Контрольная работа по "Экологическому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 07:47, контрольная работа

Описание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Объектом правового регулирования со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства нормами права, в теории права носят название правоотношений.

Содержание

Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
Административная ответственность за экологические правонарушения
Тенденции развития экологического законодательства РФ.
Задача 1
Задача 2
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

эк право вариант 5.docx

— 45.55 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

  1. Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности
  2. Административная ответственность за экологические правонарушения
  3. Тенденции развития экологического законодательства РФ.

Задача 1

Задача 2

Список литературы

 

  1. Экологическое правоотношение: понятие, структура, особенности

 

Объектом правового регулирования  со стороны государства являются соответствующие социальные отношения. Будучи урегулированными нормами права, данные отношения приобретают качественно  иной, правовой характер. Социальные отношения, урегулированные со стороны государства  нормами права, в теории права  носят название правоотношений.

Состав экологических  правоотношений

Правоотношение является сложным социальным образованием, имеющим  определенное внутреннее строение, составными элементами которого являются участники, объекты и содержание правоотношения.

Участники правоотношений (субъекты):

  1. физические лица;
  2. юридические лица;
  3. государство.

Участники экологических  правоотношений выступают в них  в качестве:

  1. носителей экологических прав и обязанностей;
  2. субъектов хозяйственной и иной деятельности (в том числе природопользователей, а в предусмотренных законодательством случаях — собственников природных ресурсов), к которым предъявляются природоохранные требования;
  3. лиц, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды и защиты экологических прав.

Кроме того, государство в лице специально уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления выступает в экологических правоотношениях в качестве правоприменителя.

Содержание правоотношений

Содержание правоотношений составляют взаимные права и обязанности  их участников.

Объект экологических  отношений

Объект экологических  отношений - общественно значимые природные  ценности, по поводу которых складываются и регулируются в праве общественные отношения, а также действия, поведение  субъектов экологических правоотношений.

Отражая реализуемые на практике интегрированный и дифференцированный подходы к правовому регулированию  общественных отношений в сфере  взаимодействия общества и природы, в современном законодательстве в качестве самостоятельных объектов таких отношений выделяются:

  1. окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа);
  2. природные комплексы;
  3. отдельные природные объекты или ресурсы;
  4. действия, поведение субъектов экологических правоотношений.

Окружающая среда (окружающая природная среда, природная среда, природа) является интегрированным  объектом, а другие - дифференцированными  объектами.

Основными свойствами компонентов  окружающей среды как объектов экологических  правоотношений являются их естественное происхождение и неразрывная  связь с природой. Если какой-либо компонент окружающей среды изъят  из нее и обособлен, не состоит  более с ней в неразрывной  связи (земля в цветочном горшке, вода, текущая по водопроводным трубам), то он является объектом иных правоотношений (гражданско-правовых, отношений в  области обеспечения санитарно-эпидемиологического  благополучия населения).

Окружающая среда определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Иначе можно сказать, что окружающая среда – совокупность природной среды и антропогенных объектов (определения даны в ст. 1 Закона об охране окружающей среды).

Природная среда или природа определяется как совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов.

Природный объект определяется как естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный  объект — как природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение.

Антропогенным объектом является объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов.

Таким образом, в состав окружающей среды в отличие от природы  включены антропогенные объекты. Однако в соответствии со ст. 4 Закона об охране окружающей среды объектами охраны являются:

  • земля, недра, почвы;
  • поверхностные и подземные воды;
  • леса и иная растительность, животные и другие организмы, их генетический фонд;
  • атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Т.е антропогенные объекты  в список объектов охраны не включены (Прим.: ФЗ следовало бы назвать Закон об охране природной среды).

Закон определяет также иные объекты охраны: природные, природно-антропогенные  объекты, естественные экологические  системы, природные комплексы, природные  ландшафты, природные ресурсы, компоненты природной среды. Компонентами природной  среды являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а  также озоновый слой атмосферы и  околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные  условия для существования жизни  на Земле. Определения ряда компонентов  природной среды установлены  отдельными федеральными законами.

Объектом правоотношений являются также действия их субъектов. Так, например, если хозяйствующий субъект осуществляет загрязнение окружающей среды сверх установленных нормативов, то на него налагается ответственность в соответствии с действующим законодательством, а также может быть подан в суд иск о прекращении его деятельности. В данном случае объектом правоотношений будет поведение субъекта.

Часто экологические правоотношения включают совокупность приведенных  объектов. Так, например, при привлечении  хозяйствующего субъекта к ответственности  за нарушение нормативов выбросов и  сбросов к объекту данного  правоотношения относятся действия ответственного субъекта и состояние компонентов окружающей среды.

Виды экологических правоотношений

Экологические правоотношения классифицируются по тем же критериям, что и правоотношения, относящиеся  к любой иной отрасли права. Прежде всего, они сами являются составляющим элементом системы правоотношений, делящейся по отраслям права (трудовые, гражданско-правовые, семенные и т.д.).

