Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание

Определение понятия юридической ответственности, применяемой в борьбе с нарушениями водного законодательства, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении водного законодательства, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с нарушения ми природоохранительного законодательства в обеспеченности законности в сфере водопользования - предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, кооперативам и общественным организациям и к гражданам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства об охране вод.

Работа состоит из  1 файл

Люда.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)

шифр – 113, 52 юр., 2009г.                           Контрольная работа по дисциплине

                                                                        «Экологическое право»

                                                                        студентки 52 юр. 5-го курса

                                                                        Специальности «Правоведение»

                                                                       Ларионовой Людмилы Геннадьевны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                          346660

                                                                         Ростовская область

                                                                                  сл.Большая Мартыновка

                                                                          ул.Костенко дом 52

 

 

 

 


Нормативные правовые акты субъектов РФ, как источники  экологического права.

Источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой  акт должен иметь объективно  выраженную форму - в виде документа,  издаваемого соответствующим компетентным  органом.

2. Не всякий документ  может быть нормативно-правовым  актом, а лишь принятый уполномоченным  на то государственным органом  либо негосударственной организацией, которой делегированы права на  принятие данных нормативно-правовых  актов.

3. Принятые уполномоченными  органами государства нормативно-правовые  акты должны иметь такую форму,  которая определена законом. Так,  Государственная Дума принимает  федеральные законы, федеральные  конституционные законы и постановления;  Правительство Российской Федерации  - постановления и распоряжения; Президент Российской Федерации  издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства,  а также другие федеральные  органы исполнительной власти  издают приказы и инструкции  и т. п.

В случае нарушения формы  принятого закона он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной нормативный  акт стал источником экологического  права, он должен быть принят  в условиях установленной процессуальной  формы правотворчества. 

Не может считаться  нормативно-правовым актом решение  компетентного органа, если оно принято  по конкретному делу и в отношении  конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми  решения правительства о финансировании того или иного объекта, о выделении  материально-технических средств  на проведение природоохранных работ  и т. п.

Указанные выше дефекты  законодательства свидетельствуют  о нарушении положений Конституция  РФ о ее соотношении с другими  нормативно-правовыми актами, что  снижает эффективность действия экологического законодательства.

По юридической силе все источники можно подразделить на законы и подзаконные акты.

Законы как источники  экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые  представительным и законодательным  органом Российской Федерации - Федеральным  Собранием РФ, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной  Думы.

Согласно ст. 104 Конституции  РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам  Государственной Думы, Правительству  РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ по вопросам их ведения.

Среди законов можно  выделить федеральные законы, занимающие верховное место в иерархии нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой  деятельности по совершенствованию  экологического законодательства. К  числу федеральных законов относятся прежде всего Конституция РФ, федеральные конституционные законы, предусмотренные Конституцией (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране: необходимые меры по охране окружающей среды в интересах настоящего и будущих поколений, охрану окружающей среды в целях обеспечения здоровья населения; к числу конституционных законов относятся конституции республик в составе Российской Федерации и основополагающие законодательные акты субъектов РФ), иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные стороны экологопользования в стране (например, ФЗ РФ «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено ограничение производственно-хозяйственной деятельности, вызванной выбросами вредных веществ и загрязнением атмосферы; Федеральным Законом РФ «О животном мире» предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны и т. д.).

Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права представляют собой документы  правового характера, принимаемые  Правительством РФ, правительствами  республик, входящих в состав РФ, представительными  и законодательными органами субъектов  РФ, министерствами и ведомствами, а  также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

По предмету регулирования  все источники можно классифицировать на общие и специальные.

Общие источники характеризуются  тем, что предмет их регулирования  широк и охватывает как экологические  общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, имущественные, жилищные, семейные, властные и другие общественные отношения.

Специальные источники  отличаются от общих тем, что имеют  предметом регулирования только экологические или преимущественно  экологические общественные отношения. Так, Основы законодательства о земле  регулировали экологические отношения  по поводу использования земли, Основы водного законодательства - водные отношения, возникающие по поводу водных объектов, Закон об охране и использовании  животного мира - по поводу дикой  фауны как природного объекта  и т. п.

 По направленности  правового регулирования все  источники можно подразделить  на материальные и процессуальные.

Материальные источники  имеют предметом своего регулирования  экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу использования  тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения  по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку, и т. п.

Процессуальные источники, в отличие от материальных, направлены на процедуру обеспечения экологопользования, являются формой его обеспечения.

