Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 16:14, реферат
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленных территориях.
РЕФЕРАТ
по курсу «Правоведение»
на тему:
Теория
насилия по вопросу о
Введение
1.Происхождение государства.
Государство — это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленных территориях. В XVII и XVIII веке в философии господствовал взгляд, согласно которому государство считалось продуктом сознательной деятельности образующих его людей. Государства представлялось тогдашним ученым как бы особым механизмом, искусно построенным людьми для того, чтобы с его помощью легче осуществлять свои жизненные цели. В процессе возникновения государства действуют и такие силы, которые совершенно не входят в расчеты людей, образующих государство. Так, огромное значение имеют условия внешней природы, характер территориальных границ, почвенные и климатические особенности местности. С другой стороны, и человеческие действия сплошь и рядом приводят к результатам, которые далеко не водили в расчеты деятелей и являются для них неожиданностью.
Вопрос
о происхождение государства
волновал теоретиков всех времён и
народов. На протяжении столетий выдвигались
различные мнения и теории о происхождении
государства. Рассматривая различные
определения, данные государству, можно
заметить, что наиболее часто встречаются
основные, необходимые для образования
государства и характеризующие его, признаки:
союз людей, территория, суверенитет и
публичная политическая власть.
Возникновение
первых в истории человечества государств
было обусловлено разделением
Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда.
Существует три формы собственности: племенная собственность, античная общинная и государственная собственность, и феодальная:
Первая форма собственности, это – племенная собственность. Она соответствует неразвитой стадии производства, когда люди живут охотой и рыболовством, скотоводством, или, самое большее, земледелием. В последнем случае она предполагает огромную массу ещё не освоенных земель. На этой стадии разделение труда развито ещё очень слабо и ограничивается дальнейшим расширением существующего в семье естественно возникшего разделения труда. Общественная структура ограничивается, поэтому лишь расширением семьи: патриархальные главы племени, подчинённые им члены племени, наконец, рабы. Рабство, в скрытом виде существующее в семье, развивается лишь постепенно, вместе с ростом населения и потребностей и с расширением внешнего общения – как в виде войны, так и в виде меновой торговли
Вторая форма собственности, это – античная общинная и государственная собственность, которая возникает главным образом благодаря объединению – путём договора или завоевания – нескольких племён в один город и при которой сохраняется рабство. Наряду с общинной собственностью развивается уже и движимая, а впоследствии и недвижимая, частная собственность, но как отклоняющаяся от нормы и подчинённая общинной собственности форма. Граждане государства лишь сообща владеют своими работающими рабами и уже в силу этого связаны формой общинной собственности. Это – совместная частная собственность активных граждан государства, вынужденных перед лицом рабов сохранять эту естественно возникшую форму ассоциации. Поэтому вся основывающаяся на этом фундаменте структура общества, а вместе с ней и народовластие, приходит в упадок в той же мере, в какой развивается частная собственность, в особенности недвижимая. Разделение труда имеет уже более развитой характер. Мы встречаем противоположность между городом и деревней, впоследствии – противоположность между государствами, из которых одни представляют городские, а другие – сельские интересы; внутри же городов имеет место противоположность между промышленностью и морской торговлей. Классовые отношения между гражданами и рабами уже достигли своего полного развития.
