6 Система экологического
права как отрасли права
Экологическое
право как одна из отраслей российского права
представляет собой систему
норм экологического права, принципов
и особенностей правового регулирования
экологических отношений, основных институтов
экологического права, государственного
регулирования экологических отношений,
прав собственности на природные ресурсы,
юридической ответственности за экологические
правонарушения и др.
Экологическое
право как наука
— это система научных знаний
об экологическом праве как отрасли права,
его предмете, методе, принципах правового
регулирования экологических отношений,
истории развития, его основных институтах,
сравнительно-правовой анализ зарубежных
стран.
Экологическое
право как учебная дисциплина
представляет собой систему
знаний о правовом регулировании взаимодействия
человека и общества с окружающей средой,
обязательных к изучению в соответствующих
учебных заведениях, в первую очередь,
юридических.
Рассмотренные
три системы экологического права
как отрасли права, как науки
и как учебной дисциплины совпадают.
Она делится на Общую, Особенную и Специальную
части.
В Общей части экологического права содержатся
институты и положения, которые имеют
значение для всего экологического права:
- предмет и методы в экологическом праве;
- источники экологического права;
- экологические правоотношения;
- право собственности и иные права на природные ресурсы;
- право природопользования;
- государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды;
- экологическая экспертиза;
- экономико-правовой механизм природопользования и охраны окружающей среды;
- юридическая ответственность за нарушение экологического законодательства.
К Особенной части относится правовое регулирование
использования и охраны земель, вод, атмосферного
воздуха, недр, лесов, животного мира, особо
охраняемых природных территорий и объектов,
правовое регулирование обращения с опасными
радиоактивными веществами и твердыми
отходами, особо охраняемых территорий,
лесного фонда, водного фонда и др.
Специальная
часть экологического права посвящается
основным чертам международной правовой
охраны окружающей природной среды, сравнительно-правовому
анализу отечественного и зарубежного
экологического права.
Принципы экологического
права
Принципы экологического права
составляют основу рассматриваемой
отрасли, а их соблюдение может служить
мерилом правового и социального характера
государства, эффективности всей деятельности
по обеспечению рационального природопользования
и охраны окружающей среды, защите экологических
прав и законных интересов человека и
гражданина, обеспечению экологической
безопасности. Экологическое право основано
как на общих принципах российского права,
так и на принципах данной отрасли (отраслевых).
Основные отраслевые принципы экологического
права определены в ст.3 Федерального закона
"Об охране окружающей среды" 2002 г.
- Этим Законом установлено, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую
среду, должна осуществляться на основе
следующих принципов:
- соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду;
- обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека;
- научно обоснованнго сочетания экологических, экономических и социальных интересов
человека, общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды;
- охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды
и экологической безопасности;
- ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической
безопасности на соответствующих территориях;
- платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде;
- независимости контроля в области охраны окружающей среды;
- презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- обязательность проведения государственной экологической экспертизы проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказать негативное
воздействие на окружающую среду, создать
угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;
- учета природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
- допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды;
- обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических
и социальных факторов;
- обязательности участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и
иных некоммерческих объединений, юридических
и физических лиц;
- сохранения биологического разнообразия;
- обеспечения интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности,
осуществляющим такую деятельность или
планирующим осуществление такой деятельности;
- запрещения хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести
к деградации естественных экологических
систем, изменению и (или) уничтожению
генетического фонда растений, животных
и других организмов, истощению природных
ресурсов и иным негативным изменениям
окружающей среды;
- соблюдения права каждого на получение
достоверной информации о состоянии окружающей
среды, а также участия граждан в принятии
решений, касающихся их прав на благоприятную
окружающую среду, в соответствии с законодательством;
- ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей
среды;
- организации и развития системы экологического образования, воспитания и формирования экологической культуры;
- участия граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды;
- международного сотрудничества Российской Федерации в области охраны окружающей среды.
Приведенный перечень принципов не
является ни исчерпывающим, ни полным.
Процесс формирования принципов
экологического права продолжается
параллельно с совершенствованием
и дальнейшим развитием российского экологического
законодательства. Доказательством этого
может служить увеличение числа отраслевых
принципов российского законодательства
с шести (по Закону "Об охране окружающей
природной среды" 1991 г.) до двадцати
трех (по Федеральному закону "Об охране
окружающей среды" 2002 г.).
