Эколого-правовой статус человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 10:24, реферат

Описание

Под экологическими правами человека понимаются узаконенные, имеющие правовые основания притязания индивида на природу (или ее отдельные ресурсы), связанные с удовлетворением или возможным удовлетворением его разнообразных потребностей при взаимодействии с ней и обеспечением такого удовлетворения. В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайне низкой эффективности природоохранительной деятельности государства законодательное, особенно конституционное закрепление экологических прав имеет для России большое политическое и юридическое значение. Признав экологические права граждан, Российское государство сделало первый шаг в направлении создания правового государства, подтвердило намерение построить его.

Работа состоит из  1 файл

эк права.docx

— 50.07 Кб (Скачать документ)

--------------------------------

<51> Ведомости Верховного Совета  СССР. 1991. N 37. Ст. 1083.

 

Конституция устанавливает также  право каждого на жизнь (ст. 20). Право  на жизнь объединяет с правом на благоприятную окружающую среду  то, что первое, несомненно, связано  с состоянием окружающей среды, в  которой проживает человек. Жизнь  людей не должна укорачиваться из-за игнорирования экологических требований. По оценкам Всемирной организации  здравоохранения, состояние здоровья человека до 80% определяется условиями  среды его обитания. Как сообщает Росстат, средняя продолжительность  жизни мужчин в России в 2007 г. составила 59 лет. Есть основания предположить, что годы жизни укорочены, наряду с другими причинами, из-за деградации окружающей среды.

В той части, в какой право  на жизнь связано с охраной  природной среды, оно может защищаться способами и средствами, предусмотренными российским законодательством о  защите экологических прав граждан. Право на жизнь объективно будет  обеспечиваться и защищаться посредством обеспечения соблюдения и защиты права на благоприятную окружающую среду.

Субъектами права на благоприятную  окружающую среду являются граждане России и иностранные граждане, находящиеся  на территории РФ.

Для обеспечения наиболее эффективного соблюдения и защиты права на благоприятную  окружающую среду большое теоретическое  и практическое значение имеет определение  его содержания.

Определение понятия "благоприятная  окружающая среда" дано в Федеральном  законе "Об охране окружающей среды". В соответствии с Законом благоприятная  окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных  объектов. С моей точки зрения, данное определение страдает рядом дефектов. Благоприятную окружающую среду целесообразно определять через ее характеристику не качества, а состояния. Последнее понятие - более широкое, оно включает как качественные, так и количественные характеристики окружающей среды. Характеристика качества не учитывает количественные аспекты состояния природы. Данное легальное определение не содержит юридических критериев благоприятного состояния среды, которые могли бы прояснить правовые аспекты обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов. Устойчивое функционирование естественных экологических систем и природных объектов - понятие естественных наук, привнесенное в Закон без какого-либо пояснения.

Кроме законодательного, имеется достаточно обоснованное научное определение  понятия благоприятной окружающей среды. Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует установленным в экологическом законодательстве требованиям, касающимся чистоты (незагрязненности), ресурсоемкости (неистощимости), экологической устойчивости, видового разнообразия, эстетического богатства, сохранения уникальных (достопримечательных) объектов природы, сохранения естественных экологических систем, использования природы с учетом допустимого экологического и техногенного риска.

В законодательстве содержатся юридически значимые критерии оценки благоприятного состояния окружающей среды и  соответственно соблюдения данного  субъективного права. Прежде всего, юридическими критериями служат нормативы  качества окружающей среды и нормативы  предельно допустимых вредных воздействий  на окружающую среду, предусмотренные  Федеральным законом "Об охране окружающей среды", иными актами экологического законодательства. Такие нормативы  направлены преимущественно на обеспечение  чистоты окружающей среды, что является лишь одной, хотя и важной характеристикой  благоприятного состояния окружающей среды.

Критериями оценки благоприятного состояния окружающей среды с  точки зрения ресурсоемкости (неистощимости) природных богатств являются нормативные  требования по использованию (изъятию) природных ресурсов, установленные  Законом "Об охране окружающей природной  среды", актами земельного, горного, водного, лесного и иного природоресурсного  законодательства.

Поддержание благоприятного состояния  окружающей среды с целью сохранения видового разнообразия, удовлетворения эстетических и иных потребностей человека обеспечивается созданием особо  охраняемых природных территорий и  объектов, рекреационных зон и  иных территорий и установлением  в законодательстве их правовых режимов.

Право на благоприятную окружающую среду - одно из фундаментальных и  всеобъемлющих субъективных прав человека и гражданина, затрагивающее основы его жизнедеятельности, связанные  с поддержанием нормальных экологических, экономических, эстетических и иных условий его жизни. Другие экологические  права граждан - требовать предоставления своевременной, полной и достоверной  информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране, на возмещение вреда, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, предусмотренные  Конституцией РФ и иными законами, по существу, служат средствами реализации права на благоприятную окружающую среду.

 

4. Права общественных  экологических формирований

 

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и защищать свои экологические  права возрастают при объединении  усилий путем создания экологических  организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.

Полномочия общественных экологических  объединений в области охраны окружающей природной среды предусмотрены  рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в  ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха" также содержит отдельную  статью по правам граждан, юридических  лиц и общественных объединений  в области охраны атмосферного воздуха (ст. 29). Эти права были названы  выше при рассмотрении прав граждан.

