Концепции взаимодействия природы и общества,экологический кризис,предмет экологического права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:51, реферат

Описание

Форма взаимодействия общества и природы во все времена привлекала внимание различных философов. Жизнь в согласии с природой — один из главных принципов жизни на Земле. На современном этапе тенденции этого взаимодействия можно охарактеризовать как антропогенный экоцид — разрушение людьми экологической жизни на Земле, в том числе и условий собственного существования.

Работа состоит из  1 файл

семинар экологическое право.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

В 70-е годы прошел процесс бурной кодификации природоресурсного  законодательства, начиная от земельного и кончая горным, а в начале 80-х  годов в соответствии с Основами были приняты Земельный, Водный, Лесной кодексы и Кодекс о недрах РСФСР, появились и два важнейших природоохранительных закона – Закон РСФСР об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. В результате относительно стройной системой законодательства было охвачено правовое регулирование практически всей окружающей природной среды. Эта целостность правового регулирования повлекла за собой и изменения во взгляде на земельное право как учебную дисциплину.

В частности, было принято решение перейти к  преподаванию не земельного права в  широком смысле, а нового предмета – курса природоресурсового права и правовой охраны окружающей среды, в связи с чем не замедлили появиться на свет специальные учебные пособия и учебники.

Однако учебный курс не является консервативным, он непрерывно развивается, стимулируя углубление научных исследований. Природоресурсовый подход к правовому регулированию не гарантирует безопасности природе, поскольку вне правового регулирования остаются экологические связи природных объектов между собой и экосвязи друг с другом (поресурсовый же подход диктуется экономическими интересами общества, игнорируя интересы обеспечения экологической целостности окружающей среды). Вскоре после этого появились пособия по экологическому праву, а с 1988 г. в учебную программу экологических вузов была включена новая дисциплина «Экологическое право» и был издан первый в России учебник.

В соответствии с общероссийским классификатором специальностей научной  квалификации в разделе «Юридические науки» отдельно выделяется: природоресурсное право, аграрное право, экологическое право. А в Классификаторе правовых актов, утвержденном Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. N 511 (с изм. от 5 октября 2002 г.) акты как природоресурсного, так и природоохранного порядка объединены в разделе актов «Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды». Конституция РФ в ст. 72 по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ отдельно перечисляет земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды. Таким образом, отдельного «экологического законодательства» в утвержденных нормативных актах не выделяется. Но экологическое право является самостоятельной юридической наукой, и включать в себя эта наука должна в том числе вышеуказанное законодательство. Выделение на сегодня самостоятельной юридической науки природоресурсного права и экологического права одновременно, на наш взгляд, дискуссионно. Практически природоресурсное право на сегодня отдельно от экологического права преподается только в виде земельного права, аграрного права. Ни лесное право, ни водное право, ни право пользования животным миром не включены в самостоятельные отраслевые юридические дисциплины для изучения в высших учебных заведениях.

В качестве предпосылок становления  и функционирования экологического права можно отбирать разные по масштабам, сфере проявления, значению, силе влияния и эффективности воздействия факторы социальной, экономической, политической и правовой жизни. Такой отбор зависит во многом от целей его проведения, частично – от подхода к понятию данной отрасли права, от определения этапов ее развития. Решающими на любом этапе и вне зависимости от широкого или узкого понимания предмета правового регулирования являются: во-первых, социально-экологический кризис и во-вторых, государственная экологическая политика.

Вопросы политики, экономики  и экологии тесно взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Развитие науки  зависит от тенденций в законодательстве, и наоборот. Только при комплексном  изучении всех этих вопросов одновременно можно дождаться положительного эффекта, исключения ошибок, расстановки правильных приоритетов. В рамках Экологической доктрины Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 31 августа 2002 г. N 1225-р) отмечена задача создания эффективного правового механизма обеспечения сохранения природной среды и экологической безопасности, а также совершенствования правоприменительной практики в целях обеспечения адекватной ответственности за экологические правонарушения и ее неотвратимости, для чего необходимо, в том числе устранить противоречия между природно-ресурсными и природоохранными нормами законодательства Российской Федерации, а также между законодательством в области охраны окружающей среды и нормами иных отраслей права.

 

4  Экологические отношения как предмет экологического права: понятие, особенности, структура.