Принципы экологического
права
Принципы права
представляют собой руководящие
положения, в соответствии с которыми
строится вся отрасль права, основные
начала, выражающие его сущность и
социальное назначение. Принципы экологического
права отражают объективные закономерности
и потребности общества, каждого человека
в экологически благоприятной окружающей
природной среде. Основные принципы экологического
права закреплены в ст. 3 ФЗ «Об охране
окружающей среды». К ним относятся:
- соблюдение
права человека на благоприятную
окружающую среду;
- обеспечение
благоприятных условий жизнедеятельности
человека;
- научно обоснованное
сочетание экологических, экономических
и социальных интересов человека,
общества и государства в целях
обеспечения устойчивого развития и благоприятной
окружающей среды;
- охрана, воспроизводство
и рациональное использование
природных ресурсов как необходимые
условия обеспечения благоприятной
окружающей среды и экологической
безопасности;
- ответственность
органов государственной власти
Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов
Российской Федерации, органов
местного самоуправления за обеспечение
благоприятной окружающей среды
и экологической безопасности
на соответствующих территориях;
- платность
природопользования и возмещение
вреда окружающей
среде;
- независимость
контроля в области охраны
окружающей среды;
- презумпция
экологической опасности планируемой хозяйственной и иной
деятельности;
- обязательность
оценки воздействия на окружающую
среду при принятии решений
об осуществлении хозяйственной
и иной деятельности;
- обязательность
проведения в соответствии с
законодательством Российской Федерации
проверки проектов и иной документации,
обосновывающих хозяйственную и иную
деятельность, которая может оказать негативное
воздействие на окружающую среду, создать
угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан,
на соответствие требованиям технических
регламентов в области охраны окружающей
среды;
- учет природных
и социально-экономических особенностей
территорий при планировании
и осуществлении хозяйственной
и иной деятельности;
- приоритет
сохранения естественных экологических
систем, природных ландшафтов и
природных комплексов;
- допустимость
воздействия хозяйственной и
иной деятельности на природную
среду исходя из требований
в области охраны окружающей
среды;
- обеспечение
снижения негативного воздействия
хозяйственной и иной деятельности
на окружающую среду в соответствии с нормативами
в области охраны окружающей среды, которого
можно достигнуть на основе использования
наилучших существующих технологий с
учетом экономических и социальных факторов;
- обязательность
участия в деятельности по
охране окружающей среды органов государственной
власти Российской Федерации, органов
государственной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления,
общественных и иных некоммерческих объединений,
юридических и физических лиц;
- сохранение
биологического разнообразия;
- обеспечение
интегрированного и индивидуального
подходов к установлению требований
в области охраны окружающей
среды к субъектам хозяйственной
и иной деятельности, осуществляющим
такую деятельность или планирующим
осуществление такой деятельности;
- запрещение
хозяйственной и иной деятельности,
последствия воздействия которой
непредсказуемы для окружающей
среды, а также реализации проектов,
которые могут привести к деградации
естественных экологических систем,
изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений,
животных и других организмов, истощению
природных ресурсов и иным негативным
изменениям окружающей среды;
- соблюдение
права каждого на получение
достоверной информации о состоянии
окружающей среды, а также участие
граждан в принятии решений, касающихся
их прав на благоприятную окружающую среду,
в соответствии с законодательством;
- ответственность
за нарушение законодательства
в области охраны окружающей
среды;
- организация
и развитие системы экологического
образования, воспитание и формирование экологической
культуры;
- участие граждан,
общественных и иных некоммерческих
объединений в решении задач
охраны окружающей среды;
- международное
сотрудничество Российской Федерации
в области охраны окружающей
среды.
Источники
экологического права
Под источниками права
вообще понимается особая форма
выражения правил поведения, делающая
их общеобязательными.
Нормативные
правовые акты являются одним из источников
права в науке юриспруденции наряду с
другими источниками (правовые обычаи,
судебные прецеденты). Нормативные акты
подразделяются на две основные группы:
законы и подзаконные акты. Источниками
права являются:
1) на федеральном уровне:
- Конституция РФ;
- международные документы;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы;
- акты Президента РФ (указы, распоряжения);
- акты Правительства РФ (постановления, распоряжения);
- нормативные правовые акты федеральных министерств, служб и агентств;
2) на уровне субъектов
РФ:
- законодательство субъектов РФ — конституции, уставы субъектов РФ;
- законы субъектов РФ;
- акты глав субъектов РФ;
- акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) на муниципальном
уровне — акты местного самоуправления.
Большинство норм экологического
права содержится в кодифицированных
законодательных актах — земельном, лесном,
водном кодексах, в Федеральном законе
«Об охране окружающей среды»
, а также в международных нормативных
правовых актах. Причем согласно ст. 15 Конституции
РФ международные нормативные правовые
акты являются составной частью нашей
правовой системы и имеют приоритетное
значение. Если международным договором
установлены иные правила, отличные от
предусмотренных внутренним законодательством,
то применяются правила международного
договора.
Под источниками экологического
права понимаются формы его внешнего
выражения — нормативные акты, принятые
уполномоченными органами государственной
власти и органами местного самоуправления,
регулирующие общественные отношения
в области охраны окружающей среды, природопользования
и экологической безопасности.
Конституция
РФ
— основной источник экологического
права. В ней определены основы конституционного
строя, права и свободы человека и гражданина,
федеративное устройство государства,
органы государственной власти, их компетенция
и др. Главное для экологического права
то, что в Конституции содержатся основополагающие
принципы, определяющие цели, порядок,
методы и нормы правового регулирования
экологических отношений в нашей стране.