Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:09, реферат
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
1. Предмет, источники и объекты экологического права ….………..…. стр.3
1.1. Понятие и формы проявления экологического права…………………...стр.3
1. . Экологические правоотношения………………………………………….стр.4
1.3. Система экологического права……………………………………...…….стр.5
2. Общественная экологическая экспертиза ……………………………...стр.7
2.1. Законодательные возможности и ограничения на современном этапе ..стр.7
2.2. Экологический контроль (понятие и задачи) …………………………....стр.7
2.3. Виды экологического контроля ……………………………………….….стр.9
3. Правовой режим особо охраняемых природных объектов ……..…...стр.12
3.1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных
территорий ……………………………………………………………………..стр.12
3.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и
объектах ………………………………………………………………………..стр.16
Библиографический список.………………………………………….……..стр.18
Государственное образовательное учреждение
Московский
государственный
индустриальный университет
(ГОУ
МГИУ)
Кафедра № 73 «Государственно
и гражданско-правовых дисциплин»
Контрольная
работа
по
дисциплине «Экологическое
право»
Факультет
Шифр
и название специальности
Курс:
3
Группа:
Зб06ю22П
Фамилия:
Акимов
Имя:
Игорь
Отчество:
Владимирович
Адрес
постоянного проживания: г.
Зубцов
Телефон
E-mail
Москва 2009
1. Предмет, источники и объекты экологического права ….………..…. стр.3
1.1. Понятие и формы проявления экологического права…………………...стр.3
2. Общественная экологическая экспертиза ……………………………...стр.7
2.3. Виды экологического контроля ……………………………………….….стр.9
3. Правовой режим особо охраняемых природных объектов ……..…...стр.12
3.1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных
территорий
……………………………………………………………………..
3.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и
объектах
………………………………………………………………………..
Библиографический
список.………………………………………….……..
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
Его предметом являются общественные (экологические) отношения в области взаимодействия общества и природы, подразделяющие на две группы:
Рассмотрим методы экологического права, т.е. способы воздействия на общественные отношения.
Исходя из специфики природных объектов, наиболее приемлемым является административный метод, при котором господствующее положение занимают запретительные, предупредительные и управомочивающие нормы. Это соответствует требованию обеспечения выполнения экологических предписаний и охраны окружающей среды.
Большое значение в рамках гражданско-правового способа воздействия стал приобретать экономический метод, т.е. влияние на охрану среды через материальный интерес к ее охране и рациональном использовании со стороны хозяйствующего субъекта. Таким образом, метод экологического права - это совокупность экономических методов регулирования качества природной среды и административно-правовых средств воздействия на природопользователя.
Для понимания сущности экологического права важно рассматривать его как органическое единство всех форм его проявления. Это – правовые идеи, входящие в правовую концепцию взаимодействия общества и природы, опираясь на которую определяется содержание правовых норм. Далее, нормы экологического права устанавливают правила поведения человека в его отношениях по поводу использования и охраны окружающей природной среды, (эти нормы образуют экологическое законодательство). И, конечно – правоотношения, без которых экологическое право остается бумажным, не достигнув своей реальной сущности и не выполнив цель, поставленную законом по охране окружающей среды. 1
Нормы экологического права являются правилами поведения, регулирующими отношения людей по поводу охраны и использования природной среды. Существует следующее разделение норм:
По содержанию, правовые нормы делятся на: нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.
Нормы-принципы закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды.
Нормы-приоритеты устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды. Они бывают следующих уровней: отраслевого, межотраслевого и общего экологического уровня. Отраслевые приоритеты содержатся в природноресурсовых отраслях законодательства. Межотраслевые приоритеты отражены в нормах отраслевого законодательства, но устанавливают преимущества в охране одних природных объектов перед другими. Общие экологические приоритеты закрепляют преимущество высшей цели охраны природной среды – обеспечение качества окружающей человека среды и оптимальных условий для жизни и здоровья человека.
Нормы-правила – третья категория экологических норм. Они содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений: предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные, поощрительные, управомочивающие, разрешительные и обязывающие.
Предупредительные
императивы призваны предотвратить
наступление вредных
Запретительные императивы направлены на недопущение действий, причиняющих вред окружающей природной среде.
Восстановительные
нормы права содержать
Карательные императивы проявляются в случаях привлечения к ответственности за экологическое правонарушение или преступление в соответствии с нормами соответствующего закона.
Поощрительные эколого-правовые нормы относятся к правовым нормам, регулирующим функционирование экономического механизма охраны окружающей природной среды.
Разрешительные и обязывающие нормы обращены, прежде всего, к природопользователю.
Экологические правоотношения – это общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.
Основаниями
из возникновения служат юридические
факты. В области экологии их делят
на события и действия. Событие
возникает и порождает эколого-
Субъектом экологических правоотношений является государство, когда природные ресурсы на законных основаниях становятся собственностью физических (юридических) лиц, или физическое (юридическое) лицо, воздействующее на природную среду с целью ее потребления. Под хозяйствующими субъектами понимаются предприятия и организации, воздействующие на природную среду.
Объектами экологических правоотношений являются природные объекты (земля, недра и пр., а также природные комплексы при особых обстоятельствах). От вида объекта правоотношения и его особенностей зависят те права и обязанности, которые и возникают у субъектов правоотношений.2
Под содержанием экологического правоотношения понимаются права и обязанности участников правоотношения по использованию и охране природной среды. По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории: природопользователи, органы представительной и исполнительной власти, общественные объединения экологического профиля и органы судебного надзора. Особенности содержания экологического правоотношения зависят также от природного объекта, по поводу которого оно возникает и развивается.
Под системой экологического права следует понимать совокупность его институтов, расположенных в определенной последовательности в соответствии с экологическими закономерностями.
В нынешнем виде система экологического права включает в себя пять частей. Первая – предмет, источники и объекты экологического права.
Вторая – механизм экологического права, включающий концепцию механизма охраны природной среды, его звенья: экологическое управление с его органами и функциями, нормирование природной среды и экологический контроль.
Третья рассматривает правовую охрану окружающей среды в народном хозяйстве. Предметом внимания здесь становятся механизм охраны природной среды в хозяйственной деятельности, охрана ее в промышленности и пр.
Четвёртая – экологическая ответственность, а именно ее основания и виды, нормы, закрепляющие концепцию экологической ответственности, формы возмещения вреда и методы предупреждения.
И
пятая - механизм международно-правовой
охраны окружающей природной среды.3
2.
Общественная экологическая
экспертиза
2.1.
Законодательные возможности
и ограничения на современном
этапе
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» четко определил место общественной экологической экспертизы по отношению к государственной:
«Общественная экологическая экспертиза проводится до или одновременно с государственной экологической экспертизой».
Согласно закону, любая экологическая экспертиза является экспертизой конкретной документации, например, технико-экономического обоснования проектов намечаемой деятельности или расширения/реконструкции существующей, проекта международного соглашения или обоснования заявления о выдаче лицензии.
В законе впервые декларируется, что экологической экспертизе могут быть подвергнуты также проекты нормативно-правовых актов, комплексных и целевых федеральных программ, генеральных планов развития территорий, схем развития отраслей народного хозяйства.
Общественная экологическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Порядок регистрации общественной экологической экспертизы определяется ст. 23 ФЗ «Об экологической экспертизе». Регистрация осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественной организации (объединения), организующей общественную экологическую экспертизу.