Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:36, контрольная работа

Описание

Определение понятия юридической ответственности, применяемой в борьбе с нарушениями водного законодательства, предполагает выявление: во-первых, сущности юридической ответственности как правовой категории - привлекать лиц, виновных в нарушении водного законодательства, к административной, уголовной ответственности; во-вторых, ее роли и значения в борьбе с нарушения ми природоохранительного законодательства в обеспеченности законности в сфере водопользования - предъявлять иски к государственным объединениям, предприятиям, организациям, учреждениям, колхозам, кооперативам и общественным организациям и к гражданам о взыскании в доход государства средств в возмещение убытков, причиненных государству нарушением водного законодательства об охране вод.

Работа состоит из  1 файл

Люда.docx

— 34.01 Кб (Скачать документ)

Нарушениями водного  законодательства являются также бесхозяйственное использование вод; нарушение правил введения первичного учета количества забираемых из водных объектов и сбрасываемых в них вод, загрязнение и засорение  внутренних морских и территориальных  вод страны.

Государственному  комитету по экологии и природопользованию, сапитарно-эпидемиологическим службам предоставлено право принимать решения, предусматривающие наложение штрафов в административном порядке за нарушение правил охраны водных ресурсов.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе ознакомиться с материалами  дела, давать объяснения, представлять доказательства и заявлять ходатайства, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, обжаловать вынесенное по делу постановление. Законодательство об административных правонарушениях  предоставило право лицу, привлекаемому  к ответственности, при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью  адвоката. Дело о правонарушении рассматривается  в присутствии лица, привлекаемого  к ответственности. В его отсутствие рассмотрение допустимо лишь в случаях, если имеются данные о своевременном  извещении лица о месте и времени  рассмотрения дела, но ответного ходатайства  об отложении дела не поступило.

В отличие от административных взысканий, которые  применяются к правонарушителям, правовая наука и практика выделяют административно -предупредительные меры, применяемые в тех случаях, когда нет административного правонарушения, но когда интересы безопасности требуют их применения для того, чтобы предотвратить правонарушения и оградить моральные и имущественные интересы государства, граждан, общественных организаций. Основной административно- предупредительной мерой в области водного законодательства является приостановление и прекращение эксплуатации предприятия, цехов и агрегатов, загрязняющих воды.

Но к сожалению, эти административно- предупредительные меры на практике используются недостаточно. Во многих случаях, когда следовало бы приостановить или прекратить деятельность и дальнейшую эксплуатацию производственных объектов, являющихся источником загрязнения водоемов, органы по регулированию использования и охране вод этого, увы, не делают.

Поэтому для обеспечения  эффективного применения административно- предупредительных мер большое значение имеет усовершенствование самого положения органов по регулированию использования и охране вод в системе органов Государственного комитета по охране природы. Эти органы должны быть независимы от министерств и ведомств, занятых эксплуатацией водных ресурсов.

Согласно законодательства уголовная ответственность в области окружающей природной среды устанавливается за экологические преступления, т.е. общественно-опасные действия (бездействия), посягающие на экологический правопорядок и причиняющие вред природной среде, здоровью человека или создающие реальную угрозу такого причинения.

Главной нормативной  формой, регламентирующей уголовную  ответственность за экологические  преступления является Уголовный кодекс Российской Федерации. Уголовная ответственность за загрязнение водоемов наступает по ст.250 Уголовного кодекса Российской Федерации. В ней установлено, что загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения, либо иное изменение из природных свойств неочищенными и необезвреженными сточными водами, отбросами или отходами промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий, учреждений и организаций, причинившие существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, либо лишением права занимать определенные должности на срок до пяти лет, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника, либо в зоне экологического бедствия наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет. Деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Основы водного  законодательства и Водный кодекс устанавливают  материальную ответственность предприятий, организаций и граждан, т.е. возмещение вреда за ущерб, причиненный нарушением водного законодательства.

Актуальной проблемой является усиление ответственности за неоднократное совершение преступления, предусмотренного ст. 250 УК РФ. Неоднократность необходимо признать особо квалифицирующим признаком данного преступления, поскольку максимальный вред водоемам причиняется систематически сбросами сточных вод и иных бытовых, сельскохозяйственных и промышленных отходов.

Одновременно  необходимо усилить ответственность  лиц, которые призваны профессионально  предотвращать возможность причинения вреда в силу исполняемых должностных обязанностей, служебного положения или указания закона при использовании водных объектов: руководителей предприятий и организаций всех форм собственности, сотрудников природоохранных организаций, органов власти, капитанов судов и т.п.

