Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:12, доклад

Описание

Тарифное регулирование осуществляется путем таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых платежей, они выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы, и являются источником поступления средств в государственный бюджет. Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет рассмотрено ниже.

Работа состоит из  1 файл

Тарифное регулирование.docx

— 34.24 Кб (Скачать документ)

Тарифное   регулирование

внешнеэкономической   деятельности

 

    Тарифное регулирование   осуществляется   путем   таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых   платежей,   они   выполняют   функцию   налога,   взимаемого с товаров  при  пересечении  таможенной   границы,  и являются источником поступления   средств в государственный   бюджет.  Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет   рассмотрено   ниже.

   В соответствии   с   Федеральным   законом   от   13 октября      1995 г. №    157-ФЗ    «О   государственном      регулировании     внешнеторговой деятельности»   таможенные   пошлины   устанавливаются, в   частности, «...для   защиты   внутреннего   рынка   Российской   Федерации   и стимулирования   структурных   изменений   в   экономике   Российской Федерации,   в соответствии   с  международными   договорами   Российской   Федерации».

     Таможенный тариф   —   это перечень таможенных пошлин, которыми  облагаются   товары   при   перемещении   их   через   таможенную границу. В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных   пошлин:

  • адвалорные,   начисляемые   в   процентах   к   таможенной   стоимости   облагаемых   товаров;
  • специфические,      начисляемые      в установленном    размере    за единицу   облагаемых   товаров;
  • комбинированные,       сочетающие     оба   названных     вида  таможенного   обложения.

Режим      тарифного     регулирования      импорта    предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары  определяются дифференцированно. Ввозные таможенные  пошлины увеличиваются   в два раза  в отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставила режим   наибольшего   благоприятствования.

            Такие   же  ввозные  таможенные   пошлины   применяются   к  товарам,   страна   происхождения      которых   не   установлена. 

            Ввозные таможенные пошлины уменьшаются   в два раза в отношении товаров, происходящих из развивающихся государств, которым   Россия   предоставила   преференции,   т.   е.   особые   льготы.

            Ввозные таможенные пошлины вообще  не взимаются с тех товаров,  которые происходят из наименее  развитых государств, пользователей   преференциями       России.

            В некоторых   случаях   преференции   предоставляются   при условии   подтверждения   достоверности   происхождения   товаров.   Страной  происхождения   товара  считается   страна,   в которой   товар  был полностью произведен или переработан в достаточной степени. Документом,   подтверждающим   происхождение   товара   из   определенной страны, является сертификат о происхождении товара. Для товаров,  происходящих   из  государств — участников   СНГ,  установлены    специальные      Правила    определения      страны    происхождения  товаров.    Эти   Правила    были   утверждены      решением     Совета   глав правительств Содружества Независимых Государств от 24 сентября 1993 г.   При   ввозе   в   Российскую   Федерацию   товаров,   происходящих   из   этих   государств,   таможенные   пошлины   не   взимаются.

 Предусматривается предоставление  тарифных льгот при осуществлении   торговой   политики   Российской       Федерации.   В   пределах таможенной      территории     допускается     предоставление      тарифных льгот в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки  пошлины  и освобождения   в исключительных   случаях   от пошлины  в   отношении   товаров:

            —   ввозимых   на  таможенную   территорию   Российской           Федерации и (или)   вывозимых   с этой территории   временно  под таможенным  контролем   в   рамках   соответствующих   таможенных   режимов, установленных      Таможенным   кодексом   Российской         Федерации; 

            —   вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного  сотрудничества   за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями, участником которых   является   Российская    Федерация;

     —   вывозимых   с   таможенной   территории      Российской     Федерации  в пределах   объемов поставок  на экспорт для   федеральных   государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательными   актами   Российской    Федерации;

     —   ввозимых   на  таможенную   территорию   Российской   Федерации в качестве  вклада  в уставные фонды   предприятий   с иностранными  инвестициями   и иностранных   предприятий,  а также вывозимых  этими  предприятиями   отдельных   видов товаров   собственного  производства в случаях, предусмотренных  соглашениями о разделе 

 продукции   в   соответствии   с   действующим    законодательством. 

 

Квотирование  и лицензирование  как

методы государственного   регулирования

 

Квотирование,  как уже было сказано  выше, является нетарифным   методом   государственного      регулирования     внешнеэкономической   деятельности.

    Квотирование  — это   количественное   ограничение   какой-либо

продукции   (товаров),   устанавливаемое   государственными   органами на   определенный   срок.

 Регулирование  экспорта  и импорта  путем квотирования   предусмотрено    законодательством      России.   Таможенным      кодексом    РФ установлено:   «На   ввоз   в   Российскую   Федерацию   и вывоз   из   Российской Федерации товаров и транспортных средств могут устанавливаться ограничения исходя из соображений экономической политики, выполнения международных  обязательств  Российской  Федерации,    защиты    экономической     основы    суверенитета    Российской Федерации,  защиты внутреннего  рынка,   в качестве ответной меры на дискриминационные  или другие ущемляющие интересы российских лиц  акции  иностранных   государств   и их  союзов и по другим достаточно важным  основаниям   в соответствии   с актами   законодательства    Российской    Федерации     и международными       договорами Российской   Федерации».   В   соответствии   со   ст.   15   Федерального закона    «О  государственном     регулировании     внешнеторговой      деятельности»     количественные     ограничения     могут   устанавливаться Правительством   РФ   в   исключительных        случаях   в   целях:

    —   обеспечения   национальной   безопасности        РФ;

    —   выполнения   международных   обязательств   РФ   с учетом состояния   на   внутреннем   рынке; 

 — защиты   внутреннего   рынка        РФ .

      Закон предписывает вводить в действие вновь устанавливаемые количественные   ограничения   не ранее чем через   три  месяца  после официального опубликования соответствующего правительственного   постановления.

