Экономика природопользования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:06, курс лекций

Описание

Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.
Природопользование - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.

Работа состоит из  1 файл

экономика природопольз.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)


 

Тема №1: « Введение в дисциплину»

1.       Основные понятия и определения

Экономика – это общественная наука, оптимальным образом распределяющая ресурсы, в условиях их ограниченности.

Природопользование  - это удовлетворение человеческих потребностей за счет использования отдельных компонентов природы.

Экономика природопользования – совокупная характеристика экономической оценки природных ресурсов и ущерба от загрязнения окружающей среды.

Охрана природы (ОХ) – меры по сохранению, рациональному использованию и воспроизводству природы земли.

ПДК (предельно допустимая концентрация) – это предельный уровень загрязнения, установленный Минздравом с целью охраны фауны, флоры и здоровья населения.

Предельно допустимые выбросы – это норма выброса в атмосферу по каждому источнику загрязнения.

Предельно допустимые сбросы – это норма выброса загрязняющих веществ в водные источники.

Плата за загрязнение среды – денежное возмещение предприятиями величины ущерба, нанесенного среде совокупного обитания человека.

2.       Цели и задачи изучения дисциплины –

- представляют собой обеспечение знаний о природопользовании как о целостной системе, включающей оценку природно-ресурсного потенциала, рациональное природопользование, систему управления и платежей в природопользовании, оценку возможных эколого-экономических последствий техногенного воздействия, международное сотрудничество и другое, для обеспечения экономического и экологического благополучия человечества.

В результате изучения дисциплины студенты познают:

- сущность, структуру, тенденции и основные этапы развития рационального природопользования

- основные виды ПР (природных ресурсов) и проблемы освоения ресурсов на современном этапе развития обществе

- систему учета и оценки природных ресурсов

- систему управления природопользования в РФ

- действующую систему налогообложения за использование природных ресурсов

- теорию и практику реализации методов отраслевого обоснования размещения производства

- теория и практика применения методов эколого-экономической оценки последствий техногенного воздействия на природные ресурсы

- особенности и основные проблемы структурной перестройки хозяйства крупных мегаполисов с высокой концентрацией производительных сил и большой антропогенной нагрузкой

- место и роль России в системе современных международных экономических отношений

Состояние экономики страны на данном этапе развития не позволяет в необходимой степени осуществлять финансирование мероприятий, направленных на решение экологических проблем. Общеизвестно, что государство, находящееся на высоком уровне развития, является политическим, моральным и экономически подготовленным к ООС (охране окружающей среды). В развитых европейских странах – 3-5% от бюджетов страны, в России 0,1-0,3%!!!!!!

Налогообложение в экологии природопользования является составной частью налогообложения, при этом средства, поступающие в экологические фонды расходуются на следующие цели:

- строительство природоохранных объектов

- кредиты и ссуды на экологические цели

- внедрение экологически чистых технологий

- НИОКР в области ООС

- создание и совершенствование систем мониторинга ОС

Средства экологических фондов относятся к элементам экономического механизма природопользования.

Экологические платежи являются частью природо-ресурсных платежей и сборов, делятся на 2 вида:

- платежи за пользование ПР (за право пользования или сверхнормативное пользовании)

- платежи на воспроизводство природных ресурсов

К экологическим платежам также относятся платежи за загрязнение природной среды (нормативные, сверхнормативные, за размещение отходов).

К зачислению в бюджеты субъектов РФ подлежат поступления от следующих федеральных налогов:

1) экологические платежи – перечисляемые предприятиями, учреждениями в бесспорном порядке:

- 90% на спецсчета экологических фондов

- 10% в доход республиканского бюджета

2) платежи за пользование недрами в соответствии с НК РФ

3) платежи за пользование лесным фондом – 60% доходов

4) плата за пользование водными объектами  - 60%

Обязательные и природо-ресурсные платежи являются составной частью системы финансов, регулируются нормами налогового, бюджетного, природо-ресурсного, экологического и иного законодательства и включены в налоговую систему.

Следует точно себе представлять, что сущность экологических платежей большее проявляется в регулирующем воздействии, нежели чем в фискальном, т.к. через систему льгот государство стимулирует природоохранную деятельность.

 

Тема №2: «Природно-ресурсынй потенциал России»

См. учебник стр. 129-190

1.       Основные понятия и классификации природных ресурсов

Природные ресурсы – это элементы природы, часть совокупности природных условий, и важнейшие компоненты природной среды, которые используются (могут быть использованы) при данном уровне развития производительных сил для удовлетворения разнообразных потребностей общества и общественного производства.

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, в процессе которого они подвергаются эксплуатации и последующей переработке.

Природные ресурсы, лишенные природных связей в результате воздействия труда переходят в разряд природного сырья.

Запасы – более частная категория, чем сырье, связанная с конкретным временным периодом. Представляют собой оцененную часть сырья, которую человек в состоянии использовать на базе достигнутых технологических, экономических и социальных условий в соответствии с очередностью их промышленной эксплуатацией.

Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами. В этом качестве  они на ряду с нефинансовыми производственными активами  (основные оборотные фонды, ценности), а также нематериальными (патенты, авторские права) и финансовыми активами входят в объем национального богатства страны.

Национальное богатство – совокупность ресурсов страны, составляющих необходимое условие производства товаров, оказание услуг и обеспечение жизни людей.

С учетом природного происхождения ресурсов, а также их огромного экономического значения имеются следующие классификации:

1) природная:

Минеральные (природные ресурсы), водные, земельные (в т.ч. почвенные, растительные, климатические, ресурсы животного мира, энергии природных процессов (солнечное излучение, энергия ветра).