Субъектом исследуемого преступления может быть любое лицо, достигнувшее 16-летнего возраста и  вменяемое. Но на практике, как следует  из рассмотренных следственных документов, субъектами преступления, предусмотренного ст. 250 УК, являются должностные лица и лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и негосударственных  учреждениях, предприятиях и организациях, значительно реже - граждане.

По данным Генеральной  прокуратуры РФ за период применения ст. 223 УК РСФСР из 550 осужденных по данной статье лиц совершили преступления, в связи с использованием своих  должностных или профессиональных обязанностей 94 %, а среди 214 из них - лиц, осужденных по делам о нарушениях правил лесосплава, - 100 % См.: Желваков Э.Н. Уголовно - правовая охрана окружающей природной среды в РФ М.,2002. Часть 1, С.74..

Подавляющее большинство  вскрытых экологических правонарушений расценивается как административные правонарушения. Для определения  эффективности административной ответственности  за нарушение водного законодательства представляется вопрос о реальном исполнении наложенных на правонарушителей взысканий. В настоящее время органы административной юрисдикции не придают должного значения этому вопросу, и поэтому, например, зачастую постановления о наложении  штрафов и применении других административно-правовых мер не исполняются по причине  истечения срока, либо по другим причинам. В то же время фактор оперативности  играет очень важную роль в повышении  эффективности мер административной ответственности в области охраны вод. Ведь психологическое воздействие  наказания значительно усиливается, если оно следует непосредственно  за установлением вины нарушителя. В противном случае факт правонарушения забывается и у общественности создается  впечатление о безнаказанности нарушителя. Тем самым снижается эффективность административной ответственности за нарушение водного законодательства.

 

Понятие экологически неблагополучных территорий.

В ряде законов предусматривается  выделение специальных зон как  разновидностей экологически неблагополучных  территорий и определены критерии их выделения. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и  техногенного характера» (ст. 5) в качестве инструмента решения своих задач  предусматривает создание зон чрезвычайной ситуации. Они являются разновидностью экологически неблагополучных территорий, так как по смыслу Закона чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

В зависимости от количества людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций, эти ситуации в соответствии с Положением о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996г., подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Так, к местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ.

Закон «Об охране окружающей природной среды» предусматривает  два вида экологически неблагополучных  территорий - зоны чрезвычайной экологической  ситуации и зоны экологического бедствия. Зонами чрезвычайной экологической  ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.

Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.

Таким образом, с правовой точки зрения под экологически неблагополучной территорией понимается участок территории, состояние окружающей среды которого соответствует установленным в законодательстве критериям, необходимым для выделения специальных зон с целью восстановления благоприятного состояния окружающей среды.

 

 

Задание №6.

Гражданин Иванцов  получил по наследству земельный  участок в Солнечногорском районе. Пользователь прилегающих земель – сельхозкооператив «Крюковский» - запретил Иванцову обрабатывать участок, так как он не является членом кооператива.

Подготовьте ответ  на жалобу Иванцова в прокуратуру.

«Ваше обращение о нарушении ваших  прав сельхозкооперативом «Крюковский» рассмотрено.

Оснований для принятия мер прокурорского  реагирования в настоящее время не имеется.

При не согласии с принятым решением Вы в  праве обжаловать его в вышестоящему прокурору либо в суд.»

 

 

Список используемой литературы

1. Федеральный закон РФ  «Об охране окружающей среды»  от 12 января 2002 г. // Российская газета  от 12.01.02 г.

3. Постатейный комментарий  к Закону от 19 декабря 1991 г.  «Об охране окружающей природной  среды». М., 1993.

4. Бакунина Т.С. Правовое  регулирование природопользования  на неблагоприятных территориях  // Государство и право. 1994. № 7.

5. Боголюбов С.А. Новый  Федеральный закон «Об охране  окружающей среды» // Журнал российского  права. 2002. № 6.

6. Боголюбов С.А. Экологическое  право. Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001.

7.  Государственный доклад  «О состоянии окружающей природной  среды РФ» // Зеленый мир. 1992. №  39-44; 1993. № 19-27; 1994. № 24-30; 1995. № 1-7; № 29-36; 1996. № 1-16.

8. Ерофеев Б.В. Сборник новейшего экологического законодательства РФ. М., 1997.

9. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

10. Водный кодекс Российской  Федерации. М.,1995.

11. Кодекс РФ об административных  правонарушениях. М.. "Юридическая  литература", 2001.

12. Уголовный кодекс Российской  Федерации.М., "Инфра",199б.

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине «Экологическое право»