     Кроме   того,   в   вышеназванном      законе   в   ст.   19   предусмотрена возможность  ограничения   экспорта  и (или)   импорта  исходя из национальных   интересов.  Такие  ограничения   могут   устанавливаться только федеральными законами и вступают в силу не ранее 30 дней с   момента   опубликования       этих   законов.

Российским       законодательством        установлена     единая    система квотирования и лицензирования.   Это означает, что она распространяется на все хозяйствующие субъекты, ведущие внешнеэкономическую деятельность,  на экспортно-импортные  операции со всеми государствами. Распределение    квот   и   выдача   лицензий    осуществляются,      как правило, путем проведения конкурсов и аукционов.  Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1996 г. №   1299 «О порядке про­ ведения конкурсов и аукционов  по продаже квот при введении количественных   ограничений   и лицензирования   экспорта   и   импорта  товаров (работ, услуг) в Российской Федерации»   (ред. от 15 декабря   2000 г.)   утверждено   Положение  о порядке  проведения   конкурсов   и   аукционов   по   продаже   экспортных   и   импортных   квот.

   Лицензирование   —   это выдача компетентными государственными   органами   разрешений   на   ввоз   или   вывоз   определенных   видов продукции (товаров). Лицензии   могут выдаваться   в пределах   установленных   квот,  а также   и   при   отсутствии   квотирования. Особенностями   лицензирования,   применяемого   при   регулировании внешнеэкономической деятельности, является то, что лицензируется   оборот   товара,   а   не   вид   деятельности. Лицензии   могут   быть  разовыми   и генеральными.   Генеральные лицензии  выдаются для   выполнения   международных   обязательств сроком   на   один   год. Разовые лицензии выдаются на совершение одной сделки с одним   видом   товара   и   действуют   в   течение   одного   года. Лицензионный режим устанавливается в отношении определенных   товаров.

 Например, предусмотрено получение лицензий на экспорт товаров военного     назначения.    Лицензирование        устанавливается      для  обеспечения      национальной      безопасности,     в  целях   защиты    окружающей   среды,   а   также   для    выполнения      международных        обязательств   по   ограничению   экспорта.

Валютное  регулирование

внешнеэкономической   деятельности

 

    Валютное регулирование  является одной из форм государственного  воздействия   на   участников   внешнеэкономической   деятельности  в   целях   охраны   публичных   интересов   государства. 

Цель валютной политики заключается  в поддержании экономической  стабильности и создании основы для  развития   международных    экономических      отношений    путем   воздействия    на   валютный курс,   на   валютные    операции.    Ряд  мер,   принятых    государством, призван обеспечить возврат валютной выручки в Россию.  Это осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала  из страны,  обеспечения   возвращения   в Россию валютной  выручки,   полученной   от   экспорта. Решение  названных   задач   обеспечивается   валютным   законодательством,   регулирующим   как   общие   вопросы   валютных   отношений, так и частные. Основополагающим  законодательным  актом в сфере валютного регулирования является Закон РФ от 10 декабря 2003 г. №   173-ФЗ «О валютном  регулировании   и валютном  контроле»   (далее   — Закон   о   валютном   регулировании). Субъекты,  ведущие внешнеэкономическую  деятельность,  являются   с   точки   зрения   валютного   законодательства    резидентами. Из п.  «а»  ст.  1 Закона о валютном регулировании   следует, что резидентами   являются:

     1)   физические   лица,   имеющие   постоянное   местожительство   в России,   в   том   числе   временно   находящиеся    за   ее   пределами; 

2)   юридические   лица,   созданные   в   соответствии   с   российским законодательством,  с местонахождением в Российской  Федерации; 

3)   предприятия   и организации,   не являющиеся   юридическими лицами, созданные в соответствии с российским  законодательством с местонахождением   в   Российской        Федерации.

 Резиденты      при   ведении    внешнеэкономической        деятельности осуществляют различные валютные операции. Под валютными операциями,  как следует из п.  7 ст.  1 Закона  о валютном   регулировании,   понимаются:

а) операции, связанные с переходом  прав собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе  операции, связанные с использованием   в качестве  средства   платежа   иностранной   валюты и платежных   документов   в   иностранной   валюте;

б) ввоз и пересылка в РФ, а  также вывоз и пересылка из РФ валютных   ценностей;

в)   осуществление   международных   денежных   переводов.

Валютные   операции,   связанные   с   движением   капитала,   представляют   собой:

а) прямые инвестиции, т. е. вложения в  уставный капитал предприятия с  целью извлечения дохода и получения  прав на участие в управлении      предприятием;

б) портфельные инвестиции, т. е. приобретение ценных бумаг;

 в)  переводы в оплату права собственности на здания,  сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству   страны  его местонахождения   к недвижимому   имуществу,   а   также   иных   прав   на   недвижимость;

  г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок более 90  дней   по   экспорту   и   импорту   товаров,   работ   и   услуг;

 д)   предоставление   и получение   финансовых   кредитов   на  срок более   180 дней;

е)   все иные валютные  операции,  не являющиеся   текущими  валютными   операциями.

К текущим валютным  операциям   относятся,  в частности,  переводы  в   Россию  и из   России   иностранной   валюты  для   осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту  товаров, работ   и услуг,   а   также  для   осуществления   расчетов,   связанных   с  кредитованием экспортно-импортных  операций на срок не более 90 дней   (п.  9 «а»  ст.   1 Закона  о  валютном   регулировании).

  Под иностранной   валютой  понимаются   денежные  знаки  в виде банкнот,     казначейских     билетов,    монеты,    являющиеся      законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве  или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (п. 3 «а» ст.  1 Закона о   валютном   регулировании).

Информация о работе Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности