Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:12, доклад
Тарифное регулирование осуществляется путем таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых платежей, они выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы, и являются источником поступления средств в государственный бюджет. Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет рассмотрено ниже.
Тарифное регулирование
внешнеэкономической деятельности
Тарифное регулирование осуществляется путем таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых платежей, они выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы, и являются источником поступления средств в государственный бюджет. Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет рассмотрено ниже.
В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 1995 г. № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» таможенные пошлины устанавливаются, в частности, «...для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования структурных изменений в экономике Российской Федерации, в соответствии с международными договорами Российской Федерации».
Таможенный тариф — это перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при перемещении их через таможенную границу. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин:
Режим тарифного регулирования импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары определяются дифференцированно. Ввозные таможенные пошлины увеличиваются в два раза в отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставила режим наибольшего благоприятствования.
Такие же ввозные таможенные пошлины применяются к товарам, страна происхождения которых не установлена.
Ввозные таможенные пошлины
Ввозные таможенные пошлины
В некоторых случаях преференции предоставляются при условии подтверждения достоверности происхождения товаров. Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или переработан в достаточной степени. Документом, подтверждающим происхождение товара из определенной страны, является сертификат о происхождении товара. Для товаров, происходящих из государств — участников СНГ, установлены специальные Правила определения страны происхождения товаров. Эти Правила были утверждены решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г. При ввозе в Российскую Федерацию товаров, происходящих из этих государств, таможенные пошлины не взимаются.
Предусматривается
— ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывозимых с этой территории временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации;
— вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых является Российская Федерация;
— вывозимых с таможенной территории Российской Федерации в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными актами Российской Федерации;
— ввозимых
на таможенную территорию
Российской Федерации в качестве
вклада в уставные фонды
предприятий с иностранными
инвестициями и иностранных
предприятий, а также вывозимых
этими предприятиями отдельных
видов товаров собственного
производства в случаях,
продукции в соответствии с действующим законодательством.
Квотирование и лицензирование как
методы государственного регулирования
Квотирование, как уже было сказано выше, является нетарифным методом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Квотирование — это количественное ограничение какой-либо
продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами на определенный срок.
Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено законодательством России. Таможенным кодексом РФ установлено: «На ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы суверенитета Российской Федерации, защиты внутреннего рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и их союзов и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации». В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» количественные ограничения могут устанавливаться Правительством РФ в исключительных случаях в целях:
— обеспечения национальной безопасности РФ;
— выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем рынке;
— защиты внутреннего рынка РФ .
Закон предписывает вводить в действие вновь устанавливаемые количественные ограничения не ранее чем через три месяца после официального опубликования соответствующего правительственного постановления.
Кроме того, в вышеназванном законе в ст. 19 предусмотрена возможность ограничения экспорта и (или) импорта исходя из национальных интересов. Такие ограничения могут устанавливаться только федеральными законами и вступают в силу не ранее 30 дней с момента опубликования этих законов.
Российским законодательством установлена единая система квотирования и лицензирования. Это означает, что она распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, на экспортно-импортные операции со всеми государствами. Распределение квот и выдача лицензий осуществляются, как правило, путем проведения конкурсов и аукционов. Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1299 «О порядке про ведения конкурсов и аукционов по продаже квот при введении количественных ограничений и лицензирования экспорта и импорта товаров (работ, услуг) в Российской Федерации» (ред. от 15 декабря 2000 г.) утверждено Положение о порядке проведения конкурсов и аукционов по продаже экспортных и импортных квот.
Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров). Лицензии могут выдаваться в пределах установленных квот, а также и при отсутствии квотирования. Особенностями лицензирования, применяемого при регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется оборот товара, а не вид деятельности. Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для выполнения международных обязательств сроком на один год. Разовые лицензии выдаются на совершение одной сделки с одним видом товара и действуют в течение одного года. Лицензионный режим устанавливается в отношении определенных товаров.
Например, предусмотрено получение лицензий на экспорт товаров военного назначения. Лицензирование устанавливается для обеспечения национальной безопасности, в целях защиты окружающей среды, а также для выполнения международных обязательств по ограничению экспорта.
Валютное регулирование
внешнеэкономической деятельности
Валютное регулирование
является одной из форм
Цель валютной политики заключается в поддержании экономической стабильности и создании основы для развития международных экономических отношений путем воздействия на валютный курс, на валютные операции. Ряд мер, принятых государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию. Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта. Решение названных задач обеспечивается валютным законодательством, регулирующим как общие вопросы валютных отношений, так и частные. Основополагающим законодательным актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании). Субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность, являются с точки зрения валютного законодательства резидентами. Из п. «а» ст. 1 Закона о валютном регулировании следует, что резидентами являются:
1) физические лица, имеющие постоянное местожительство в России, в том числе временно находящиеся за ее пределами;
2) юридические лица,
созданные в соответствии
с российским законодательством,
с местонахождением в
3) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с российским законодательством с местонахождением в Российской Федерации.
Резиденты при ведении внешнеэкономической деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями, как следует из п. 7 ст. 1 Закона о валютном регулировании, понимаются:
а) операции, связанные с переходом прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в РФ, а также вывоз и пересылка из РФ валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов.
Валютные операции, связанные с движением капитала, представляют собой:
а) прямые инвестиции, т. е. вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
К текущим валютным операциям
относятся, в частности, переводы
в Россию и из России
иностранной валюты для
осуществления расчетов без отсрочки
платежа по экспорту и импорту
товаров, работ и услуг,
а также для осуществления
расчетов, связанных с
кредитованием экспортно-
Под иностранной валютой понимаются денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 «а» ст. 1 Закона о валютном регулировании).
Информация о работе Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности