Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ особенностей государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) характеристика понятия, сущности и места цен и тарифов в системе государственного регулирования экономики;
2) анализ особенностей правового регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь;
3) исследование способов государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕСТО ЦЕН И ТАРИФОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕСТО ЦЕН И ТАРИФОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одно из главных мест в системе государственного регулирования экономики занимают цены (тарифы). Именно они в условиях рыночных отношений становятся важнейшим регулятором общественного производства на всех уровнях управления, инструментом распределения ресурсов, влияют на структуру и объем потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. Уровень и динамика цен (тарифов) характеризуют состояние экономики в целом, а через влияние на цены государство воздействует на развитие экономической ситуации.
В условиях перехода Республики Беларусь к рыночным отношениям цены и тарифы становятся важнейшей сферой экономических преобразований. Ценовая политика, принципы формирования и регулирования цен и тарифов должны соответствовать современным требованиям развития демократического общества. В ценах перекрещиваются интересы государства, производственных коллективов и потребителей. Для оптимального сочетания этих интересов, стимулирования с помощью цен технического прогресса и повышения эффективности производства, достижения сбалансированности спроса и предложения необходимы постоянное совершенствование системы ценообразования, поиски путей и методов наиболее полного использования цен в решении социально-экономических задач, стоящих перед нашей республикой.
В рамках исполнения Директивы Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» [6] с 1 марта 2011 г. в Республике Беларусь вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 г. № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее – Указ № 72) [7].
В соответствии с его нормами с указанной даты государственное регулирование цен (тарифов) производится исключительно в отношении отдельных товаров (работ, услуг), имеющих наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны, а также социально значимых товаров (работ, услуг), по которым осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), а также органы государственного управления, на которые возлагаются данные функции. Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, субъекты предпринимательской деятельности формируют самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка.
Объектом курсовой работы выступает совокупность отношений, характеризующих государственное регулирование цен и тарифов. Предмет работы – цены и тарифы в системе государственного регулирования экономики.
Целью настоящей работы является анализ особенностей государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) характеристика понятия, сущности и места цен и тарифов в системе государственного регулирования экономики;
2) анализ особенностей правового регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь;
3) исследование способов государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
Для написания работы изучена учебная и научная литература, нормативные правовые акты по хозяйственному праву.
При написании работы использовались логический метод исследования, метод анализа философской, политологической, социологической, методической литературы, а также, методы обобщения, сравнения, моделирования.
Курсовая работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников из 22 наименований. Объем курсовой работы – 28 страниц.
Цены и тарифы регулируют все процессы, протекающие в микро- и макроэкономике. На уровне микроэкономики цены и тарифы регулируют хозяйственную деятельность предприятий, организаций, фирм, домохозяйств. По сути, с цены начинается деятельность любого хозяйствующего субъекта и ценой она заканчивается. Цена обусловливает экономическое процветание или может привести к краху.
На уровне макроэкономики цены и тарифы формируют структуру народнохозяйственного комплекса страны, способствуют совершенствованию ее важнейших пропорций (между фондами возмещения, потребления и накопления, отраслями народного хозяйства, производственной и непроизводственной сферами и т.д.), сигнализируют о возникающих дисбалансах. Если, к примеру, какая-либо продукция на рынке становится дефицитной, т.е. спрос превышает предложение, цены отреагируют повышением. Высокие цены привлекут для производства этой продукции свободный капитал, инвестиции. В результате предложение товара увеличится – и цены постепенно снизятся. Аналогичные процессы происходят при появлении на рынке новых видов товаров, услуг, отвечающих запросам потребителей. При этом цена выступает инструментом рационирования ресурсов в обществе: при ее росте сокращается потребление товара и расширяется производство, а при падении – увеличивается потребление, сокращается производство и уменьшаются излишние запасы товара. В условиях свободного ценообразования экономика все время структурно совершенствуется, подстраиваясь в пределах имеющихся ресурсов под потребности общества, что обеспечивает ее прогрессивное развитие [10, с. 240–241].
Государство при помощи цен и тарифов решает многие проблемы экономического и социального характера. Например, путем регулирования и контроля цен на социально значимые товары государство делает их доступными всем слоям населения. Через цены ограничивается и пресекается монополистическая деятельность хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, стимулируется и поддерживается конкуренция.
Цена, являясь объективной экономической категорией, выражает стоимость товара в денежных единицах определенной валюты за количественную единицу товара. Она складывается под влиянием множества факторов, и в первую очередь:
– спроса и предложения;
– издержек (производственных, маркетинговых и др.);
– качества, полезности продукции;
– конкуренции;
– государственного регулирования.
Рыночная цена – цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях. Для определения обоснованности договорных цен должны использоваться именно рыночные цены. Рынок товаров (работ, услуг) – сфера обращения товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) приобрести (реализовать) товар (работы, услуги): реально; без значительных дополнительных затрат; на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории. Таким образом, для определения понятия рынка применен территориальный критерий, поскольку один и тот же товар (работа, услуга) может иметь различную цену в зависимости от места, где находятся его покупатели. Причем в данном случае речь может идти как о внутриреспубликанском, так и о мировом рынке. Идентичные товары – товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При этом незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться. Однородные товары – товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения [17].
