Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 23:12, доклад

Описание

Тарифное регулирование осуществляется путем таможенных пошлин. Таможенные пошлины являются, по сути, одним из видов неналоговых платежей, они выполняют функцию налога, взимаемого с товаров при пересечении таможенной границы, и являются источником поступления средств в государственный бюджет. Кроме этого, таможенные пошлины применяются в качестве защитных мер. Применение таможенных пошлин в качестве защитных мер будет рассмотрено ниже.

Работа состоит из  1 файл

Тарифное регулирование.docx

— 34.24 Кб (Скачать документ)

 Операции с иностранной валютой  регламентированы   законодательством.

  Особенностями   правового   режима   операций   резидентов   с иностранной   валютой   являются:

1. Осуществление без ограничений  ввоза, перевода и пересылки  валютных   ценностей   (в   состав  которых   входит   иностранная   валюта)   в   Россию.

 2.   Обязательное   зачисление   всей   иностранной        валюты,   получаемой   резидентами,   на   их   счета   в   уполномоченных   банках.   Под уполномоченными   банками в соответствии  с п. 11      Закона  о валютном регулировании понимаются банки и иные кредитные учреждения, получившие лицензии ЦБ РФ на проведение валютных операций. 

3.   Запрещение     реализации     товаров    гражданам     за  наличную        иностранную   валюту.   Однако   из   этого  правила   существуют   изъятия, которые заключаются  в том, что ряду предприятий  предоставлено право вести торговлю  за наличную иностранную валюту.  Это, в частности,  относится  к магазинам беспошлинной  торговли,  работающим в соответствии с  полученными разрешениями и на  условиях,   установленных   специальными   нормативными   актами            (письмо ЦБ   РФ   от   27  декабря   1993 г.№  67).

4.   Установление   обязательности   продажи   части   валютной   выручки.  Основным   правовым   актом,  установившим   такой   порядок, является     Указ   Президента     Российской     Федерации      от  14  июня 1992 г. Хо 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи   части   валютной   выручки   и   взимания      экспортных    пошлин» (ред.  от 23 декабря   2000 г.).   Указ   установил   обязанность   субъектов, ведущих внешнеэкономическую деятельность, продавать через уполномоченные банки по рыночному валютному курсу 75% валютной выручки   от   экспорта   товаров   (работ,   услуг).

Валютное регулирование касается также операций с национальной валютой.   Законодательством         установлено,   что   вывоз   и   пересылка из России,  а  также ввоз в ее пределы национальной  валюты осуществляются   в соответствии   с порядком,   устанавливаемым   ЦБ РФ совместно с Министерством  финансов и Федеральной таможен­

ной службой.   Несоблюдение   этого  порядка   влечет   недействительность сделок в отношении  российской валюты (п. 3 и 4 ст. 2 Закона о  валютном   регулировании).

    Валютное      регулирование     предполагает     необходимость      функционирования  системы валютного контроля. Созданная  система состоит из органов  валютного контроля и их агентов.  В соответствии с п. 2 ст.  И   Закона о валютном регулировании   к органам валютного контроля  отнесены  Центральный   банк  РФ   и Правительство   РФ,  а агентами валютного контроля,  как указывается   в п.  3 этой  же статьи,  являются   организации,   на   которые   законодательством   могут возлагаться   функции   валютного  контроля.   В  качестве  агентов выступают,   в   частности,   уполномоченные   банки. 

 

Защитные  меры, применяемые  при

регулировании   внешнеэкономической

деятельности

 

    Обеспечение защиты экономических  интересов Российской Федерации     —   важнейшая     задача    государственного      регулирования внешнеэкономической   деятельности. Правовой основой применения защитных мер являются законы:  Федеральный закон от 13 октября   1995 г. №   157-ФЗ «О государственном   регулировании   внешнеторговой   деятельности»,   Федеральный закон от   14 апреля   1998 №   63-ФЗ   «О мерах по защите экономических     интересов    Российской     Федерации      при   осуществлении внешней  торговли   товарами»,   Закон   РФ   от мая   1993 г.  №   5003-1  «О   таможенном   тарифе».

   В этих законодательных   актах предусмотрено принятие мер по защите экономических интересов путем установления разрешительного порядка ввоза (вывоза) товаров, повышения уровня таможенного  обложения   через   установление   особых   таможенных   пошлин, количественных ограничений, экспортного контроля,  установления запретов   и   ограничений   экспорта   и   (или)   импорта   товаров.

