Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:06, курс лекций
Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.
Природопользование - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.
Тема №1: « Введение в дисциплину»
1. Основные понятия и определения
Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.
Природопользование - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.
Экономика природопользования – совокупная характеристика экономической оценки природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды.
Охрана природы (ОХ) – меры по сохранению, рациональному использованию и воспроизводству природы земли.
ПДК (предельно допустимая концентрация) – это предельный уровень загрязнения, установленный Минздравом с целью охраны фауны, флоры и здоровья населения.
Предельно допустимые выбросы – это норма выброса в атмосферу по каждому источнику загрязнения.
Предельно допустимые сбросы – это норма выброса загрязняющих веществ в водные источники.
Плата за загрязнение среды – денежное возмещение предприятиями величины ущерба, нанесенного среде совокупного обитания человека.
2. Цели и задачи изучения дисциплины –
- представляют собой обеспечение знаний о природопользовании как о целостной системе, включающей оценку природно-ресурсного потенциала, рациональное природопользование, систему управления и платежей в природопользовании, оценку возможных эколого-экономических последствий техногенного воздействия, международное сотрудничество и другое, для обеспечения экономического и экологического благополучия человечества.
В результате изучения дисциплины студенты познают:
- сущность, структуру, тенденции и основные этапы развития рационального природопользования
- основные виды ПР (природных ресурсов) и проблемы освоения ресурсов на современном этапе развития обществе
- систему учета и оценки природных ресурсов
- систему управления природопользования в РФ
- действующую систему налогообложения за использование природных ресурсов
- теорию и практику реализации методов отраслевого обоснования размещения производства
- теория и практика применения методов эколого-экономической оценки последствий техногенного воздействия на природные ресурсы
- особенности и основные проблемы структурной перестройки хозяйства крупных мегаполисов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой
- место и роль России в системе современных международных экономических отношений
Состояние экономики страны на данном этапе развития не позволяет в необходимой степени осуществлять финансирование мероприятий, направленных на решение экологических проблем. Общеизвестно, что государство, находящееся на высоком уровне развития, является политическим, моральным и экономически подготовленным к ООС (охране окружающей среды). В развитых европейских странах – 3-5% от бюджетов страны, в России 0,1-0,3%!!!!!!
Налогообложение в экологии природопользования является составной частью налогообложения, при этом средства, поступающие в экологические фонды расходуются на следующие цели:
- строительство природоохранных объектов
- кредиты и ссуды на экологические цели
- внедрение экологически чистых технологий
- НИОКР в области ООС
- создание и совершенствование систем мониторинга ОС
Средства экологических фондов относятся к элементам экономического механизма природопользования.
Экологические платежи являются частью природо-ресурсных платежей и сборов, делятся на 2 вида:
- платежи за пользование ПР (за право пользования или сверхнормативное пользовании)
- платежи на воспроизводство природных ресурсов
К экологическим платежам также относятся платежи за загрязнение природной среды (нормативные, сверхнормативные, за размещение отходов).
К зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат поступления от следующих федеральных налогов:
1) экологические платежи – перечисляемые предприятиями, учреждениями в бесспорном порядке:
- 90% на спецсчета экологических фондов
- 10% в доход республиканского бюджета
2) платежи за пользование недрами в соответствии с НК РФ
3) платежи за пользование лесным фондом – 60% доходов
4) плата за пользование водными объектами - 60%
Обязательные и природо-ресурсные платежи являются составной частью системы финансов, регулируются нормами налогового, бюджетного, природо-ресурсного, экологического и иного законодательства и включены в налоговую систему.
Следует точно себе представлять, что сущность экологических платежей большее проявляется в регулирующем воздействии, нежели чем в фискальном, т.к. через систему льгот государство стимулирует природоохранную деятельность.
Тема №2: «Природно-ресурсынй потенциал России»
См. учебник стр. 129-190
1. Основные понятия и классификации природных ресурсов
Природные ресурсы – это элементы природы, часть совокупности природных условий, и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.
Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке.
Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда переходят в разряд природного сырья.
Запасы – более частная категория, чем сырье, связанная с конкретным временным периодом. Представляют собой оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатацией.
Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами. В этом качестве они на ряду с нефинансовыми производственными активами (основные оборотные фонды, ценности), а также нематериальными (патенты, авторские права) и финансовыми активами входят в объем национального богатства страны.
Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказание услуг и обеспечение жизни людей.
С учетом природного происхождения ресурсов, а также их огромного экономического значения имеются следующие классификации:
1) природная:
Минеральные (природные ресурсы), водные, земельные (в т.ч. почвенные, растительные, климатические, ресурсы животного мира, энергии природных процессов (солнечное излучение, энергия ветра).
