Сибирская масленица в XIX веке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 12:16, реферат

Описание

«Масленица... Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны — вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую снежную дорогу, уже замаявшуюся на солнце с ныряющими по ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи. Или с детства осталось во мне чудесное, не похожее ни на что другое, в ярких цветах и позолоте, что весело называлось — «масленица"

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………….3
История масленицы…………………………………………………………………………………...4
Подготовка к масленице. Масленичная еда…………………………………………………………5
Встреча праздника……………………………………………………………………………………..6
Традиционные посещения и обходы………………………………………………………………….7
Гостевание……………………………………………………………………………………………...7
Распорядок проведения праздника……………………………………………………………………8
Масленичные забавы…………………………………………………………………………………10
Музыка и скоморошьи забавы……………………………………………………………………….10
Взятие снежного городка…………………………………………………………………………….12
Игра в мяч……………………………………………………………………………………………..13
Кулачные бои и драки………………………………………………………………………………..14
Катание с гор………………………………………………………………………………………….16
Катание на санях…………………………………………………………………………………… 18
Ритуалы, связанные с молодежью…………………………………………………………………...18
Чествование молодых………………………………………………………………………………...19
Наказание холостой молодежи………………………………………………………………………21
Проводы масленицы………………………………………………………………………………….24
Прощенное воскресенье……………………………………………………………………………...29
Масленичные приметы……………………………………………………………………………….30
Заключение……………………………………………………………………………………………31
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

Масленица.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

С Масленицей, как с переломным временем года, связывались различные приметы о погоде и урожае. Так, например, считали, что ненастье в воскресенье перед Масленицей или оттепель с заморозками в прощеный день сулят урожай грибов, а снег на Масленицу предвещает урожай гречихи . В Ярославской губ. говорили: «Какой день Масляны красный, в такой сей пшеницу». Метель в первый день Масленицы считали знаком того, что и вся сырная седмица будет такой («Помело метлой на Масленицу; придет осударыня Масленица метельная»); а если при встрече Масленицы, в первый день праздника, зародился новый месяц («окунул рог в масло»), то это считали хорошим предзнаменованием, сулящим богатый урожай и сытую жизнь в течение всего года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На Руси Масленицу  всегда праздновали с особым размахом, не зря же возникла поговорка: «Хоть с себя все заложить, а Масленицу проводить». Но масленичные гулянья и забавы, которые проводились раньше, заметно отличались от современных. Обряд Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила свое название от того, что в этот период времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы (сродни «жирному вторнику»). В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей, — неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия. В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России — блины и гулянья.

Красивых масленичных  традиций и обрядов на Руси существовало очень много. Естественно, что отдельные из них возродить уже не удастся. Современная Масленица «обрастает» новыми традициями, соответствующими реалиям наших дней. Но главное – она остается такой же веселой и задорной, как и столетия назад.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

 

1. Виноградов Г.С. Этнография детства и русская народная культура в Сибири. - М.: Вост. лит., 2009. - 896с.

 

2. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. – 2-е изд. – м.: Флинта: Наука, 2001. -216 с.

 

3. Снегирев И. Русские простонародные праздники праздики и суеверные обряды. – М., 1838. – Вып. 1-4.

 

4. Соколова В. Весеннее-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. – М., 1957

 

5. Традиционная культура русских Западной Сибири XIX-XX вв.: очерки истории и быта / отв. ред.: М.Л.Бережнова, Д.А.Алисов. - Омск: Наука, 2003. - 242с.

 

6. Харлицкий М., Хромов С Русские праздники, народные обычаи, традиции, обряды:  Книга для чтения. – М., 1996

 

7. Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия»

 

Для данной работы были использованы материала с сайта:

 

    1. www.bestreferat.ru

    2. www.kulina.ru

     3. www. википедия. ru

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Сибирская масленица в XIX веке