Экологические правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 12:56, реферат

Описание

Сохранение благоприятного состояния природы, ее качественных и количественных характеристик может быть обеспечено посредством регулирования отношения человека к природе в процессе удовлетворения его потребностей за счет ресурсов природы. При этом как биологическое существо и часть природы человек должен соблюдать законы ее развития.

Содержание

Введение 3
1. Экологические правонарушения. Основные термины и определения 4
2. Правовое регулирование в области ответственности за экологические правонарушения 6
Основные нормативные акты 6
2.1.1. Перечень экологических преступлений в соответствии с Уголовным кодексом РФ 7
2.2 Краткий анализ соответствия положений ФЗ «Об охране окружающей природной среды» запретам административного, уголовного и иного законодательства 8
Заключение 10
Список использованной литературы 11

Работа состоит из  1 файл

РР - Экологический менеджмент - копия.doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

2.2 Краткий анализ соответствия положений ФЗ «Об охране окружающей природной среды» запретам административного, уголовного и иного законодательства

    ФЗ  «Об охране окружающей среды» содержит ряд запретов, ограничений и требований, нарушение которых влечет применение мер ответственности. Поскольку их конструкции не всегда совпадают с нормами КоАП РФ, УК РФ и других актов, устанавливающих ответственность, а иногда сформулированы в очень общем виде, следует определить, насколько положения Федерального закона "Об охране окружающей среды" соответствуют запретам обеспечивающего административного, уголовного и иного законодательства.

  1. Нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на достаточную информацию о состоянии окружающей среды, на возмещение экологического вреда, а также иных прав.

        Защита  этих прав обеспечивается по-разному. Так, ни УК РФ, ни КоАП РФ не содержат статей, предусматривающих ответственность  за посягательства на конституционное  право граждан на благоприятную  окружающую среду, хотя в главу 19 УК РФ "Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина" (ст. 136-149) включены многочисленные уголовно-правовые запреты нарушений избирательных, трудовых, изобретательских и иных прав. Та же ситуация с КоАП РФ: в главе 5 "Административные правонарушения, посягающие на права граждан" (ст. 5.1-5.56) отсутствуют специальные нормы такого рода. Это является серьезным пробелом российского законодательства.

    2. Право на возмещение вреда окружающей среде (по ст. 42 Конституции РФ это сформулировано иначе - как право на возмещение вреда здоровью и имуществу в результате экологического правонарушения) охраняется нормами трудового и гражданского законодательства, а также непосредственно статьями 77-79 ФЗ «Об охране окружающей среды».

    3. Иные права граждан, т.е. право создавать общественные объединения, принимать участие в собраниях, митингах и т.п., собирать подписи, участвовать в референдумах и т.д., защищаются уголовным и административным законодательством в общем порядке (см. гл. 19 УК РФ и гл. 5 КоАП РФ). Но здесь есть одно исключение: статья 8.4 КоАП РФ "Нарушение законодательства об экологической экспертизе" содержит специальный состав административного проступка: в ч. 3 указывается, что незаконный отказ в государственной регистрации заявлений о проведении общественной экологической экспертизы влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Этот состав не защищает права граждан на участие в проведении общественной экологической экспертизы.

    4. Нарушения прав общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды. Ситуация аналогична рассмотренной выше. Но следует учитывать, что, например, статья 140 УК РФ защищает лишь права гражданина на получение информации, а не общественных объединений, ст. 237 УК РФ (как и ст. 8.5 КоАП РФ) ничего не говорят о субъекте получения информации. Тем самым отсутствие ограничения по субъекту позволяет считать, что права общественных объединений ими защищаются в равной мере с правом гражданина.

    5. Ответственность должностных лиц. В Законе «Об охране окружающей среды» содержится прямой запрет, касающийся должностных лиц, препятствующих гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, реализации их прав. Этот запрет обеспечивается нормами УК РФ, предусмотренными главой 30 "Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления". В первую очередь речь идет о статьях 285 "Злоупотребление должностными полномочиями", 286 "Превышение должностных полномочий", 293 "Халатность". Кроме того, действия препятствующего должностного лица могут быть - при наличии соответствующих оснований - квалифицированы и как получение взятки, служебный подлог.

    Кроме того, действия должностных лиц могут  быть квалифицированы как самоуправство  по статье 330 УК РФ или ст. 19.1 КоАП РФ. Аналогичным образом решается вопрос об ответственности должностных лиц органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления в случаях нерассмотрения ими результатов общественного экологического контроля.

 

Заключение

 

    Нарушение природоохранного законодательства и  невыполнение правил охраны окружающей природной среды сегодня является крайне опасным, поэтому законодательством за правонарушения в этой области предусмотрена дисциплинарная, имущественная, административная и уголовная ответственность в зависимости от вины, экологического риска, степени экологической опасности деяний лиц.

    Эффективность системы рассмотрения споров, выявления  составов правонарушений и виновных, наложения и исполнения справедливого  наказания за экологические правонарушения, остается пока слабым местом природоохранной деятельности, которая тоже требует совершенства.

    В сложившихся условиях с охраной  природы крайне негативно следует  расценивать любые шаги, направленные на ослабление надзора и контроля в сфере экологии. Обобщение опыта  работы природоохранных учреждений позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности.

    Одним из путей такого подхода в организации  природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных  актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

 

Список  использованной литературы

 
  1. Конституция РФ. – М.: «Умеренков», 2002.
  2. Кодекс РФ «Об административных правонарушениях». от 30.12.2001. №195-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 30.12. 2004.).
  3. Уголовный кодекс РФ от 13.06. 1996. №63-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 28.12.2004.).
  4. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ от 10.01.2002 в редакции от 22.08.2004 г.
  5. ФЗ  "О прокуратуре Российской Федерации" №2202-1 ФЗ от 17.01.1992 в редакции от 21.11.2011 г.
  6. Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны окружающей среды. //Журнал Российского права. – 2003. - 11 с.
  7. Дубовик О.Л. Комментарий к Федеральному закону Об охране окружающей среды - Система ГАРАНТ, 2010 г.

    10. Журнал «ЭкоПРАВО». Обзор судебной практики. – М.: ИАИ «ЭкоПРАВО», 01 (04),2010 г.

    11. Официальный  сайт Прокуратуры Пермского края http://www.prokuror.perm.ru/

Информация о работе Экологические правонарушения