Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:14, реферат

Описание

Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленных территориях.

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 118.68 Кб (Скачать документ)

     Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.

     К.Каутский также видит источник государства  во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает  землю этого племени, а затем  принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает  не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который  позже становится в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет  место внешнее насилие, " возникает  деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетённым и эксплуатируемым классом".

     К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в  орган защиты и обеспечения всеобщего  блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии. 

2.3. Суть теории  насилия

   Суть теологической  теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:

  • вечны, незыблемы и святы;
  • их возникновение и упразднение не зависит от человека;
  • являются выразителями воли Бога на земле.

Теологическая теория призывает:

  • принять государство и власть как данность, полученную свыше;
  • признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
  • полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству;  не пытаться изменить установленный Богом порядок.
 

    2.4. Достоинства и недостатки теории насилия

      Достоинства данной теории:

  • способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
  • препятствует   насилию,   революциям   и   гражданским войнам, переделу власти и собственности.

   Недостаток  теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном  научном знании, то есть ненаучна. Теологическую  теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.

   Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического  опыта, который подтверждает, что  завоевание одних народов другими  являлось реальным фактором существования  государственности исторически  длительное время (например Золотая Орда). Элементы насилия, как внутреннего, так и внешнего, объективно присутствовали и сопровождали процесс любого государства (римское, древнегерманское государство, Киевская Русь). Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия. 

Заключение

 

Говоря о теории насилия, замечаешь, что ее сторонники по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право.

Я считаю, что одной  из основных теорий наиболее актуальной в настоящее время является теория насилия, так как она имеет более правдоподобный и жизнеспособный характер. Теория насилия является не только прошлым, но и настоящим.

Рассмотрев вопрос о происхождение государства и права более глубоко, понимаешь, что до сих пор нельзя установить как конкретно происходило образование государства - нельзя доказать или опровергнуть ту или иную теорию его происхождения и я уверена, что этот вопрос будет актуален до тех пор, пока этого не будет сделано. 
 
 
 
 
 
 

Список литературы:

  1. Хвостов В.М. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА. Элементарный очерк. По изданию 1911 г.
  2. Венгеров А. Б. Теория государства и права – М., 1998 г.
  3. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: хрестоматия. – М., 1998, с. 119.
  4. Лазарев В. В. Общая теория государства и права. М., 1996
  5. Информационно-аналитический журнал. Политическое образование

Информация о работе Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права