Экологические отношения как предмет экологического права

Экологическое право  — это отрасль российского права, представляющая собой систему норм права, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы. Данное определение основано на преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» , в которой отмечается: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации».

Предмет экологического права  — общественные отношения в области охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности. Отличие предмета экологического права от предметов смежных отраслей — земельного, горного, водного, лесного, одной из основных задач которых также является охрана и рациональное использование окружающей природной среды, — заключается в том, что первое осуществляет регулирование отношений по рациональному использованию и охране окружающей природной среды в целом, иные же отрасли регулируют отношения, касающиеся отдельных природных объектов — земли, недр, вод, лесов и др.

Источником основополагающих принципов экологического права  является Конституция РФ . Данный комплекс конституционных норм выделяет в качестве особой конституционную функцию охраны окружающей среды, устанавливает общеправовые принципы приоритета охраны природы, закрепляет ответственность нынешнего поколения перед будущим, а также предусматривает экологический суверенитет страны, устанавливая конституционный правопорядок. Основные принципы экологического права перечислены в ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» . Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

  • соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;
  • обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;
  • научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;
  • охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях;
  • платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде;
  • независимость контроля в области охраны окружающей среды;
  • презумпция экологической опасности  планируемой хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды;
  • учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
  • приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
  • допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
  • обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды с использованием наилучших существующих технологий при учете экономических и социальных факторов;
  • обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
  • сохранение биологического разнообразия;
  • обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности;
  • запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством;
  • ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры;
  • участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
  • международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

 

 

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Экологические отношения - самостоятельная область общественных отношений, которые развиваются в процессе взаимодействия общества и природы.

Взаимодействие  общества и природы исторически  подразделяется на две подсистемы, существующие в единстве и борьбе противоречий:

  • экологическую;
  • экономическую.

Экономическая подсистема направлена на потребление природных ресурсов как источников продовольствия и сырья, на использование природной среды в качестве места и средства жизни. Она выражает экономические интересы общества, олицетворяющие потребительское отношение к природе.

Экологическая подсистема выражает потребности общества и отдельного человека в чистой, здоровой и благоприятной для жизни окружающей природной среде.

Экологические отношения вторичны по своему происхождению. Они возникают как защитная реакция на появление отрицательных последствий экономической деятельности человека по использованию природы.

Формы экологических отношений:

  1. охрана природы (сохранение естественных экосистем, памятников природы, заповедников).
  2. рациональное использование природных ресурсов, которое сочетает экономное использование природных ресурсов с учетом требований охраны окружающей природной среды.
  3. оздоровление и улучшение окружающей человека природной среды.

 
Виды экологических  отношений:

  • природоохранительные;
  • природноресурсовые.

Природоохранительные  отношения возникают в связи с охраной природных объектов в комплексе их взаимосвязи с экологической средой. Непосредственными объектами охраны здесь выступают природная среда как совокупность экологических систем, отдельные природные комплексы и территории.

Природноресурсовые  отношения — отраслевые. Они складываются применительно к отдельным охраняемым природным объектам, природным ресурсам, которые служат источниками удовлетворения экономических потребностей. В данном аспекте они включают:

  • земельноохранительные;
  • отношения по охране недр;
  • лесоохранные;
  • водоохранные;
  • отношения по охране животного мира;
  • отношения по охране атмосферного воздуха.

 
Для этих отношений характерна двойная  связь. С одной стороны, выполняя охранительные задачи, они входят в состав экологических отношений. С другой — образуют органическое целое с отношениями в области рационального использования земель, недр, вод, лесов и т.д.

Объектом правового  регулирования со стороны государства  являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Правоотношение  является сложным социальным образованием, имеющим определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство.

 
Участники экологических правоотношений выступают в них в качестве:

  1. носителей экологических прав и обязанностей;
  2. субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях — собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
  3. лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

 
Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности  их участников.

Объект экологических  отношений - общественно значимые природные  ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения, а также действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Отражая реализуемые  на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию  общественных отношений в сфере  взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

  1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);
  2. природные комплексы;
  3. отдельные природные объекты или ресурсы;
  4. действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Информация о работе Концепции взаимодействия природы и общества,экологический кризис,предмет экологического права