2) экологическая – основана на признаках исчерпаемости и возобновимости их запасов. При этом выделяют, с точки зрения возможного хозяйственного изъятия:

- неисчерпаемые,

- исчерпаемые (невозобновимые) – минеральные ресурсы

- исчерпаемые возобновимые (флора, фауна, водные ресурсы).

3) ресурсы с точки зрения возможности хозяйственного использования

   3.1. по техническим возможностям:

     - реальные и потенциальные (прогнозные);

    3.2. по экономической целесообразности замены различают

     - заменимые (топливо)

     - незаменимые (атмосферный воздух, пресные воды и прочее)

    3.3. по направлениям и видам хозяйственного использования, т.е. отнесение их к различным секторам материального производства или непроизводственной сферы.

Подгруппа ресурсов промышленного производства включает все виды природного сырья, использованного промышленностью:

3.3.1. энергетические (нефть, газ, уголь - горючие полезные ископаемые; гидроэнергоресурсы; источники биоэнергии; источники ядерной энергии).

3.3.2. Неэнергетические природные ресурсы:

- полезные ископаемые (за исключением горючих полезных ископаемых)

- воды, используемые для промышленного производства

- земли, занятые промышленными объектами

- лесные ресурсы

- биологические ресурсы промышленного значения

К ресурсам непроизводственной сферы относятся ресурсы, изымаемые из природной среды, а также ресурсы рекреационного хозяйства, заповедных территорий и т.п.

Наряду с вышеизложенными классификациями широко используется геолого-экономиечская классификация полезных ископаемых, отдельные показатели:

- топливно-энергетическое сырье (нефть, газ, уголь, уран)

- черные лидирующие и тугоплавкие металлы

- благородные металлы – золото, серебро

- химическое и органомическое сырье

- техническое сырье

В практико-экономической оценки природных ресурсов выделяют 2 категории: материальные и экологические (средозащитные).

Использование различных классификаций позволяет выявить закономерности формирования групп ресурсов и их генетические характеристики, возможности хозяйственного использования и сделать выводы о направлениях их хозиспользования и охраны.

2. «Минеральные ресурсы» - этот термин включает в себя все полезные для людей неживые, встречающиеся в природе вещества неорганического или органического происхождения (нефть, природный газ и т.п.)

Количественной характеристикой минеральных ресурсов является их запас. Запасы подсчитываются по месторождениям на основании результатов геологоразведочных и эксплуатационных работ, при этом выявлены и экономически оцененные запасы подлежат госучету. Существует раздельный госучет запасов полезных ископаемых:

1)      разрабатываемых

2)      вводимых в эксплуатацию

3)      намечаемых в разработке

4)      запасы резервных (разведанных и оцененных).

По экономическому значению запасы твердых полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подразделяются на:

- балансовые - запасы, использование которых экономически выгодно и удовлетворяет кондициям, установленным для подсчета запасов в недрах.

- забалансовые - запасы, отвечающие требованиям, предъявляемые к балансовым запасам, но использование которых на момент оценки невозможно или экономически-нецелесообразно.

Природные ресурсы (земля, богатства недр, естественные биологические и подземные водные ресурсы) являются непроизведенными материальными активами и составляют национальное богатство страны

В практике отечественной мосстатистики ПР учитываются в натуральном выражении (тонны, куб.метры) в виде кадастровой формы, которая является общепризнанной в мире.

В РФ имеют место виды кадастров ПР:             

1. земельный кадастр – свод сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель; включают данные регистрации землепользователей, учета количества и качества земель и экономической оценки земли

2. водный кадастр – систематизированный свод данных о водных объектах, об их водных ресурсах, использовании водных объектов, водопользователях.

3. лесной кадастр – систематизированный свод об экологических, экономических и иных характеристиках лесного фонда.

4. кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых – свод сведений по каждому месторождению, содержит геологоэкономичекскую оценку и сведения о проявлениях полезных ископаемых.

Тема №3: «Система управления природопользования в России».

1. Экологическая политика – это политика по отношению к окружающей природной среде. «Политика» - понимают науку о целях и задачах государства и о средствах, которые необходимы для достижения поставленной цели. Следует иметь в виду что появление термина экополитика свидетельствует о призвание обществом 3измерения политики – экологической, а также необходимости рассматривать экономические, социальные и экологические цели и задачи государства как единую систему.

Иерархия политики по Рейнерсу состоит из 4 уровней:

- международно-глобальная экополитика

- региональная политика

- национальная

- локальная

Цели и задачи экополитика: устанавливаются на глобальном и национальном уровне. На национальном и региональном уровне используются понятия стратегических целей. В РФ это:

1.       учет экологических и природно-географических условий, конкретных территорий при решении проблем развития экономики страны.

2.       сохранения генетического здоровья населения

3.       рациональное использование природно-ресурсного потенциала

4.       сохранение биоразнообразия

Инструменты экополитики.

На основании указанных направлений определяются механизмы реализации и конкретные меры, т.е. инструменты экополитики, которые подразделяются на нефискальные и фискальные.

Нефискальные – правовое обеспечение, экологическое нормирование, экологическое образование и другое.

Фискальные (непосредственно связанные с финансами) – обусловлены с одной стороны либо государственными доходами (лицензии, налоги, платежи, сборы), с другой стороны – государственными издержками (госфинансирование природно-охранных мероприятий, экологических программ и др.).

Информация о работе Экономика природопользования