  Разрешительный   порядок  представляет   собой установление государством   требований   получения  лицензии   на   экспорт       (импорт) какого-либо товара.      Например, экспорт и импорт продукции, работ  и услуг военного назначения осуществляются   только на основании  лицензии. Установление  особых таможенных   пошлин представляет   собой применение      антидемпинговых,       компенсационных       и  специальных пошлин при импорте товаров (они взимаются сверх базовой ставки таможенной   пошлины).

  В соответствии с законом специальные пошлины применяются:

 —   в качестве  защитной   меры,   если  товары   ввозятся   в   Российскую Федерацию в количествах   и на условиях,  наносящих  или угрожающих   нанести   ущерб   отечественным          производителям   подобных   или   непосредственно   конкурирующих   товаров;

—   как ответная   мера на дискриминационные   и иные действия, ущемляющие интересы Российской  Федерации,  со стороны других государств   или   их   союзов.

Применение   специальной   пошлины   в   качестве   ответной   меры также направлено на защиту экономических  интересов, так как установление этой пошлины  может побудить другое государство  прекратить   дискриминацию   российских   экспортеров.     Антидемпинговые        пошлины      применяются     в  случаях    ввоза   в Российскую Федерацию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент этого ввоза,  и при условии, что такой импорт товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям   аналогичных  товаров либо препятствует организации  или расширению   производства таких   товаров   в   России.    Компенсационные        пошлины      применяются      в  случаях   ввоза   в Российскую  Федерацию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно   использовались   субсидии,   если   такой      ввоз наносит   или   угрожает   нанести   материальный   ущерб   отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации   или   расширению   производства   подобных   товаров   в   Российской   Федерации.

    Под субсидией   понимается   оказание  государством   финансовой помощи. Эта помощь может выражаться в виде прямого предоставления денежных   средств,  в виде  предоставления   кредитов,  в виде освобождения   от уплаты  различных   платежей  и другим   подобным образом.

Введение защитных мер обусловлено  соблюдением установленных   процедур,   предшествующих          применению   таких   мер.

 В соответствии   с действующим   порядком   вначале   необходимо провести     расследование      обстоятельств,     вызывающих        необходимость введения   защитных   мер.  О проведении   расследования   необходимо проинформировать   заинтересованные  страны.  Затем на основании     доклада     Министерства      торговли     (на   него   возложены функции   координации   и   регулирования         внешнеторговой   деятельности),  представленного   по результатам   проведенного   расследования, Правительством   РФ   принимается   решение о введении  защитных  мер.

       К защитным мерам относится также установление количественных   ограничений,   то   есть   квотирование. Следует отметить, что если квотирование применяется   в качестве защитной меры, то оно устанавливается   в   том   же   порядке,   что   и   другие   защитные   меры.

 

Экспортный и импортный  контроль

 

    Осуществление        экспортного     контроля     предусмотрено      Федеральным   законом   от   13 октября     1995 г.  №    157-ФЗ   «О   государственном   регулировании       внешнеторговой       деятельности».     В  России существует   единая   политика  экспортного  контроля.  Ее целями являются обеспечение национальной безопасности, политических, военных   и   экономических      интересов. Экспортный контроль устанавливается также с целью выполнения международных   обязательств   Российской   Федерации  по недопущению вывоза  оружия   массового уничтожения   и иных   наиболее опасных   видов   оружия. Действующая       система   экспортного   контроля      представляет   собой совокупность   мер   по  реализации   федеральными   органами  исполнительной власти порядка вывоза за пределы Российской Федерации некоторых групп товаров, а также мер по выявлению, предупреждению         и     пресечению       нарушений        такого      порядка.

  В  соответствии   с   законодательством   можно   выделить   три   группы товаров,   подпадающих   под   экспортный   контроль:

 — вооружение   и   военная      техника;

 — товары двойного применения   (отдельные  виды сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической  информации, которые могут быть  использованы при создании вооружения  и военной   техники);

  — оружие массового уничтожения и иные наиболее опасные виды  оружия   и технологии   их   создания,   экспорт   которых   запрещен во  исполнение   международных         обязательств   Российской      Федерации   по   их   нераспространению.

  Механизм   контроля       предусматривает:

  — подготовку       и   выдачу   соответствующими      министерствами   и

        ведомствами   заключений   о   возможности   экспорта   товара;

  — лицензирование;

  — таможенный   контроль   и   таможенное   оформление.

