Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:56, реферат
Сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.
Введение 3
1. Экологические правонарушения. Основные термины и определения 4
2. Правовое регулирование в области ответственности за экологические правонарушения 6
Основные нормативные акты 6
2.1.1. Перечень экологических преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ 7
2.2 Краткий анализ соответствия положений ФЗ «Об охране окружающей природной среды» запретам административного, уголовного и иного законодательства 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11
ФЗ «Об охране окружающей среды» содержит ряд запретов, ограничений и требований, нарушение которых влечет применение мер ответственности. Поскольку их конструкции не всегда совпадают с нормами КоАП РФ, УК РФ и других актов, устанавливающих ответственность, а иногда сформулированы в очень общем виде, следует определить, насколько положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" соответствуют запретам обеспечивающего административного, уголовного и иного законодательства.
Защита
этих прав обеспечивается по-разному.
Так, ни УК РФ, ни КоАП РФ не содержат статей,
предусматривающих
2. Право на возмещение вреда окружающей среде (по ст. 42 Конституции РФ это сформулировано иначе - как право на возмещение вреда здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения) охраняется нормами трудового и гражданского законодательства, а также непосредственно статьями 77-79 ФЗ «Об охране окружающей среды».
3. Иные права граждан, т.е. право создавать общественные объединения, принимать участие в собраниях, митингах и т.п., собирать подписи, участвовать в референдумах и т.д., защищаются уголовным и административным законодательством в общем порядке (см. гл. 19 УК РФ и гл. 5 КоАП РФ). Но здесь есть одно исключение: статья 8.4 КоАП РФ "Нарушение законодательства об экологической экспертизе" содержит специальный состав административного проступка: в ч. 3 указывается, что незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Этот состав не защищает права граждан на участие в проведении общественной экологической экспертизы.
4. Нарушения прав общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Ситуация аналогична рассмотренной выше. Но следует учитывать, что, например, статья 140 УК РФ защищает лишь права гражданина на получение информации, а не общественных объединений, ст. 237 УК РФ (как и ст. 8.5 КоАП РФ) ничего не говорят о субъекте получения информации. Тем самым отсутствие ограничения по субъекту позволяет считать, что права общественных объединений ими защищаются в равной мере с правом гражданина.
5. Ответственность должностных лиц. В Законе «Об охране окружающей среды» содержится прямой запрет, касающийся должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав. Этот запрет обеспечивается нормами УК РФ, предусмотренными главой 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". В первую очередь речь идет о статьях 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий", 293 "Халатность". Кроме того, действия препятствующего должностного лица могут быть - при наличии соответствующих оснований - квалифицированы и как получение взятки, служебный подлог.
Кроме
того, действия должностных лиц могут
быть квалифицированы как
Нарушение природоохранного законодательства и невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством за правонарушения в этой области предусмотрена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность в зависимости от вины, экологического риска, степени экологической опасности деяний лиц.
Эффективность системы рассмотрения споров, выявления составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого наказания за экологические правонарушения, остается пока слабым местом природоохранной деятельности, которая тоже требует совершенства.
В сложившихся условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление надзора и контроля в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных учреждений позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности.
Одним из путей такого подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.
10. Журнал «ЭкоПРАВО». Обзор судебной практики. – М.: ИАИ «ЭкоПРАВО», 01 (04),2010 г.
11. Официальный
сайт Прокуратуры Пермского