В законодательстве о ценообразовании под ценой понимается денежное выражение стоимости единицы товара, а под тарифом – денежное выражение стоимости единицы работы, услуги (ст. 1 Закона Республики Беларусь от 10.05.1999 г. № 255-З «О ценообразовании» (далее – Закон о ценообразовании)) [3]. Гражданское законодательство не определяет понятие цены, но в цивилистической литературе высказывается точка зрения о том, что цена – это «материальное выражение обязанности оплатить исполнение другой стороной своих обязанностей по договору» [22, с. 7]. Исходя из смысла подобного подхода цена помимо денег может устанавливаться «в таких формах, как иные вещи, ценные бумаги, другое имущество (в том числе имущественные права), работы и услуги» [22, с. 7]. Однако в большинстве случаев ученые характеризуют цену как отражающуюся «в денежном выражении ценность и стоимость объекта гражданских прав» [20, с. 8]. Таким образом, если законодательство о ценообразовании под ценой понимает именно денежное выражение стоимости, то понимание цены в гражданском праве является более универсальным и разноплановым.
Как правовая категория цена является:
1) условием и элементом договора, а в ряде случаев и существенным условием отдельных видов договоров (например, договора розничной купли-продажи, поставки, строительного подряда и т.д.). Важность определения цены заключается в том, что если из содержания договора невозможно определить цену договора, которая согласно законодательству относится к его существенным условиям, то данный договор является незаключенным, что на практике приводит к отказу, например, в удовлетворении заявленных исковых требований о понуждении недобросовестной стороны к исполнению своих обязательств;
2) основой для взаиморасчетов субъектов хозяйствования;
3) основой для определения налоговой базы (например, согласно ст. 97 Налогового кодекса Республики Беларусь при реализации амортизируемых объектов основных средств налоговая база определяется исходя из цены реализации таких объектов).
С учетом вышеуказанных трех основных аспектов цены как правовой категории можно утверждать, что цена подвергается регулирующему воздействию со стороны государства и со стороны участников сделки, т.е. в ряде случае подпадает под публично-правовое и частноправовое регулирование одновременно.
В Республике Беларусь публично-правовое регулирование цен и тарифов включает несколько составляющих, к числу которых относятся регламентация процесса ценообразования и непосредственное установление фиксированных и предельных цен (тарифов). Процесс ценообразования трактуется как процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и другими субъектами ценообразования. Регулирование ценообразования в законодательстве рассматривается как воздействие на процессы установления и применения цен (тарифов) со стороны государственных органов путем принятия законодательных, административных, бюджетно-финансовых и других мер с целью стабилизации и стимулирования развития экономики республики. Регулирование ценообразования реализуется в двух формах:
– форме прямого (административного) воздействия;
– форме косвенного воздействия, т.е. через воздействие на ценообразующие факторы путем проведения мероприятий в области денежно-кредитной, налоговой, тарифной политики регулирования [9].
Основными принципами ценообразования в Законе о ценообразовании названы:
1) определение основ государственной политики в области ценообразования;
2) сочетание свободных и регулируемых цен (тарифов);
3) разграничение полномочий субъектов ценообразования по установлению и регулированию цен (тарифов);
4) установление регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) на уровне, обеспечивающем субъектам хозяйствования покрытие экономически обоснованных затрат и получение достаточной для расширенного воспроизводства прибыли с учетом государственных дотаций и других мер государственной поддержки;
5) государственный контроль за соблюдением действующего порядка ценообразования, установленных нормативов и регулируемых цен (тарифов).
В Республике Беларусь процесс определения или формирования цены отличается сочетанием двух видов цен:
1) свободные цены (тарифы) – цены (тарифы), складывающиеся под воздействием спроса и предложения в условиях свободной конкуренции;
2) регулируемые цены (тарифы) – цены (тарифы), устанавливаемые соответствующими государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования или определяемые субъектами ценообразования (юридическими лицами, предпринимателями) с учетом установленных этими органами определенных ограничений. При этом регулируемая цена (тариф) может иметь фиксированную или предельную величину.
В условиях рынка цену определяет спрос и предложение, отражая происходящие на рынке изменения, регулируя рыночное равновесие. Соотношение спроса и предложения определяют две группы факторов, влияющих на формирование цены – внутренние и внешние.
Государственную политику в области ценообразования в соответствии со статьей 84 Конституции Республики Беларусь определяет Президент Республики Беларусь. Реализация государственной политики в области ценообразования в соответствии с законодательством осуществляется Советом Министров Республики Беларусь, Министерством экономики, министерствами, другими республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, Национальным банком, облисполкомами и Минским горисполкомом. Координация деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования и решение наиболее актуальных проблем в области ценообразования реализуется через Комиссию по вопросам государственного регулирования ценообразования при Совете Министров Республики Беларусь.
Правовые основы ценообразования определены Законами Республики Беларусь от 10 мая 1999 года «О ценообразовании» [3], от 10 декабря 1992 года «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» [4], от 16 декабря 2002 года «О естественных монополиях» [5], Указом № 72 [7], постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Министерства экономики, других министерств, местных исполнительных и распорядительных органов.
Информация о работе Правовое регулирование цен и тарифов в республике Беларусь