    Как уже говорилось выше, возможно установление  прямых запретов и ограничений экспорта и (или) импорта. Такие меры могут устанавливаться      исходя    из   национальных     интересов.   Закон   дает  исчерпывающий   перечень   этих   интересов:

  — соблюдение   общественной   морали   и   правопорядка;

  — охрана жизни и здоровья людей, охрана животного и растительного   мира   и   окружающей   среды   в   целом;

  — сохранение   культурного   наследия   народов   Российской   Федерации,     защита   культурных      ценностей    от  незаконного     вывоза, ввоза   и   передачи   прав   собственности   на   них;

   — необходимость   предотвращения   исчерпания   невосполнимых природных   ресурсов;

    — обеспечение   национальной   безопасности           Российской   Федерации;

   — защита      внешнего     финансового     положения     и  поддержание платежного                баланса;

            — выполнение   международных            обязательств.

 Запреты   и   ограничения   могут   устанавливаться       федеральными законами, которые должны вступать в силу не ранее 30 дней со дня  их   официального     опубликования.

В целях защиты российского рынка  установлен контроль за качеством   товаров.

            Законодателем   определены   стандарты   и   требования,   которым должны  соответствовать   ввозимые на территорию   Российской   Федерации  товары.  Такие   стандарты   и требования,   а   также   правила       контроля за импортными товарами являются едиными и обязательными на   всей   территории    России.                                            

     Для   обеспечения   соответствия   импортных   товаров  установленным требованиям   в   Российской   Федерации   действует   система сертификации. Таможенное       оформление      товаров,   подлежащих       обязательной  сертификации,   не   производится.

В целях усиления контроля за обеспечением качества и безопасностью   использования      на   территории   Российской   Федерации   импортных товаров   запрещается   продажа на территории   Российской Федерации  импортных   товаров  без информации   о них   на русском языке.

Договоры во   внешнеэкономической

деятельности

 

            Договоры   являются   правовой   формой,   в   которую   облекаются  соглашения сторон, содержащие  права и обязанности при осуществлении   внешнеэкономической        деятельности.

Современное законодательство,  в  том числе России, предоставляет  участникам  внешнеэкономической   деятельности   широкие возможности   по   определению   своих   взаимных       прав   и   обязанностей. При этом стороны при определении прав и обязанностей могут идти дальше  законодательных   положений.   Ограничительными   рамками выступают   лишь  сами законодательные   положения   либо  интересы публичного   порядка   России.

В   свете   особенностей   внешнеэкономической   деятельности,   когда  ее участники   относятся   к правовым   системам   различных   государств и когда они не могут  детально знать законодательство соответствующего   государства,       контрагентам   необходимо   в   заключаемые   договоры     включать     подробные    условия,    которые   могли   бы определять и регулировать любые возможные  действия, а также последствия   таких   действий. В случае  возникновения   спора  между   сторонами   арбитражные Органы обращаются прежде всего к договору как к правовому документу,   определяющему       права   и   обязанности   сторон.

 Российское  законодательство  предусматривает,  что внешнеэкономические сделки должны   совершаться   в письменной  форме.  Такое требование  к форме  внешнеэкономической   сделки  вытекает   из       ч. 3 ст.   162 ГК РФ   и ст.  7 Закона   РФ   от 7 июля   1993 г. №   5338-1    «О международном   коммерческом   арбитраже».

    Во   внешнеэкономической         деятельности     широко     используются типовые проформы   договоров   (контрактов),   разработанные,   в частности,  различными   международными   организациями   и   ассоциациями предпринимателей,   например,  типовые  проформы   контрактов поставки   (купли-продажи)   зерна,   оборудования,   подряда,   договоров   фрахтования       судов   и   т.д.

  Наиболее      распространенными         во  внешнеэкономической         деятельности   являются      следующие   виды   договоров:        купли-продажи (поставки),   подряда,   лицензионные,   агентские,   перевозки. Подавляющая        часть   международного   экономического   оборота приходится      на  куплю-продажу       товаров    (продукции).     В   связи   с этим значительная   роль   в регулировании   отношений   в данной области отводится договорам (контрактам) купли-продажи. Эти договоры характеризуются   не только   подробным   изложением   условий купли-продажи,   относящихся,   в   частности,   к   предмету   договора, цене,  формам   расчета   и т.д.   Договоры   также  включают   так  называемые базисные условия   поставок,  под которыми  понимаются условия поставок   (продажи),  сложившиеся   в международном экономическом обороте. Эти условия касаются в основном места и момента   передачи    товара,   вопросов    перевозки,     распределения      рисков гибели или повреждения товара.  Указанные условия выработаны в результате длительного  их применения   участниками   внешнеэкономической деятельности в различных странах и широко используются в международной   практике.  Они известны под названием   «торговые  термины».

Информация о работе Тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности