Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2011 в 15:09, реферат
Наличие специфического предмета правового регулирования, метода, принципов регулирования и осознанной общественной необходимости в самостоятельном существовании такой отрасли права позволяет рассматривать экологическое право как самостоятельную отрасль.
1. Предмет, источники и объекты экологического права ….………..…. стр.3
1.1. Понятие и формы проявления экологического права…………………...стр.3
1. . Экологические правоотношения………………………………………….стр.4
1.3. Система экологического права……………………………………...…….стр.5
2. Общественная экологическая экспертиза ……………………………...стр.7
2.1. Законодательные возможности и ограничения на современном этапе ..стр.7
2.2. Экологический контроль (понятие и задачи) …………………………....стр.7
2.3. Виды экологического контроля ……………………………………….….стр.9
3. Правовой режим особо охраняемых природных объектов ……..…...стр.12
3.1. Понятие, виды и цели образования особо охраняемых природных
территорий ……………………………………………………………………..стр.12
3.2. Законодательство об особо охраняемых природных территориях и
объектах ………………………………………………………………………..стр.16
Библиографический список.………………………………………….……..стр.18
Заключение
общественной экологической экспертизы
приобретает юридический статус
только после утверждения его
в органах государственной
2.2.
Экологический контроль (понятие
и задачи)
Государственный контроль (надзор) – проведение проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
Мероприятие по контролю – совокупность действий должностных лиц органов государственного контроля (надзора), связанных с проведением проверки выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований, осуществлением необходимых исследований (испытаний), экспертиз, оформлением результатов проверки и принятием мер по результатам проведения мероприятия по контролю.
Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) – это комплекс мер, проводимых в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.
Содержание
экологического контроля объединяет такие
категории, как качество окружающей
природной среды и его
Хозяйственная и иная деятельность сопровождается использованием природных ресурсов и объектов. Одна часть последних перерабатывается в конечный продукт, а остальная идет в отходы. Твердые и жидкие складируются на поверхности, зарываются в землю, сливаются в водоемы, а газообразные выбрасываются в атмосферу. Экологический контроль призван минимизировать ущерб окружающей среде, наносимый скапливающимися отходами хозяйственной и иной деятельности. Кроме того, экологический контроль осуществляется с целью организации рационального использования природных ресурсов и объектов и эффективного проведения мероприятий по охране окружающей среды.
Главными задачами государственного экологического контроля являются обеспечение соблюдения всеми юридическими и физическими лицами (в том числе должностными лицами, гражданами, лицами, не имеющими гражданства и иностранными лицами) требований природоохранительного законодательства, нормативных правовых актов, экологических норм, правил и других нормативных документов по охране окружающей природной среды.
Главная задача экологического контроля – выявление любых изменений качества окружающей природной среды и поддержание его на установленном уровне. Качество окружающей природной среды измеряется научно обоснованными показателями, установленными в государственных стандартах на различные виды природных ресурсов, природных объектов и комплексов.
Государственные стандарты, конкретизируя содержание требований законодательных норм, включают в себя технические правила и нормативы и в соответствии с закрепленной процедурой их утверждения облекаются в форму нормативно-правовых актов.
В системе показателей качества окружающей природной среды выделяют нормативы, которые определяют:
а) предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде и других природных объектах;
б) предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ в атмосферу и водоемы;
в) предельно допустимые уровни вредных воздействий – вибрации, электромагнитных излучений и т.д. 5
Перечисленные нормативы призваны бороться с загрязнением природного объекта одним видом загрязнителя. В действительности хозяйственная и иная деятельность одновременно действует на различные по величине и виду природные объекты и комплексы, загрязняя их вредными веществами и оказывая иное негативное воздействие.
Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов.
Выделяют
информационный, предупредительный
и карательный экологические
контроли. Информационный контроль, как
правило, предшествует двум другим и
сводится к сбору информации для
принятия предупредительных и властно-пресекательных
действий. Предупредительный контроль
проводится в целях предотвращения последствий
нарушения требований экологического
законодательства. Карательный контроль
выражается в применении мер государственного
принуждения к нарушителям.
2.3.
Виды экологического
контроля
В Российской Федерации осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны окружающей среды.
Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Перечень объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю в соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» № 7 – ФЗ от 10.01.2002 г., другими федеральными законами, определяется Правительством Российской Федерации.
Перечень должностных лиц федерального органа исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральные государственные инспектора в области охраны окружающей среды), устанавливается Правительством Российской Федерации.
Перечень
должностных лиц органов
Запрещается
совмещение функций государственного
контроля в области охраны окружающей
среды (государственного экологического
контроля) и функций хозяйственного
использования природных
Государственный экологический контроль на континентальном шельфе представляет собой систему мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и устранение нарушений применимых международных норм и стандартов или законов и правил Российской Федерации по защите минеральных и живых ресурсов.
Континентальный шельф Российской Федерации включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам Российской Федерации.
Государственный экологический контроль осуществляется специально уполномоченным на то федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации.
Порядок проведения государственного экологического контроля в закрытых (обособленных) военных городках, находящихся в ведении Службы, на иных подведомственных Службе территориях, проведения государственной экологической экспертизы объектов, сооружений и техники Службы, а также осуществления государственного контроля за использованием, охраной, защитой и воспроизводством лесов, находящихся на закрепленных за Службой земельных участках, определяется Правительством Российской Федерации.
Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Субъекты
хозяйственной и иной деятельности
обязаны предоставить сведения об организации
производственного
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.
Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством.
Результаты
общественного контроля в области
охраны окружающей среды (общественного
экологического контроля), представленные
в органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению в порядке,
установленном законодательством.
3.
Правовой режим
особо охраняемых
природных объектов
3.1.
Понятие, виды и цели
образования особо охраняемых
природных территорий
Хотя
на всей территории государства устанавливается
в основном единый, общий правовой
режим природопользования, охраны природы
и отдельных природных
На основе анализа действующего законодательства можно выделить три категории особо охраняемых территорий: экологически неблагополучные территории (зоны чрезвычайной экологической ситуации, зоны экологического бедствия); разного рода санитарные и защитные зоны (санитарно-защитные зоны, создаваемые между предприятиями и жилыми домами; водоохранные зоны (полосы) рек, озер и водохранилищ; округа санитарной (горно-санитарной) охраны курортов и лечебно-оздоровительных местностей; зоны санитарной охраны источников водоснабжения; запретные полосы лесов по берегам водных объектов и др.) и особо охраняемые природные территории в собственном смысле. Каждая из названных категорий имеет свой правовой режим, определяемый с учетом целей, для которых соответствующие территории объявляются особо охраняемыми.
Общественная потребность выделения данной категории территорий и объектов для особой охраны определяется рядом причин и интересов. При ретроспективной оценке развития правовых мер относительно выделения территорий особой охраны в России можно определить основные из них — экологические, экономические, рекреационные, здравоохранительные, научные, культурные.
Объявление особого режима использования и охраны природных ресурсов на отдельных территориях получило в России название заповедования («заповедный» — неприкосновенный, запретный). Объявление территории или природных объектов заповедными означало установление ограничения или полного запрета их использования. Заповедование как способ охраны природы и решения иных государственных задач развивалось в России давно. Потребность в этом появилась несколько веков назад. Уже с XVI в. был установлен заповедный характер оборонительных лесных засек, которые служили средством защиты от набегов татар. («Засека» — преграда из срубленных и наваленных деревьев.) Законодательством того времени строго запрещалась вырубка деревьев в засечной черте. Такие леса охранялись специальными сторожами. 6
Заповедование служило средством защиты экономических интересов государства. Так, именно казенные интересы заставили Московское правительство объявить заповедными с середины XVII в. целые районы Сибири. Это было связано с тем, что соболиный промысел становился хищническим и при добыче свыше трети осенней численности соболей прекращался их естественный рост. Соболиная охота в этих местах запрещалась.