Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:32, контрольная работа
Цель данной работы: расширенное толкование понятия принципов хозяйственного процессуального права, рассмотрение такого нововведения как примирительная процедура в хозяйственном судопроизводстве, мировое соглашение.
Введение……………………………………………………………………………..3
Принципы хозяйственного процессуального права…………………………….4
Примирительная процедура в судопроизводстве………………………………
Мировое соглашение………………………………………………………………
Задача………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………..
Список использованных источников и литературы…………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Принципы хозяйственного
процессуального права………………………
Примирительная процедура в судопроизводстве………………………………
Мировое соглашение……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………………………..
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе рассмотрению подлежит ряд вопросов:
- принципы хозяйственного процессуального права;
- примирительная процедура в судопроизводстве;
- мировое соглашение.
Каждый из приведенных выше вопросов имеет законодательное закрепление. Однако не всегда достаточно ссылки только лишь на нормативно правовые акты, во многих случаях требуется расширенное толкование.
Цель данной работы: расширенное
толкование понятия принципов
Задача работы – рассмотрение вышеизложенных вопросов с точки зрения законодательства Республики Беларусь, опираясь на дополнительную литературу.
Основным источником является Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь № 219-З от 15.12.1998, с изменениями и дополнениями от 03.07.2011 № 285-З, а также дополнительная литература под редакцией В.С. Гальцева, А.Г. Сачека, Д.Г. Цыганкова
ПРИНЦИПЫ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
В науке под принципами обычно понимаются основополагающие начала, ключевые идеи.
Право как система общеобязательных норм, установленных и обеспечиваемых государством, также основано на принципах.
Хозяйственное процессуальное право имеет свои принципы, которые выражают сущность хозяйственного процесса. В этих принципах концентрируются взгляды законодателя на характер и содержание хозяйственного судопроизводства.
Принципы хозяйственного права представляют собой систему взаимосвязанных компонентов. Каждый принцип самостоятелен, но в то же время он действует только в системе принципов хозяйственного процесса.
Принципы хозяйственного
процессуального права, как и
принципы вообще, имеют значение не
только для правоприменительной, но
и для нормотворческой
Говоря о принципах, следует отметить, что в юридической науке существуют разные взгляды на их систему. Поэтому возможны различные основания для их классификации, например:
1)по функциональному признаку;
2)сфере действия;
3)правовому источнику,
в котором закреплено
На современном уровне
развития системы гражданской юрисдикции
можно утверждать, что принципы организации
и деятельности органов гражданской
юрисдикции совпадают по многим составляющим.
В гражданском и хозяйственном
процессуальном праве в настоящее
время практически отсутствуют
отраслевые принципы, которые в основном
приобрели межотраслевой
Принципы хозяйственного процесса можно разделить по сфере действия:
1)на общеправовые, действующие
во всех без исключения
2)межотраслевые, закреплённые в нормах нескольких отраслей права, как правило, близких по характеру (например, гласность судебного разбирательства);
3)отраслевые, которые закреплены
в нормах только одной
Принципы также можно
классифицировать на конституционные
и закреплённые в отраслевом законодательстве.
Следует подчеркнуть расширение
числа конституционных
По функциональному признаку принципы хозяйственного процесса подразделяются:
1)на судоустройственные
(например, осуществление правосудия
только судом, гласность
2)судопроизводственные (это равноправие сторон; право на юридическую помощь).
Глава 2 ХПК содержит перечень принципов судопроизводства в хозяйственном суде. Следует подчеркнуть, что основу большинства этих принципов составляют положения, закреплённые в главе 6 Конституции Республики Беларусь.
Основным принципом
Не менее важным является принцип, закреплённый в статье 10 ХПК, — осуществление правосудия в хозяйственном судопроизводстве только хозяйственным судом. Данный принцип подчеркивает исключительное право хозяйственного суда на осуществление правосудия по делам, отнесённым к его компетенции. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь, а также Кодексом о судоустройстве и статусе судей судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам, образованным в установленном порядке. Судебная власть в республике осуществляется только судами в лице судей, которые назначаются на должность Указом Президента Республики Беларусь. В основу построения судебной системы заложены два принципа, предусмотренные статьей 109 Конституции: принцип территориальности и принцип специализации. Правосудие по хозяйственным спорам осуществляется хозяйственными судами, система которых закреплена в Кодексе о судоустройстве и статусе судей, а полномочия внутри судебной системы распределяются в соответствии с правилами подсудности. Следует отметить, что в настоящее время хозяйственные суды осуществляют также административное судопроизводство по ряду правонарушений.