2) экологическая – основана на признаках исчерпаемости и возобновимости их запасов. При этом выделяют, с точки зрения возможного хозяйственного изъятия:
- неисчерпаемые,
- исчерпаемые (невозобновимые) – минеральные ресурсы
- исчерпаемые возобновимые (флора, фауна, водные ресурсы).
3) ресурсы с точки зрения возможности хозяйственного использования
3.1. по техническим возможностям:
- реальные и потенциальные (прогнозные);
3.2. по экономической целесообразности замены различают
- заменимые (топливо)
- незаменимые (атмосферный воздух, пресные воды и прочее)
3.3. по направлениям и видам хозяйственного использования, т.е. отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы.
Подгруппа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, использованного промышленностью:
3.3.1. энергетические (нефть, газ, уголь - горючие полезные ископаемые; гидроэнергоресурсы; источники биоэнергии; источники ядерной энергии).
3.3.2. Неэнергетические природные ресурсы:
- полезные ископаемые (за исключением горючих полезных ископаемых)
- воды, используемые для промышленного производства
- земли, занятые промышленными объектами
- лесные ресурсы
- биологические ресурсы промышленного значения
К ресурсам непроизводственной сферы относятся ресурсы, изымаемые из природной среды, а также ресурсы рекреационного хозяйства, заповедных территорий и т.п.
Наряду с вышеизложенными классификациями широко используется геолого-экономиечская классификация полезных ископаемых, отдельные показатели:
- топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, уран)
- черные лидирующие и тугоплавкие металлы
- благородные металлы – золото, серебро
- химическое и органомическое сырье
- техническое сырье
В практико-экономической оценки природных ресурсов выделяют 2 категории: материальные и экологические (средозащитные).
Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования групп ресурсов и их генетические характеристики, возможности хозяйственного использования и сделать выводы о направлениях их хозиспользования и охраны.
2. «Минеральные ресурсы» - этот термин включает в себя все полезные для людей неживые, встречающиеся в природе вещества неорганического или органического происхождения (нефть, природный газ и т.п.)
Количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас. Запасы подсчитываются по месторождениям на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, при этом выявлены и экономически оцененные запасы подлежат госучету. Существует раздельный госучет запасов полезных ископаемых:
1) разрабатываемых
2) вводимых в эксплуатацию
3) намечаемых в разработке
4) запасы резервных (разведанных и оцененных).
По экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подразделяются на:
- балансовые - запасы, использование которых экономически выгодно и удовлетворяет кондициям, установленным для подсчета запасов в недрах.
- забалансовые - запасы, отвечающие требованиям, предъявляемые к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно или экономически-нецелесообразно.
Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами и составляют национальное богатство страны
В практике отечественной мосстатистики ПР учитываются в натуральном выражении (тонны, куб.метры) в виде кадастровой формы, которая является общепризнанной в мире.
В РФ имеют место виды кадастров ПР:
1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; включают данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель и экономической оценки земли
2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях.
3. лесной кадастр – систематизированный свод об экологических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.
4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, содержит геологоэкономичекскую оценку и сведения о проявлениях полезных ископаемых.
Тема №3: «Система управления природопользования в России».
1. Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде. «Политика» - понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения поставленной цели. Следует иметь в виду что появление термина экополитика свидетельствует о призвание обществом 3измерения политики – экологической, а также необходимости рассматривать экономические, социальные и экологические цели и задачи государства как единую систему.
Иерархия политики по Рейнерсу состоит из 4 уровней:
- международно-глобальная экополитика
- региональная политика
- национальная
- локальная
Цели и задачи экополитика: устанавливаются на глобальном и национальном уровне. На национальном и региональном уровне используются понятия стратегических целей. В РФ это:
1. учет экологических и природно-географических условий, конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны.
2. сохранения генетического здоровья населения
3. рациональное использование природно-ресурсного потенциала
4. сохранение биоразнообразия
Инструменты экополитики.
На основании указанных направлений определяются механизмы реализации и конкретные меры, т.е. инструменты экополитики, которые подразделяются на нефискальные и фискальные.
Нефискальные – правовое обеспечение, экологическое нормирование, экологическое образование и другое.
Фискальные (непосредственно связанные с финансами) – обусловлены с одной стороны либо государственными доходами (лицензии, налоги, платежи, сборы), с другой стороны – государственными издержками (госфинансирование природно-охранных мероприятий, экологических программ и др.).