По характеру нормативно-правовых актов источники можно условно  подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых общественных отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативно-правовые акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. Экологическое право располагает такими кодифицированными источниками, как природоресурсовые. Среди них - Основы законодательства (земельного, водного, лесного), кодексы, изданные в бывших союзных республиках (ныне самостоятельных государствах) на основании и во исполнение этих Основ, и другие законодательные акты.

Подавляющее большинство  эколого-правовых нормативных актов  относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы экологопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, т. е. объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

По степени значимости в регулировании экологических  отношений источники экологического права можно подразделить на основные нормативно-правовые акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой  закрепленные в этих актах правила  общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц, общий характер экологических поступков и т. п. Например, земельным законодательством  предусмотрена обязанность рационально  использовать закрепленную за землепользователями  землю.

Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, как правило, технико-юридический  характер и позволяют правильно  применять тот или иной нормативный  правовой акт к регулируемому  отношению. Так, ГОСТ 26640-85 «Земли. Термины  и определения» позволяет правильно  раскрыть понятие «рациональное  использование земли» всеми ее пользователями как максимальное достижение целей  ее использования при учете взаимодействия с окружающей природной средой и  ее охраной, то есть этот вспомогательный  акт позволяет правильно применить  ответственность за нарушения рационального  использования земель и предъявить соответствующие требования к пользователям  земли.

К группе вспомогательных  нормативно-правовых актов следует  отнести руководящие постановления  Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего  Арбитражного Суда РФ.

Определенную вспомогательную  роль по совершенствованию правоприменительной  практики играют стандарты, например, ГОСТ 17.5.1701--78 «Охрана природы». Данные нормативно-правовые акты не устанавливают  для субъектов экологических  правоотношений каких-либо обязанностей и не предоставляют каких-либо прав в отношении отдельных объектов природы, однако эти стандарты обеспечивают «расшифровку» содержания закона, предостерегая от возможных ошибок в правоприменительной практике.

Правом принимать вспомогательные  нормативно-правовые акты наделены лишь специально уполномоченные на то органы. Так, Госстандарт РФ наделен правом принимать стандарты. Объектами стандартизации являются только те, в отношении которых имеется специальное постановление Правительства РФ.

Особое место среди  источников экономического права занимают источники права, содержащиеся в  международно-правовых договорах. В  ст. 15 Конституции РФ сказано, что  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором, в  котором участвует РФ, установлены  иные правила, чем те, которые содержатся в национальном законодательстве, то применяются правила международного договора при условии его ратификации  в установленном порядке.

Итак, под источником экологического права следует понимать нормативный  акт, принятый уполномоченным на то государственным  органом в установленной форме  и процедуре и содержащий государственную  волю законодателя в области экологопользования.

 

Юридическая ответственность  за нарушение требований об охране вод.

 

Определение понятия  юридической ответственности, применяемой  в борьбе с нарушениями водного  законодательства, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности  как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении водного  законодательства, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с нарушения ми природоохранительного законодательства в обеспеченности законности в сфере водопользования - предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, кооперативам и общественным организациям и к гражданам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства об охране вод.

Также направлять материалы в органы прокуратуры  или внутренних дел для привлечения  лиц за нарушение законодательства об охране вод к уголовной ответственности.

Органы охраны вод могут вынести решение  о прекращении права водопользования  или о приостановлении производственной деятельности водопользователя. Указанные  органы также должны разъяснить соответствующим  предприятиям, учреждениям. Организациям и гражданам их право возбуждать ходатайство о возмещении убытков, причиненных им в результате нарушения  водного законодательства.

Административная  ответственность является наиболее распространенным и широко применяемым  на практике видом ответственности  за нарушение правил пользования  и охраны вод.

Кодекс РФ об административных правонарушениях  устанавливает перечень правонарушений в сфере водопользования, совершение которых влечет административную ответственность, например: переуступка права водопользования  и другие сделки, в прямой и открытой форме нарушение права государственной  собственности на водные объекты, самовольный  захват водных объектов или самовольное  водопользование; забор воды с нарушением планов водопользования; загрязнение  и засорение вод, ввод в эксплуатацию предприятий, коммунальных и других объектов без сооружений и устройств, предотвращающих загрязнение и  засорение вод или вредное  воздействие на них; нарушение водоохранного режима на водосборах, вызывающее их загрязнение, водную эрозию почв и другие вредные явления; самовольное производство гидротехнических работ; повреждение водохозяйственных сооружений и устройств.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»