Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 18:19, контрольная работа
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Понятие природы. Природная среда, как условие существования человека и общества……………………………………………………….3
Критика натурализаторских концепций по проблеме взаимодействия общества и природы……………………………………………………….7
Экологические проблемы………………………………………………..
План
Природа - это универсум, который охватывает все сущее, в том числе наши познания и практическую деятельность, всю Вселенную, и в этом смысле она близка к понятию материи, можно сказать, что природа - это материя, взятая во всем многообразии ее форм. В этом плане мы лишь частичка этого универсума, хотя и уникальная по своим возможностям.
В системе античного мышления природа понималась, как подвижное, изменяющееся целое, и в этом смысле человек не столько противопоставлялся природе, сколько воспринимался как одна из его частей. У античных философов, как мы знаем, понятием космоса по существу охватывалась вся доступная человеческому понятию природа. При этом космос противопоставлялся хаосу - он трактовался как нечто не только всеобъемлющее, но и организованное, закономерное и совершенное. Идеалом считалась жизнь в согласии с природой.
Совершенно
другое понимание природы сложилось
в средневековой христианской культуре.
Здесь, окружающая человека природа
рассматривалась как нечто
В эпоху Возрождения отношение к природе меняется. Человек открывает для себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней источник радости, наслаждения, в противовес мрачному аскетизму средневековья. Природа начинает пониматься как убежище, противостоящее развращенной и порочной человеческой цивилизации. Жан-Жак Руссо прямо утверждал, что переход человека от природного, естественного начала к социальному является источником всех наших несчастий.
В
прошлом использование
Человек
живет на Земле в пределах тонкой
ее оболочки - географической среды. Она
есть зона обитания человека и сфера
приложения его сил. Человек не только
переместил в другие климатические
условия различные виды растений
и животных, но и изменил их. Воздействие
общества на природу обуславливается
развитием материального
Природная среда жизни общества не ограничивается лишь географической средой. Качественно иной естественной средой его жизни является сфера всего живого - биосфера, включающая населенную микроорганизмами верхнюю часть земли, воды, рек, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Биосфера, будучи самоорганизующейся системой, развивается вместе с эволюцией Вселенной и всего живого. Помимо растений и животных биосфера включает в себя и человека: человечество - часть биосферы. Причем его влияние ускоряет процесс изменения характера биосферы, оказывая все более могучее и интенсивное воздействие на нее в связи с невиданным ранее развитием науки и техники.
Природа
и общество всегда находились в единстве,
в котором они останутся до
тех пор, пока будут существовать
Земля и Человек. И в этом взаимодействии
природы и общества окружающая природная
среда как необходимая
Так, на заре развития человеческой цивилизации, когда люди довольствовались преимущественно присвоением готовых продуктов, общество находилось в абсолютной зависимости от внешней среды. Подобно стаду животных, первобытные люди после истощения пищевых ресурсов в одном месте перемещались в другое, где было достаточно природных средств для существования. Иначе говоря, истощение природных ресурсов, деградация природы вели к определенным социальным изменениям - миграции населения.
В
дальнейшем, по мере развития производительных
сил, зависимость общества от природы
постоянно уменьшалась, человек
все больше выходил из-под власти
ее стихийных сил. Но эта независимость
человека от природы оказалась иллюзорной,
поскольку интенсивное
Уже в древности, в условиях античности и средневековья, воздействие общества на окружающую среду было весьма существенным, что приводило к локальным экологическим кризисам, в результате которых под песками пустынь оказывались погребенными развалины некогда цветущих цивилизаций.
В XX в. экологические проблемы переросли в общий экологический кризис планетарного масштаба во многом «благодаря» тому, что именно в этот период человек стал активной стороной взаимодействия в системе «Человек – Природа» и своими непродуманными действиями резко нарушил баланс экологического равновесия. В целом до XXв. активной стороной взаимодействия была, как правило, природа. Изменения климата, природные катаклизмы больше влияли на жизнь людей, чем жизнедеятельность последних на природу. С того времени, как человек «нарушил» закон природной эволюции, вышел из его подчинения, нашел путь развития, отличный от пути развития других живых организмов, начинается социоестественная история - история взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы.
