Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 20:55, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ особенностей государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределила решение следующих задач:
1) характеристика понятия, сущности и места цен и тарифов в системе государственного регулирования экономики;
2) анализ особенностей правового регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь;
3) исследование способов государственного регулирования цен и тарифов в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И МЕСТО ЦЕН И ТАРИФОВ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 11
3. СПОСОБЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН И ТАРИФОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 25
Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» в области ценообразования предусматривает сохранение государственного регулирования цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), а также упразднение ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) [6].
С 1 февраля 2011 года уже сняты ограничения, касающиеся надбавок при формировании отпускных и розничных цен на товары (работы, услуги), кроме социально значимых товаров (работ, услуг) [8]. Очередным шагом реализации положений вышеназванной Директивы стал Указ. № 72, с принятием которого отпадает необходимость составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень применяемых цен, за исключением регулируемых цен на товары (работы, услуги) согласно приложению 1 к данному Указу.
В этом приложении определен перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями). Данный перечень, как и предусмотренный ранее в Указе Президента Республики Беларусь от 19.05.1999 г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь», включает продукцию предприятий-монополистов, социально значимые товары (услуги), а также отдельные товары (работы, услуги), имеющие наиболее важное значение для обеспечения экономической безопасности страны (продукция (услуги) военного назначения, коммунальные услуги для населения, нефтепродукты и т.д.). Вместе с тем перечень значительно сокращен, внесены коррективы в части государственного регулирования цен на отдельные товары (работы, услуги).
Теперь Министерством образования регулируются тарифы на платное обучение только в государственных учреждениях, обеспечивающих получение высшего и среднего специального образования, Министерством архитектуры и строительства – ценообразование по работам в строительстве, осуществляемом только с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов. Государственное регулирование цен и наценок в сфере общественного питания распространено лишь на продукцию, реализуемую в учреждениях образования. Тарифы на платные медицинские услуги будут регулироваться согласно перечням таких услуг, которые определит Совет Министров.
Законом о ценообразовании предусмотрено регулирование цен путем установления фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных торговых надбавок (скидок) к ценам, предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф), а также порядок определения и применения цен (тарифов), декларирования цен (тарифов). Решение о выборе конкретного способа принимается соответствующими государственными органами исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике.
Цены (тарифы) на товары (работы, услуги), не вошедшие в перечень регулируемых, формируются субъектами предпринимательской деятельности самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. Указом установлено, что в отношении товаров (работ, услуг), не включенных в рассматриваемый перечень, не являются правонарушениями деяния, предусмотренные ст. 12.6 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП):
превышение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом установленных предельных индексов изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги) при их реализации без регистрации цен (тарифов) в установленном порядке;
реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов), за исключением цен (тарифов) на товары (работы, услуги), включенные в перечень, определенный в пункте 1 Указа № 72;
реализация товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом при отсутствии экономических расчетов (калькуляции с расшифровкой статей затрат на товары (работы, услуги) собственного производства, товары, произведенные из сырья, переданного резидентом или нерезидентом Республики Беларусь на переработку на давальческих условиях, расчета отпускных цен в установленном порядке на импортируемые товары), подтверждающих уровень применяемых цен (тарифов), за исключением регулируемых в соответствии с Указом № 72.
Соответствующие изменения планируется внести в КоАП. При этом Указ как акт законодательства, устраняющий противоправность деяния, имеет обратную силу, т.е. распространяется на лицо, которое совершило правонарушение до вступления Указа в силу и в отношении которого постановление о наложении административного взыскания не исполнено (ч. 2 ст. 1.5 КоАП) [2]. Следовательно, ответственность за правонарушения по ст. 12.6 КоАП применяться не будет.
Кроме того, в связи с отменой регулирования на товары, работы, услуги, за исключением товаров по перечню, утвержденному в приложении 1 к Указу № 72, теряют свою актуальность следующие понятия:
оптовая надбавка – надбавка, взимаемая субъектами предпринимательской деятельности при осуществлении оптовой торговли товаром, им не произведенным;
торговая надбавка – надбавка, взимаемая торговой организацией или организацией-изготовителем при осуществлении розничной торговли;
скидки с отпускных цен и т.п. [16, с. 13].
Таким образом, Указом № 72 определено, что с 01.03.2011 г. цены (тарифы) на товары (работы, услуги), включенные в вышеуказанный перечень, регулируются правительством и другими госорганами в порядке, установленном ими в соответствии с законодательными актами. С принятием Указа № 72 правительство не устанавливает предельные индексы изменения отпускных цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые на территории Республики Беларусь. Соответственно, отменена регистрация этих цен (тарифов). Нет необходимости и в представлении экономических расчетов юридическими лицами и ИП при определении уровня применяемых ими цен (тарифов), за исключением регулируемых.
Рыночная экономика может эффективно функционировать, только если агенты рынка получают адекватные «сигналы» – цены – для принятий решений по покупкам, продажам, сбережениям и инвестициям. Следовательно, главное экономическое воздействие на процессы воспроизводства оказывают цены, наиболее результативно выполняющие свои функции только при наличии стабильных финансов, т.е. эффективность рыночных отношений зависит от гармоничного единства финансов и цен. В условиях высокой и несбалансированной инфляции первоочередное значение приобретает достижение макроэкономической стабилизации как необходимого условия дальнейших реформ [21, с. 45].
На цены непосредственно влияют масштабы их государственного регулирования, зависящие от общего состояния экономики. Опыт многих стран с рыночной экономикой показывает, что все государства вмешиваются в рыночное равновесие и процессы ценообразования. Степень вмешательства зависит от уровня развития экономики. При жестком регулировании другие факторы оказывают второстепенное воздействие на цены. Регулирование цен на ряд товаров и услуг в Беларуси исключает их свободное установление предприятиями, сдерживает влияние и ограничивает действие рыночных факторов. По мере продвижения экономических реформ ценовые ограничения будут отменяться и государственное регулирование ослабеет [10, с. 243].