В зависимости от оснований  возникновения:

  • общие (возникают на основании нормы закона, их субъекты конкретно не определены, создается лишь правовое состояние. Так, в соответствии со ст. 19 Закона РФ «О недрах» собственник земельного участка имеет право без получения лицензии осуществлять добычу общераспространенных полезных ископаемых для своих нужд на глубину до 5 м);
  • конкретные (возникают на основании иных юридических фактов. Например, если хозяйствующий субъект намерен осуществлять разработку полезных ископаемых, не отнесенных к общераспространенным, он обязан совершить установленные законодательством действия: обратиться в соответствующий орган государственной власти, получить лицензию).

В зависимости от индивидуализации субъектов:

  • абсолютные (точно определена лишь одна сторона — носитель субъективного права, обязанными же являются все другие лица — «всякий и каждый». Так, в соответствии со ст. 6 ВК водопользователь-гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд…. Гражданин является носителем субъективного права, которому противостоит обязанность всех иных лиц данное право не нарушать);
  • относительные (определены обе стороны. Когда в соответствии с законодательством заключается договор водопользования, возникает относительное правоотношение между водопользователем и органом государственной власти).

В зависимости от норм права:

  • материальные (возникают на основании норм материального права, устанавливают права и обязанности участников правоотношений);
  • процессуальные (возникающие на основе процессуальных норм, устанавливают формы реализации материальных норм).

По соответствию юридическим  функциям права:

  • регулятивные (существуют в условиях соблюдения законодательных предписаний);
  • охранительные (возникают при нарушении законодательства и соответствующей реакции государства либо пострадавшей стороны на такое нарушение).

 

  1. Административная ответственность за экологические правонарушения

 

Часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ прямо  устанавливает, что "Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического  или юридического лица, за которое  настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации  об административных правонарушениях  установлена административная ответственность". Таким образом, составы экологических  проступков и санкции за их совершение должны быть чётко определены в законодательных  актах: на федеральном уровне - в  КоАП РФ, на уровне субъектов РФ - в  действующих на их территории законах  об административных правонарушениях.

Основанием административной ответственности является наличие  в деянии признаков состава экологического проступка, а также умышленная или  неосторожная вина субъекта ответственности (физического или юридического лица), наличие правовой нормы, установившей запрет и содержащей санкцию за его  нарушение. Ответственность физического  лица наступает с 16-летнего возраста (ст. 2.3), а юридического - если будет  установлено, что у него имелась  возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена  административная ответственность, но данным лицом не были приняты все  зависящие от него меры по их соблюдению.

Составы экологических проступков в основном сосредоточены в главе 8 "Административные правонарушения в области охраны окружающей природной  среды и природопользования". Часть из них помещена в главе 7 "Административные правонарушения в области охраны собственности", часть - в главе 10 "Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель".

1). Глава 7 КоАП РФ включает 28 статей, 15 из которых содержат  составы административных правонарушений  против охраны собственности,  но дополнительным объектом посягательства  здесь являются экологические  права, ценности и блага, либо  порядок управления и использования  природных ресурсов. Глава 10 включает 14 статей, из которых две (10.4 и  10.5) не имеют отношения к сельскому  хозяйству, ветеринарии и мелиорации  земель, а касаются наркосодержащих растений, т.е. содержат составы административных правонарушений, посягающих на общественную безопасность и здоровье населения.

В главе 19 "Административные правонарушения против порядка управления" специальные составы невыполнения законных требований и воспрепятствования осуществлению полномочий должностных  лиц органов охраны континентального шельфа и исключительной экономической  зоны РФ предусмотрены только в том  случае, если они касаются остановки  судна, его осмотра и т.п. (ч. 2 ст. 19.4).

В ст. 7.2, устанавливающая  ответственность за уничтожение  специальных знаков, в первой части  говорит о межевых знаках границ земельных участков, во второй - наблюдательных режимных скважинах на подземные  воды, иных водоохранных информационных знаках, лесоустроительных и т.п. знаках, в третьей - о пунктах государственных  геодезических сетей и т.п.

2). В КоАП РФ существуют  составы поставления в опасность,  чего не было в КоАПе РСФСР.  Например, ст. 8.3 - устанавливает ответственность  за нарушение правил обращения  с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение  вреда окружающей природной среде;  ст. 8.13 – ответственность: за нарушение  водоохранного режима на водосборах  водных объектов, которое может  повлечь загрязнение указанных  объектов или другие вредные  явления (по ч. 1), за нарушение  требований к охране водных  объектов, которое может повлечь  их загрязнение, засорение и  (или) истощение (ч. 4).

3). Статья 8.1 вводит формальный  общий состав нарушения экологических  требований в процессе разнообразной  производственной деятельности  на различных её этапах путём  формулирования большого числа  альтернативных признаков объективной  стороны. Цель статьи - обеспечение  охраны технологического порядка  производства работ, связанных  с проектированием, размещением,  строительством, вводом в эксплуатацию  и эксплуатацией промышленных, сельскохозяйственных  и иных объектов, поскольку они  могут быть опасными для окружающей  среды. Перечисленные в статье  работы по своему характеру  всегда связаны с возможностью  потенциального причинения неконтролируемого  вреда окружающей среде. В связи  с этим статья подкрепляет  требование обязательного соблюдения  заранее разработанных и принятых  в соответствующем порядке правил, направленных на минимизацию  рисков, уменьшение потенциальной  угрозы и ограничение вынужденных  отрицательных экологических последствий.  Сфера действия статьи чрезвычайно широка и затрагивает многие отрасли народного хозяйства и занятых в них лиц.

Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"