Вся
жизнь и развитие человека протекают
во взаимодействующей с ним части
природы. Человек - часть и порождение
великой «Матери- природы». «Человек, -
писал Маркс,- живет природой. Это значит,
что природа есть его тело, с которым человек
должен оставаться в процессе постоянного
общения, чтобы не умереть. Общество есть
законченное сущностное единство человека
с природой, подлинное воскресение природы,
осуществленный натурализм человека и
осуществленный гуманизм природы».
Можно выделить три революционных переворота в производительных силах. Так называемая неолитическая революция, связанная с переходом от «присваивающей» экономики к производящей, с возникновением земледелия и скотоводства. Промышленная революция - переход от ручного ремесленного труда к машинному производству. Научно-техническая революция, начавшаяся в середине XX века, которая должна в перспективе исключить рутинный «нечеловеческий» труд из жизни общества.
Первый этап начинается с появления человека разумного. В этот период человек воздействует на природу только самим фактом своего существования, он живет охотой, рыболовством, собирательством. Этот период «присваивающей» экономики, хотя человек уже производит крайне примитивные орудия труда. Природа практически определяла все особенности жизни примитивного человеческого сообщества. От природных условий зависели и характер занятий членов общины, и темпы роста количества членов общины, и необходимость миграции, перекочевывания на новое место. Различие "стартовых" условий для разных народов на ранних стадиях человеческой истории обусловило многообразие исторического процесса, различия в судьбах народов, своеобразие традиций, обычаев разных стран.
Второй
этап во взаимодействии природы и
общества начинается еще в первобытную
эпоху и продолжается до возникновения
буржуазных отношений. Исходный пункт
нового этапа - возникновение земледелия
и скотоводства. Осуществляется переход
от присваивающей к производящей
экономике. Человек начинает активно
вмешиваться в природу, планировать
результаты своей деятельности. Вырубаются
леса, строятся ирригационные системы.
Вместе с тем трудовая деятельность
еще зависима от погодных условий, почвы,
рельефа местности. Занятия скотоводством
были характерны для тех народов,
которые жили в степных районах
с резко континентальным
Признание сверхприродной сущности человека в христианстве позволило говорить о возможности подчинения природы человеку. В христианстве зарождается и развивается идея непрерывного прогресса, совершенствования как принципа человеческой деятельности. Идеи о преобразующей, конструирующей силе человеческой деятельности, аналогичной божественной творческой силе, развивались в эпоху Ренессанса. Наконец, Декартово учение о двух субстанциях - мыслящей и протяженной - вело к упрочению взгляда на все природное лишь как на объект человеческой активности. «Картезианское учение о природе является ключом к пониманию нынешнего разорения природы», - пишет современный немецкий философ В.Хесле.
Новый, четвертый этап взаимоотношений общества и природы, начавшийся в XX веке, знаменует попытку преодолеть противопоставление человека и общества природе, создать новую, невиданную доселе гармонию между ними, согласовать «стратегию природы» и «стратегию человека».
Колоссальные
возможности открываются в деле
совершенствования отношений
В
XX веке наметился переход от физических
моделей мира к биологическим. Мир
- организм, а не механизм. Для «биологически
сформированного сознания» мир предстает
как информационно ориентированный, целостный,
способный к адаптации. Биотехнологии
делают возможным избавление человека
от болезней, обеспечивают защиту растений,
становятся основой «зеленой» революции,
в результате которой, возможно, будет
решена проблема продовольствия. Вместе
с тем успехи биологии порождают проблемы,
перед которыми в растерянности останавливается
человек, привыкший мыслить образами техногенного
общества. Как определить границы естественного
и искусственного в организме, границы
живого и неживого, каковы границы вмешательства
человека в наследственность и т.п.
Важнейшими глобальными проблемами системы «природа-общество» являются экологические проблемы, непосредственной причиной возникновения которых являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами на основе потребительского природопользования. Не случайно академик Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы - новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.
Понятие ноосферы было введено в обращение в XXв. французскими мыслителями Леруа и Тейяр де Шарденом, а затем получило глубокую разработку в учении Вернадского о биосфере.
Информация о работе Контрольная работа по "Экологическому праву"