Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:14, реферат
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленных территориях.
Австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в положении рабов. Рабство в свою очередь ведёт к появлению частной собственности и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен переход от кочевого быта к земледельческому, оседлому быту. Государственная власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы: господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на экономическое могущество последнего.
К.Каутский также видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побеждённое племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати. В результате такого завоевания возникает не деление на классы, а принудительный аппарат, создаваемый победителями для управления побеждёнными, который позже становится в государство. Лишь там, пишет Каутский, где имеет место внешнее насилие, " возникает деление на классы, но не вследствие деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая - угнетённым и эксплуатируемым классом".
К. Каутский
пытался доказать, что при дальнейшем
развитии общества государство трансформируется
в инструмент всеобщей гармонии, в
орган защиты и обеспечения всеобщего
блага как сильных, так и слабых.
Теория была воспринята нацистской Германией
в качестве официальной идеологии.
2.3. Суть теории насилия
Суть теологической теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
Теологическая теория призывает:
2.4. Достоинства и недостатки теории насилия
Достоинства данной теории:
Недостаток теории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Отвергать
полностью теорию насилия нельзя
не только из формальных соображений,
но и на основании исторического
опыта, который подтверждает, что
завоевание одних народов другими
являлось реальным фактором существования
государственности исторически
длительное время (например Золотая Орда).
Элементы насилия, как внутреннего, так
и внешнего, объективно присутствовали
и сопровождали процесс любого государства
(римское, древнегерманское государство,
Киевская Русь). Ясно, что эти реальные
факты исторической действительности
лишь частично подтверждают истинность
теории насилия.
Заключение
Говоря о теории насилия, замечаешь, что ее сторонники по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право.
Я считаю, что одной из основных теорий наиболее актуальной в настоящее время является теория насилия, так как она имеет более правдоподобный и жизнеспособный характер. Теория насилия является не только прошлым, но и настоящим.
Рассмотрев вопрос
о происхождение государства и права более
глубоко, понимаешь, что до сих пор нельзя
установить как конкретно происходило
образование государства - нельзя доказать
или опровергнуть ту или иную теорию его
происхождения и я уверена, что этот вопрос
будет актуален до тех пор, пока этого
не будет сделано.
Список литературы:
Информация о работе Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права