В России создано более 1000 общественных экологических формирований, осуществляющих многообразную полезную деятельность.

Одним из примеров реализации прав общественных объединений в области охраны окружающей среды может служить  опротестование Российским социально-экологическим  союзом в Вологодском областном  арбитражном суде решения вологодских  властей о строительстве на территории Национального природно-исторического  парка "Русский Север", образованного  Правительством РФ в марте 1992 г., полигона для хранения твердых отходов. В марте 1996 г. суд удовлетворил иск общественной организации.

По иску партии "зеленых" к  Правительству Ленинградской области  суд признал незаконным выделение  участка под садоводческие хозяйства  на территории, прилегающей к заказнику "Линдуловская роща". Эти земли, полученные ПО "Союз" с благословения областных правителей, оказались по соседству со знаменитой корабельной рощей, находящейся под охраной ЮНЕСКО, где сохранились сибирские лиственницы, посаженные еще в 1738 г. Партия "зеленых", на чьей стороне было общество охраны природы, указывала на факты варварского уничтожения ценных деревьев под будущие дачи под удобным предлогом "сантехнических вырубок" <52>.

--------------------------------

<52> Известия. 1996. 19 янв.

 

Успешно для российского отделения  Гринпис и населения Красноярского  края завершилось рассмотрение иска его представителей к Президенту России о признании незаконным пункта Указа от 25 января 1995 г. "О государственной поддержке структурной перестройки и конверсии атомной промышленности в г. Железногорске Красноярского края", противоречащего российскому природоохранительному законодательству, разрешающего горнохимическому комбинату принимать из-за границы отработавшее ядерное топливо АЭС, построенных по зарубежным проектам. Президент разрешил ввоз в Россию такого топлива под предлогом "временной выдержки". Фактически это означало ввоз на хранение зарубежных радиоактивных отходов, что противоречило ст. 50 Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

Ответчик в судебном заседании  признал, что строительство завода РТ-2, стоимостью в 4 млрд. долларов, практически  невозможно без импорта зарубежного  ядерного топлива. Таким образом, Минатом  России планировал зарабатывать на нарушении  природоохранительного законодательства.

 

5. Гарантии и  защита экологических прав человека

 

В Конституции России предусмотрена  система юридических гарантий экологических  прав человека и гражданина. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав:

- судебная защита прав и свобод;

- право обжалования в суд  решений и действий (бездействия)  органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных  лиц;

- право на получение квалифицированной  юридической помощи;

- право на возмещение государством  вреда, причиненного незаконными  действиями (или бездействием) органов  государственной власти или их  должностными лицами;

- право обращения в межгосударственные  органы по защите прав и  свобод, если исчерпаны все имеющиеся  внутригосударственные средства  правовой защиты. Как гарантию  права на достоверную информацию  о состоянии окружающей среды  можно рассматривать положение  п. 3 ст. 41 Конституции РФ об ответственности  должностных лиц за сокрытие  фактов и обстоятельств, создающих  угрозу для жизни и здоровья  людей.

Гарантируя судебную защиту прав и  свобод человека и гражданина, Конституция  РФ устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы  всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45). При этом важно, что могут  быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим  правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов  и лиц (ст. 46).

Наличие механизмов и процедур защиты экологических прав граждан - необходимое условие для того, чтобы провозглашенные права стали реальностью. Наличие механизмов создает юридические гарантии, обеспечивающие соблюдение, охрану и защиту экологических прав граждан.

Анализ действующего законодательства в области охраны окружающей среды  и прав человека и гражданина позволяет  выделить два основных способа защиты экологических прав граждан: а) самозащиту и б) защиту с помощью государственных  институтов, или государственную  защиту. Удельный вес каждого из этих способов в реальных механизмах защиты экологических прав граждан  в стране может зависеть от многих факторов, в том числе от степени  демократизации в области охраны окружающей среды, реального участия  граждан в подготовке и принятии экологически значимых решений и  контроле за их реализацией.

 

5.1. Защита экологических  прав человека

административным  способом и в общих судах

 

Для защиты экологических прав граждан  применяются административный и  судебный способы.

Нормативные основы регулирования  защиты установлены Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и  решений, нарушающих права и свободы  граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) и Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Закон "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих права  и свободы граждан" предусматривает  возможность административного  обжалования коллегиальных и  единоличных действий, решений или  бездействия государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы  гражданина; созданы препятствия  осуществлению гражданином его  прав и свобод; незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

В соответствии с Законом "О порядке  рассмотрения обращений граждан  Российской Федерации" гражданин  направляет письменное обращение непосредственно  в тот государственный орган, орган местного самоуправления или  тому должностному лицу, в компетенцию  которых входит решение поставленных в обращении вопросов. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение  которых не входит в компетенцию  данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий  орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении  вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение. Закон при  этом запрещает направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.

Обращение, поступившее в государственный  орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, подлежит обязательному  рассмотрению в течение 30 дней со дня  регистрации письменного обращения.

Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное  лицо:

- обеспечивает объективное, всестороннее  и своевременное рассмотрение  обращения, в случае необходимости  - с участием гражданина, направившего  обращение;

Информация о работе Эколого-правовой статус человека