Третья форма собственности, это – феодальная или сословная собственность. Если для античности исходным пунктом служил город и его небольшая округа, то для средневековья исходным пунктом служила деревня. Эта перемена исходного пункта была обусловлена редкостью и рассеянностью по обширной площади первоначального населения, которое приток завоевателей не увеличивал сколько-нибудь значительно. Поэтому, в противоположность Греции и Риму, феодальное развитие начинается на гораздо более обширной территории, подготовленной римскими завоевателями и связанным с ними вначале распространение земледелия. Последние века приходящей в упадок римской империи и само завоевание её варварами разрушили массу производительных сил; земледелие пришло в упадок, промышленность, из-за отсутствия сбыта, захирела, торговля замерла или была насильственно прервана, сельское и городское население уменьшилось. Все эти условия, с которыми столкнулись завоеватели, и обусловленный ими способ осуществления завоевания развили, под влиянием военного строя германцев, феодальную собственность. Подобно племенной и общинной собственности, она покоится опять-таки на известном сообществе [Gemeinwesen], которому, однако, противостоят, в качестве непосредственно производящего класса, не рабы, как в античном мире, а мелкие крепостные крестьяне. Вместе с полным развитием феодализма появляется и антагонизм по отношению к городам. Наличие на Этой феодальной структуре землевладения соответствовала в городах корпоративная собственность, феодальная организация ремесла. Собственность заключалась здесь главным образом в труде каждого отдельного индивида. Необходимость объединения против объединенного разбойничьего дворянства, потребность в общих рыночных помещениях в период, когда промышленник был одновременно и купцом, рост конкуренции со стороны беглых крепостных, которые стекались в расцветавшие тогда города, феодальная структура всей страны – всё это породило цехи; благодаря тому, что отдельные лица среди ремесленников, число которых оставалось неизменным при растущем населении, постепенно накопляли, путём сбережений небольшие капиталы, - развивалась система подмастерьев и учеников, создававшая в городах иерархию, подобную иерархии, существовавшей в деревне.
Таким
образом, главной формой собственности
в феодальную эпоху была, с одной
стороны, земельная собственность,
вместе с прикованным к ней
трудом крепостных, а с другой –
собственный труд при наличии
мелкого капитала, господствующего
над трудом подмастерьев. Структура
обоих этих видов собственности
обуславливалась ограниченными
отношениями производства – слабой
и примитивной обработкой земли
и ремесленным типом
а) ее законность, т. е. установление средствами и способами, которые признаются справедливыми, должными, правомерными, моральными;
б) ее поддержка населением;
в) ее международное признание. Существует множество средств обеспечения легитимности власти, среди которых многопартийность, выборы, уход в отставку, референдумы и др.
2.Теория насилия.
2.1. История возникновения и сторонники этой теории.
Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономист Дюринг (1833-1921), австрийский социолог и государствовед Л. Гумплович (1838-1909) и известный «ревизионист марксизма» К.Каутский (1854-1938). Теория насилия основой происхождения государства полагает акт насилия, как правило, завоевание одного народа другим. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для насилия над ним и создается государство. «История не представляет нам, – писал Л. Гумплович в конце XIX века, – ни одного примера, где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Государство всегда являлось в результате насилия одного племени над другим; оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого уже оседлого населения».
Таким образом,
сторонники теории насилия утверждали,
что первобытные племена при
встречах между собой воевали
и победители превращались в господствующую
часть общества, создавали государство,
использовали государственную власть
для насилия над покоренными
народами. Государство, по мнению представителей
этой теории, возникало из силы, навязанной
обществу извне. Классовое деление
общества имело этническое, даже расовое,
происхождение. Теория насилия опять же
имеет вневременной, абстрактный характер,
соответствует представлениям и уровню
знаний XIX – начала XX века. Вместе с тем
«завоевательный» фактор в образовании
государства отбрасывать не следует, помня,
однако, и о том, что история дает множество
примеров поглощения, растворения побежденным
народом завоевателей, сохранение и усвоение
завоевателями государственных форм побежденных
народов. Словом, теория насилия не раскрывает
сущностных причин происхождения государства,
только открывает отдельные его формы,
главным образом вторичные (войны городов-государств
между собой, формирование территориально
более обширных государств, отдельные
эпизоды в истории человечества, когда
уже существующие государства подвергались
нападению народов, не знавших еще государственной
организации, и либо разрушались, либо
использовались победителями (например,
нападения германских племен на Рим).
2.2. Мнения представителей теории насилия.
Первоначальный фактор возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе. Общество, по мнению Е.Дюринга, состоит по меньшей мере из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению, собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части общества над другой.
Информация о работе Теория насилия по вопросу о происхождении государства и права