Одной из важнейших гарантий,
закреплённых в Конституции Республики
Беларусь, является гарантия защиты прав
и свобод компетентным, независимым
и беспристрастным судом в
определённые законом сроки. Гражданам
Республики Беларусь гарантируется
право на судебную защиту от посягательств
на жизнь и здоровье, честь и
достоинство, личную свободу и имущество,
иные права и свободы, предусмотренные
Конституцией и иными актами законодательства,
а также от незаконных действий государственных
органов, иных организаций, их должностных
лиц. Иностранным гражданам и
лицам без гражданства
Организации, индивидуальные
предприниматели имеют право
на судебную защиту от посягательств
на их права и законные интересы,
гарантированные
В статье 15 ХПК закрепляется
принцип равенства всех перед
законом и хозяйственным судом.
В рамках указанного принципа реализуется
положение, закреплённое в статье 22
Конституции, предусматривающее равенство
всех перед судом и законом. Следует
отметить, что указанный принцип
распространяется не только на физических,
но и на юридических лиц. Независимо
от формы собственности и
В соответствии со статьёй 62 Конституции каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод. Указанное право даёт возможность пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств.
Противодействие оказанию правовой помощи в Республике Беларусь запрещается.
Для реализации этого конституционного принципа в ХПК предусматривается возможность оказания юридической помощи при ведении дел в хозяйственных судах посредством адвокатов в соответствии с Законом об адвокатуре, а также представителей (глава 7 ХПК) и т. д.
Особо следует подчеркнуть, что юридическая помощь может оказываться на любой стадии хозяйственного судопроизводства.
В целях наиболее эффективной
защиты прав юридических и физических
лиц реализуется принцип
Как правило, в хозяйственном
суде первой инстанции дела рассматриваются
судьями единолично, однако, учитывая
сложность и характер дела, председатель
хозяйственного суда либо его заместитель
могут принять решение о
Рассмотрение дела в хозяйственном суде апелляционной, кассационной и надзорной инстанцией, с учётом специфики данных стадий (пересматриваются ранее вынесенные решения), проводится коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда входит нечётное количество судей, один из которых является председательствующим. Решение по делу принимается большинством голосов. Если один из судей выражает несогласие с решением, он может высказать своё особое мнение.
Главное значение принципа коллегиальности заключается в том, что его несоблюдение при рассмотрении дел является основанием для отмены судебных актов, за исключением надзорного производства.
Одним из конституционных принципов является принцип независимости суда. Применительно к судьям хозяйственных судов данный принцип получил развитие в статье 12 ХПК, где говорится не только о независимости судей, но и о подчинении их только законодательству.
Независимость судей предполагает как организационную, так и функциональную независимость. Организационная независимость основана на соблюдении конституционного принципа разделения властей (статья 6 Конституции Республики Беларусь). Органы исполнительной и законодательной власти не имеют права вмешиваться в деятельность хозяйственного суда, влиять на него при вынесении решения по делу[3].
Функциональная независимость — это независимость судей при исполнении своих полномочий. Однако рассматриваемое понятие предполагает расширенное толкование. Судьи должны быть независимы в своих убеждениях, никто не имеет права оказывать влияние на судей при принятии решения.
Независимость судей может
быть достигнута только благодаря комплексу
правовых предписаний и гарантий.
Так, для судей хозяйственного суда
существует особый порядок назначения
на должность и оставления должности,
им предоставляются
Какое бы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельность недопустимы и влекут за собой ответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
В статье 20 ХПК закреплено положение, согласно которому судопроизводство в хозяйственном суде должно осуществляться на одном из государственных языков. В соответствии со статьёй 17 Конституции Республики Беларусь государственными языками в нашей стране являются белорусский и русский.
Информация о работе Принципы хозяйственного процессуального права