Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 16:44, реферат
Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство (публичная власть) в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания. Отсюда - требование обязательной государственной регистрации юридических лиц.
В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) (в хозяйственных обществах и товариществах, кооперативах, ассоциациях, общественных и религиозных организациях) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган (при создании унитарных предприятий и учреждений), а также иные лица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учредители фондов).
Возникновение и прекращение юридических лиц
Юридические
лица создаются по воле их учредителей,
однако государство (публичная власть)
в интересах всех участников имущественного
оборота контролирует законность их
создания. Отсюда - требование обязательной
государственной регистрации
В качестве учредителей
юридического лица могут выступать
их первоначальные участники (члены) (в
хозяйственных обществах и
Законодательству
известно несколько способов (порядков)
создания юридических лиц. В условиях
рыночной организации оборота основным
становится явочно-нормативный (или
нормативно-явочный, иногда называемый
также заявительным либо регистрационным)
способ их создания. Он исключает необходимость
получения предварительного разрешения
органов публичной власти на создание
юридического лица. Учредители "являются"
в регистрирующий орган, который
не вправе отказать им в регистрации
создаваемой организации при
отсутствии каких-либо нарушений правовых
норм с их стороны. В таком порядке
создается большинство
В качестве предусмотренного
законом исключения используется также
разрешительный порядок создания некоторых
юридических лиц, предполагающих заниматься
лишь предпринимательской
В обоих случаях юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации (п. 2 ст. 51 ГК). Данная регистрация должна проводиться органами юстиции в едином государственном реестре юридических лиц в порядке, предусмотренном специальным законом. Однако в отсутствие такого закона она проводится различными государственными и муниципальными органами либо даже созданными ими "регистрационными палатами" и их отделениями (филиалами) по не всегда совпадающим правилам и в отсутствие единого реестра. Данное положение не только осложняет контроль за законностью создания и функционирования юридических лиц и ознакомление с их положением других участников оборота, но и создает почву для злоупотреблений.
Единая процедура
государственной регистрации в
настоящее время установлена
для юридических лиц, занимающихся
предпринимательской
Отказ в государственной регистрации юридического лица возможен только по мотивам несоответствия представленных документов закону или несоблюдения установленного (разрешительного) порядка, но не по иным основаниям, например из-за "отсутствия целесообразности". При этом отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке (п. 2 ст. 35 Закона о предприятиях). Любым заинтересованным лицам также предоставлено право в 6-месячный срок с момента регистрации заявить в суде требование о признании регистрации и (или) учредительных документов юридического лица недействительными полностью или частично (например, по мотивам нарушения их прав на имущество, внесенное в уставный капитал созданного юридического лица).
Сведения
о регистрации юридических лиц
подлежат опубликованию. Данные государственного
реестра юридических лиц должны
быть открыты для всеобщего
Деятельность
юридического лица прекращается посредством
его реорганизации или
слияние нескольких юридических лип в одно;
присоединение одного или нескольких юридических лиц к другому;
разделение юридического лица на несколько самостоятельных организаций;
выделение из состава юридического лица (не прекращающего при этом своей деятельности) одного или нескольких новых юридических лиц;
преобразование юридического лица из одной организационно-правовой формы в другую (п. 1 ст. 57 ГК).
Во всех этих случаях, за исключением выделения, прекращается деятельность по крайней мере одного юридического лица, однако его права и обязанности не прекращаются, а переходят к вновь созданным юридическим лицам в порядке правопреемства. Правопреемство происходит и при выделении, ибо к вновь создаваемому (выделяющемуся) юридическому лицу и в этом случае переходит часть прав и обязанностей остающегося юридического лица.
Следовательно, реорганизация юридического лица всегда влечет возникновение правопреемства (даже не будучи связанной с прекращением его деятельности в случае выделения). В этом ее принципиальное отличие от ликвидации юридического лица, при котором никакого преемства в правах и обязанностях не возникает, ибо они, как и их субъект - юридическое лицо, подлежат прекращению.
Реорганизация юридического лица по общему правилу проводится им добровольно, по решению его учредителей либо уполномоченного на то учредительными документами его органа, например общего собрания его участников. Добровольная реорганизация в форме слияния, присоединения или преобразования в предусмотренных законом случаях может осуществляться с предварительного согласия государственных органов (п. 3 ст. 57 ГК). Такое согласие требуется получить от антимонопольных органов, контролирующих появление хозяйствующих субъектов, которые могли бы занять доминирующее положение на товарном рынке.
В случаях, прямо
предусмотренных законом, реорганизация
в форме разделения и выделения
может осуществляться принудительно,
по решению компетентного
Реорганизация юридических лиц оформляется либо передаточным актом (балансом) (в случаях слияния, присоединения и преобразования), либо разделительным балансом (в случаях разделения и выделения) (ст. 58 ГК). В передаточном акте или в разделительном балансе должны содержаться положения о правопреемстве по всем без исключения правам и обязанностям реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и оспариваемые сторонами обязательства (п. 1 ст. 59 ГК). Соблюдение этого правила призвано обеспечить полную ясность относительно всех правоотношений, участником которых являлось реорганизованное юридическое лицо. Очевидно, что оно установлено, прежде всего, в интересах кредиторов юридического лица с тем, чтобы их требования не "затерялись" в ходе реорганизации.
Данный процесс
таит в себе значительные опасности
для кредиторов - контрагентов реорганизуемых
юридических лиц. Так, они могут
столкнуться с ситуацией, когда
имеющиеся перед ними у юридического
лица обязательства после его
разделения или выделения окажутся
переданными наиболее слабым в имущественном
отношении преемникам. Присоединение
или слияние грозит кредиторам увеличением
их числа, отнюдь не обязательно сопровождающимся
увеличением имущества должника
(если, например, имущество присоединяемого
юридического лица уже обременено многочисленными
долгами). Изменение организационно-
Данные правила составляют важнейшие юридические гарантии прав и интересов кредиторов реорганизуемого юридического лица.
Если же кредитор
не воспользовался указанным правом,
место реорганизованного
Реорганизация
считается завершенной (состоявшейся)
с момента государственной
Ликвидация юридического лица представляет собой способ прекращения его деятельности при отсутствии преемства в его правах и обязанностях (п. 1 ст. 61 ГК). Поскольку права и обязанности юридического лица не переходят к правопреемникам, задача обеспечения прав и интересов кредиторов (других участников имущественного оборота) приобретает здесь еще большую важность, чем в случаях его реорганизации. Поэтому закон устанавливает специальный порядок ликвидации юридического лица.
Ликвидация
может осуществляться добровольно,
по решению учредителей либо уполномоченного
на то органа юридического лица, в частности,
по истечении срока или с
Ликвидация
юридического лица представляет собой
достаточно длительную процедуру, основное
содержание которой сводится к выявлению
и удовлетворению имеющихся у
кредиторов требований. При этом юридическое
лицо продолжает свою деятельность (до
момента исключения его из государственного
реестра). Поэтому как имеющиеся,
так и возможные контрагенты
должны быть осведомлены, предупреждены
о том, что данное юридическое
лицо находится в процессе ликвидации
и осуществляет расчеты со своими
кредиторами, имея решение (или будучи
обязанным) прекратить свою деятельность.
С этой целью лица или органы,
принявшие решение о ликвидации
юридического лица, должны незамедлительно
письменно сообщить об этом регистрирующему
органу для внесения соответствующих
сведений в государственный реестр
(п. 1 ст. 62 ГК). С момента внесения
данных сведений к наименованию (фирменному
наименованию) юридического лица обязательно
добавляются слова в
Информация о работе Возникновение и прекращение юридического лица