Понятие и виды лицензий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 21:56, статья

Описание

В настоящей статье речь пойдет о лицензиях-разрешениях на использование программ для ЭВМ и баз данных, обычно заключаемых в виде двусторонних соглашений – лицензионных договоров.
Термин «Лицензия» в российском законодательстве используется в двух значениях:
Лицензия – разрешение компетентного государственного органа на осуществление определенного вида деятельности (из числа видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию);

Содержание

Понятие и виды лицензий.
Порядок выдачи лицензий.
Основание приостановления, переоформление и аннулирование лицензии.
Лицензионные органы.
Ответственность в сфере лицензирования.
Лицензии на отдельные виды хозяйственной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

контра.docx

— 40.06 Кб (Скачать документ)

5. В  некоторых случаях, прежде всего,  когда речь идет о предоставлении  прав на программное обеспечение  конечному пользователю, можно говорить  о «связанных» и «независимо  предоставляемых» лицензиях (в  англоязычной терминологии –  поставка на условиях OEM/BOX).

В первом случае (OEM) права на программное  обеспечение предоставляются при  поставке программного обеспечения  вместе с компьютерным оборудованием (так называемое «предустановленное программное обеспечение»). Такие  лицензии предусматривают меньшее  лицензионное вознаграждение (обычно включаемое в стоимость оборудования), но при этом предусматривают меньший  объем правомочий пользователя.

При независимой («коробочной») поставке программное  обеспечение предоставляется на соответствующем материальном носителе, в сопровождении документации, необходимой  для установки, наладки и использования  программы; сам материальный носитель выступает в качестве резервной  копии дистрибутива. Объем предоставляемых  правомочий в этом случае несколько  больше, кроме того, возможно предоставление по одной лицензии возможности использования  программы на нескольких компьютерах (при условии соразмерного увеличения лицензионного вознаграждения). При такого рода поставках часто используется т.н. «оберточная лицензия»: пользователь признается заключившим лицензионное соглашение (напечатанное на обертке), если он вскрыл коробку с дистрибутивом.

Рассмотренные выше виды и разновидности лицензионных соглашений (лицензий) предоставляют  правообладателю достаточный набор  инструментов для эффективной реализации и защиты своих прав на программное  обеспечение. Грамотный выбор нужного  типа лицензии, а в некотором случае – формирование необходимого пакета лицензионных соглашений, является важным условием деятельности по разработке и распространению программного обеспечения. Использование правильно  составленного лицензионного соглашения (или пакета лицензионных соглашений) – хороший способ повышения эффективности  бизнеса, причем способ, которым не следует пренебрегать.

  1. Порядок выдачи лицензий.

Для того чтобы получить лицензию, соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:  заявление о выдаче лицензии с указанием: наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет осуществляться указанный вид деятельности; копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц; копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей; справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе; документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.

В зависимости  от специфики деятельности в положении  о лицензировании конкретного вида деятельности может быть предусмотрено  представление иных документов, подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным  лицензионным требованиям и условиям.

Так, например, для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией в розницу, соискателем лицензии, наряду с документами предусмотренными выше, в соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией, придется предоставить:  характеристику объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая площадь); заключение органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений предъявляемым требованиям; справку о наличии контрольно-кассовой машины.

Но требовать  от соискателя лицензии представления  иных документов, не предусмотренных  Законом и иными федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.

Все документы, представленные в соответствующий  лицензирующий орган для получения  лицензии, принимаются по описи, копия  которой направляется (вручается) заявителю  с отметкой о дате приема документов указанным органом.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации.

За рассмотрение лицензирующим органом заявления  соискателя лицензии указанным органом  взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный  минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.

Размер  такой платы за рассмотрение заявления  соискателя лицензии устанавливается  Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений  соискателей лицензий зачисляются  в соответствующие бюджеты.

Нужно отметить, что лицензионные сборы  составляют не последнюю строку бюджета  Российской Федерации.

Итак, после  получения заявления, лицензирующий  орган принимает решение о  выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения заявления  соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.