Государственное регулирование и контроль за ценообразованием в республике осуществляют – Совет Министров Республики Беларусь, Министерство экономики, другие республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, Национальный банк, на которые Президентом Республики Беларусь возложены функции регулирования и контроля за ценообразованием, облисполкомы и Минский горисполком.
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет регулирование цен и тарифов на важнейшие социально значимые услуги для населения и товары, имеющие стратегическое значение для страны.
Министерство экономики в пределах предоставленных ему полномочий осуществляет формирование основ государственной политики в области ценообразования и обеспечивает ее реализацию; определяет формы и способы государственного ценового регулирования, порядок установления и применения цен (тарифов); осуществляет методическое руководство ценообразованием и координацию работы других органов управления в области ценообразования, что обеспечивает единство ценовой политики на всей территории республики; осуществляет регулирование цен (тарифов) и государственный контроль за соблюдением ценового и антимонопольного законодательства; принимает решения о наложении административных взысканий за нарушение антимонопольного и ценового законодательства.
Другие республиканские органы государственного управления осуществляют регулирование цен (тарифов) и контроль за соблюдением установленного порядка ценообразования в соответствующих отраслях экономики.
Облисполкомы и Минский горисполком обеспечивают реализацию государственной политики в области ценообразования, осуществляют регулирование цен и контроль за применением установленного порядка ценообразования в пределах административно-
В соответствии со ст. 8 Закона о ценообразовании республиканские органы государственного управления, областные и Минский городской исполнительные и распорядительные органы в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, осуществляют прямое (административное) регулирование цен (тарифов) путем установления:
фиксированных цен (тарифов);
предельных цен (тарифов);
предельных торговых надбавок (скидок) к ценам;
предельных нормативов рентабельности, используемых для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену (тариф);
порядка определения и применения цен (тарифов);
декларирования цен (тарифов).
Государственные органы, осуществляющие регулирование ценообразования, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования цен (тарифов) исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.
Проводимая в республике политика государственного ценового регулирования является достаточно обоснованной и соответствующей данному этапу трансформации экономики.
Принципиальным направлением совершенствования ценообразования является создание гибкой и прозрачной системы ценообразования, базирующейся на использовании сбалансированных административных и экономических методов и инструментов. Важнейшим принципом ценового регулирования должно стать обеспечение действенного контроля со стороны государства за уровнем цен в монопольных отраслях; создание условий добросовестной конкуренции; обеспечение соотношения между изменением цен на потребительские товары и услуги и оплатой труда; недопущение опережающего роста цен (тарифов) без принятия соответствующих мер по социальной защите населения; обеспечение межотраслевых ценовых пропорций.
Для определения обоснованного уровня цен и тарифов, усиления контроля за уровнем и динамикой себестоимости предполагается значительно улучшить нормирование затрат, планирование, учет и калькулирование себестоимости продукции.
Органы управления в дальнейшем должны переходить преимущественно к косвенным методам воздействия на формирование себестоимости и цен промышленной продукции, заключающимся в согласованном проведении регулирования цен на основное сырье и энергоресурсы, налогового, таможенного регулирования, политики доходов и заработной платы, валютной и денежно-кредитной политики, антимонопольного регулирования.
В республике создана правовая база антимонопольного регулирования, предотвращено создание новых монополий, в том числе в процессе реорганизации хозяйствующих субъектов и их объединений, обеспечен постоянный мониторинг отдельных товарных рынков и выработка оперативных мер по улучшению конкурентной ситуации на них.
В результате процессов реформирования собственности, демонополизации экономики в республике сформировались товарные рынки с конкурентной структурой. Вместе с тем некоторые товарные рынки по своей природе остаются монополизированными. В этой связи необходимо определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за их деятельностью и поведением на товарных рынках.
Регулирование деятельности субъектов естественных монополий будет осуществляться путем постепенного уменьшения числа товарных рынков, на которых признается наличие естественной монополии, стимулирования конкуренции, поддержки предпринимательства, устранения препятствий к вхождению на рынок новых производителей.
В тех сферах, в которых по объективным технологическим причинам сохраняется состояние естественной монополии, а возможная конкуренция будет носить разрушительный характер, должны вводиться специальные жесткие регулирующие ограничения, касающиеся ценообразования, объемов и качества услуг, условий обслуживания, норм потребления.
Одной из важнейших составляющих конкурентной политики является обеспечение контроля за экономической концентрацией. Основой государственного контроля за экономической концентрацией являются такие принципы, как единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и денежных средств, поддержка конкуренции, недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. В рамках преодоления концентрации производства количество хозяйствующих субъектов рынка должно приблизиться к уровню насыщения и не являться ограничением для развития рыночных отношений.
Настоящий этап развития экономики по-новому ставит проблему оценки экономической концентрации при создании хозяйственных и финансово-промышленных групп, холдингов и других объединений хозяйствующих субъектов. Государственная антимонопольная политика должна способствовать таким тенденциям в экономической концентрации, которые будут иметь позитивное воздействие на конкурентоспособность отечественных производителей. Регулируемая экономическая концентрация может рассматриваться как один из элементов государственной экономической стратегии, посредством которой можно мобилизовать имеющийся промышленный потенциал, с тем, чтобы обеспечить импортозамещение на внутреннем рынке и определенные конкурентные преимущества товаров отечественного производства на внешнем рынке.
Информация о работе Правовое регулирование цен и тарифов в республике Беларусь