Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:25, доклад
Экологическая Доктрина Российской Федерации, разработанная Министерством природных ресурсов (МПР) с участием органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных экологических организаций, деловых и научных кругов и утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации 31 августа 2002 года, является в высшей степени важным документом в деле организации природоохранной деятельности, ее активизации.
Отметим, что в 1993 году была начата работа по составлению проекта Программы экологической безопасности России. Данная работа требовала огромных финансовых и других затрат. По-видимому, этот проект не был завершен по данной причине.
2.Теперь об экологическом мониторинге. Сегодня существует 14 видов мониторинга: загрязнения окружающей среды, объектов животного мира, водных объектов, радиационной обстановки и другие. Подготовленный министерством законопроект предполагает их объединение в единую государственную систему мониторинга. Будут установлены единые методологические, метрологические и информационные принципы системы и создан единый фонд данных об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
3.Об экологическом контроле. Проект федерального закона о повышении эффективности государственного экологического контроля, подготовленный минприроды, учтен в виде поправок к законопроекту о совершенствовании госконтроля в целом, который был принят в первом чтении Государственной Думой в декабре 2010 года.
4.Об экологическом аудите. Экологический аудит вводится как добровольный инструмент, позволяющий бизнесу стать экологически прозрачным, привлекать финансовые средства зарубежных банков, проводить IPO и совершать операции на фондовых рынках, формировать имидж компании, бережно относящейся к природе. Законопроектом устанавливается система требований, регламентирующих деятельность компаний, занимающихся экологическим аудитом, - таким образом, создается новый институт в природоохранной деятельности.
5.Самым комплексным по сферам регулирования и самым сложным с точки зрения баланса воздействия на предприятия является законопроект о совершенствовании системы нормирования и экономического стимулирования в области охраны окружающей среды.
Что же предлагают в качестве нового механизма нормирования? Прежде всего разделить предприятия на группы в зависимости от степени негативного воздействия. Из миллиона предприятий, существующих в России и оказывающих то или иное воздействие, только 11,5 тысячи обеспечивают 99% выбросов и сбросов. Получается, что в отношении подавляющего большинства предприятий наша задача - не ужесточать требования, а снимать административные барьеры, мешающие их развитию.
6.Наилучшие доступные технологии - это технологии, которые уже внедрены на одном или нескольких предприятиях и обеспечивают минимальное воздействие на природные комплексы. Для каждой технологии определяются показатели выбросов, сбросов, потребления воды и энергии в расчете на единицу произведенной продукции. Они и принимаются за основу новой системы технологического нормирования для крупных предприятий.
С 2012 до 2014 года планируется разделить предприятия на категории по степени воздействия на окружающую среду, адаптировать к российским условиям отраслевые справочники. Предприятия за этот период должны подготовить планы мероприятий по снижению воздействия. С 2014 года предлагается полностью запретить проектирование новых предприятий, не соответствующих принципам НДТ. С 2016 года планируется запрет на ввод в эксплуатацию новых объектов, чьи выбросы и сбросы не соответствуют НДТ, за исключением тех предприятий, которые проектировались до изменения законодательства. И, наконец, с 2020 года административные ограничения будут касаться существующих предприятий. При этом если эти предприятия до 2020 года начали программу модернизации, то им будет предоставляться пятилетний переходный период для ее завершения.
7.Следующий законопроект - об экономическом стимулировании деятельности в области обращения с отходами. Сегодняшнее законодательство не предусматривает полномочий и ответственности органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации по размещению и утилизации отходов, уменьшению их объема, территориальному планированию в этой сфере. Эти полномочия вводятся новым законопроектом об отходах.
8.Проекты по ликвидации экологического ущерба начинаются с этого года. В качестве первых определены работы по ликвидации скопившихся бочек с нефтепродуктами на Земле Франца-Иосифа и острове Врангеля (на эти цели выделено 1 млрд 720 млн и 60 млн рублей соответственно), по удалению опасных отходов из шламохранилища Джидинского вольфрамо-молибденового комбината на Байкале (выделено 1,5 млрд рублей). Кроме того, мы разработали законопроект о ликвидации накопленного экологического ущерба, который создает правовые условия реализации механизмов "генеральной уборки" как на федеральном уровне, так и на уровне субъекта РФ.
Последний законопроект - об особо охраняемых природных территориях. Он подготовлен совместно с профильным комитетом Госдумы к рассмотрению во втором чтении.
Сегодня в России существует одна из самых крупных в мире систем особо охраняемых природных территорий. В то же время наши заповедники и национальные парки не располагают инфраструктурой, необходимой для посещения этих территорий гражданами России без ущерба для их состояния.
Кроме того, у нас существуют исторически сложившиеся ситуации, когда люди живут в пределах природоохранных зон и не имеют права выйти в лес, собрать грибы, заготовить дрова - законодательством такой возможности не предусмотрено.
Законопроект
создает возможность для
Ситуация
ухудшается – принимаются