Более короткие сроки принятия решения  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут устанавливаться  положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

Стоит отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может быть продлен. Так, например, при  лицензировании розничной торговлей  алкогольной продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой, экспертизы решение принимается в 15-дневный  срок после получения экспертного  заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с  необходимыми документами. Также, в  отдельных случаях, в зависимости  от сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа лицензирования, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии может дополнительно  продлить до 30 дней, о чем сообщается заявителю.

После принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю, лицензирующий орган обязан уведомить  соискателя лицензии о принятии решения  о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после  принятия указанным органом соответствующего решения.

Уведомление о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме  с указанием реквизитов банковского  счета и срока оплаты лицензионного  сбора.

Уведомление об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача  документа, подтверждающего наличие  лицензии, проводится в течение трех дней после представления соискателем  лицензии документа, подтверждающего  оплату лицензионного сбора.

В случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор, лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную  лицензию.

Основанием  для отказа в выдаче лицензии является: наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;  несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Соискатель  лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством  Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или бездействие  лицензирующего органа.

При обжаловании  в административном порядке соискателем  лицензии отказа лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право требовать проведения независимой экспертизы. Порядок  проведения независимой экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных видов  деятельности.

  1. Основание приостановления, переоформление и аннулирование лицензии.

Может случиться, что Вам необходимо будет  переоформить  документы, подтверждающие наличие лицензии.

Такое переоформление потребуется в следующих  случаях:

- реорганизации  юридического лица в форме  преобразования;

- изменения  его наименования или места  его нахождения;

- изменения  имени или места жительства  индивидуального предпринимателя; 

- изменения  адресов мест осуществления юридическим  лицом или индивидуальным предпринимателем  лицензируемого вида деятельности 

- и в  иных предусмотренных федеральным  законом случаях.

Орган, выдавший Вам лицензию, может и  приостановить ее действие.

Такое наказание может последовать  за нарушение лицензионных требований и привлечение Вас за это к  административной ответственности.

Приостановление производится на основании решения  суда и вступает в силу в течение  суток со дня вынесения такого решения. Срок приостановления определяет судом, и продляться не может. Возобновляется действие лицензии со следующего дня,  после истечения срока такого приостановления.

Однако  если в установленный срок Вы не устраните нарушение лицензионных требований и условий, которое повлекло за собой административное приостановление  деятельности, лицензирующий орган  обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании  рассмотрения такого заявления.

Окончательное прекращение действия лицензии происходит в двух случаях:

- со  дня внесения в ЕГРЮЛ или  ЕГРИП записи о ликвидации  юридического лица или прекращении  его деятельности либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;

- со  дня окончания срока действия  лицензии или принятия лицензирующим  органом решения о досрочном  прекращении действия лицензии (на  основании представленного Вами  в лицензирующий орган заявления  в письменной форме о прекращении  осуществления лицензируемого вида  деятельности, а также со дня  вступления в законную силу  решения суда об аннулировании  лицензии)

    4. Лицензионные органы.

Лицензия  выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование розничной  торговли алкогольной продукцией в  соответствии с Федеральным законом "О государственном регулировании  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ осуществляется органами местного самоуправления на территории, которых производится торговля этой продукцией.

Лицензирующие органы - федеральные органы государственной  власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, наделенные в соответствии с законодательством  о лицензировании осуществлять лицензирование на территории Российской Федерации.

Вообще, круг органов, осуществляющих функции  лицензирующих весьма широк. Законодателем  закреплены соответствующие функции  и полномочия за этими органами. Так, например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий - система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Примерно  обозначу круг лицензирующих органов. Как уже отмечалось выше сюда, включаются и органы федеральной государственной  власти, и другие государственные  органы, вплоть до органов местного самоуправления.

Это следующие  органы:

Министерство  топлива и энергетики Российской Федерации; Министерство здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации; Министерство транспорта Российской Федерации; Министерство Российской Федерации  по атомной энергии; Министерство экономики  Российской Федерации; Министерство образования  Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство социальной защиты населения Российской Федерации; Министерство сельского хозяйства  и продовольствия Российской Федерации; Министерство обороны Российской Федерации; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности; Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму; Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Комитет Российской Федерации по геологии и использованию недр; Комитет Российской Федерации по рыболовству; Российское космическое агентство; Федеральная авиационная служба России; Федеральная дорожная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью; Федеральная миграционная служба России;

Информация о работе Понятие и виды лицензий