь организована и стабильна, т.к. предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимосвязей между членами группы или общества.
С понятием социальная структура тесно связаны социальный статус, социальная роль, социальные группы, институты и общества.
Термин "социализация", не смотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988. С. 133). В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание". Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотреблением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс "вхождения индивида в социальную среду", "усвоения им социальных влияний", "приобщения его к системе социальных связей" и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества (Бронфенбреннер, 1976).
Специфика кризисов личности в ранней взрослости
Психология
развития ставит своей целью объяснить
возрастные изменения, происходящие с
детьми и взрослыми. Она имеет
свой особый метод научного исследования,
который состоит в оценке тех
биологических и социальных процессов,
которые формируют как
Специфика подходов возрастной периодизации заключается в соотношении биологического и социального в формировании психики и, как следствии, - в характере самих моментов перехода со стадии на другую. Некоторые теории за определяющий аспект развития берут природное начало, некоторые - социальное, иные говорят, что биологическое развитие рядоположено социальному. Однако все эти позиции не объясняют самого процесса развития, то есть, тех качественных изменений, которые и отделяют один этап от другого.
Специфика процесса
развития заключается в таком
качественном изменении структуры
психики, когда происходит полное переструктурирование
ее прежних составляющих и вновь
приобретаемых, в результате чего образуется
качественно новый субстрат, новое
целостное качественное образование.
Это происходит под воздействием
некоторых пусковых биологических
механизмов, меняющих социальную ситуацию
развития человека (ребенка). То есть, возникающие
в процессе роста, новые материальные
структуры приводят к изначально
биологической необходимости
Следствием этого является изменяющийся социальный статус человека. Именно этот факт является определяющим в проблеме кризисов не только взрослого человека, но и ребенка, подростка, а так же - пожилого человека.
При этом необходимо отделить кризисы развития от возрастной периодизации. То, что обычно подразумевают под возрастными кризисами, является, на самом деле, этапами возрастного развития. Так как кризис, сам по себе, не является какой - то границей или чертой.
Кризис - это
момент, когда человек не имеет
средств (психических) для удовлетворения
своей потребности или
В возрастной периодизации кризис выполняет функцию "индикатора" развития, то есть, "настал тот момент, когда материальная структура сформировалась, а способ проявления открывающихся возможностей не найден". Но на этом сами по себе проявления кризиса не заканчиваются, т.к. кризисы могут возникать не только в рамках непосредственно возрастного развития, но и как социальное явление.
Последнее является
показательным в характере
Ранняя взрослость
- это момент перехода человека от юношеского
состояния к состоянию
Т.е. кризисы, которые наблюдаются у человека в ранней взрослости можно определить как:
А) нормативные (определяющие его возрастную периодизацию);
Б) социальные (находящиеся в рамках нормативных, но отличающихся от них, поэтому специфичные для ранней взрослости);
В) ненормативные
(кризисы, возникающие при невозможности
преодолеть какие - либо "нехарактерные"
трудности: смерть родственника, друга;
война; стихийное бедствие и проч.).
Таким образом, нами были выделены кризисы,
специфичные для раннего
Необходимо
отметить, что любая нейтрализация
самих кризисов не может быть реальной,
т.к. кризисы - это не негативное явление
(хотя и сопровождается некоторыми
негативными эмоциональными проявлениями),
кризис - это момент раскрытия возможностей.
Человек может преодолеть его
и, тем самым, войти в новую
реальность, а может и не преодолеть,
оставаясь в рамках все тех
возможностей, которые уже не могут
удовлетворить различные
В связи с
этим как таковой терапии кризисов
нам не представляется нужной. Постольку
поскольку результатом
Специфика социализации личности в детстве
Специфика детства
до сих пор не изучена должным
образом, не создано науки о детстве
как самостоятельной отрасли
знаний, отсутствует целостный, комплексный
подход к детству как социально-
Специалисты
разных наук имеют каждый свое представление
о возрастной периодизации детей
и детства в целом, вкладывают
различный смысл в содержание
таких понятий, как «дети», «детство»,
«детскость», «феномен детства», «положение
детей» и их место в структуре
общества, однако изучение социальных
связей и отношений взрослых и
детей находится на периферии интересов
многих из этих наук. Например, физиологи
и психологи считают концом детства
и началом молодости тот
Современные
специалисты склонны
Учитывая наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия. Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной заботы общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства в России, дает следующее определение. Детство - это стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.
Социализация
- сложный процесс вхождения
Детство как социальный феномен - это социальное явление, определяющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.
Значение
дошкольного детства трудно переоценить.
Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период
детства ребенок присваивает
общество...» Ребенок в детстве
приобщается к богатству
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.
Реализация
специфических возрастных возможностей
психической развития происходит благодаря
участию дошкольника в
Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об и: совершенстве, о приобретении (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, психологов и родителей.
В отдельные
периоды детства возникают
Таким образом,
детство выступает особой субкультурой
жизни чело века. Совершенно очевидно,
что мир ребенка и мир
Заключение
Социализация – процесс, посредством которого индивид становится членом общества, усваивая его нормы и ценности, овладевая теми или иными социальными ролями. При этом, старшее поколение передаёт младшим свои знания, формирует у них умения, необходимые для самостоятельной жизни. Так одно поколение сменяет другое, обеспечивая преемственность культуры, включая язык, ценности, нормы, обычаи, мораль.
Именно посредством систематического взаимодействия с другими людьми у индивида формируются свои собственные убеждения, моральные стандарты, привычки – всё то, что создаёт уникальность личности. Таким образом, социализация имеет две функции: передача культуры от одного поколения другому и развитие Я.
Для того, чтобы показать важность преемственности исторического процесса, А.Н. Леонтьев обращается к иллюстрации, заимствованной из работы знаменитого французского психолога А. Пьерона. «Если бы нашу планету постигла катастрофа, в результате которой остались бы в живых только маленькие дети, а всё взрослое население погибло, то хотя человеческий род и не прекратился бы, однако история человечества неизбежно была бы прервана. Сокровища культуры продолжали бы физически существовать, но их некому было бы раскрыть для новых поколений. Машины бездействовали бы, книги остались бы непрочитанными, художественные произведения утратили бы свою эстетическую функцию. История человечества должна была бы начаться вновь.