Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 16:17, курсовая работа
Природные ресурсы - это средства к существованию, без которых человек не может жить и которые он находит в природе. Они дают нам пищу, одежду, кров, топливо, энергию и сырье для работы промышленности, из них человек создает предметы комфорта, машины и медикаменты. Некоторые виды ресурсов можно использовать только один раз. Такие виды ресурсов называются исчерпаемыми и невозобновимыми ресурсами. Они имеют конечные запасы, пополнение которых на Земле практически невозможно. Во-первых, потому что не существует таких условий, в которых они образовались миллионы лет назад, а во-вторых, скорость образования полезных ископаемых неизмеримо медленнее, чем расходование их человеком.
Введение
Глава 1 Международное законодательство в области охраны окружающей среды.
Глава 2 Участие РФ в международном регулировании в области охраны окружающей среды
Глава 3 Программа Всемирного фонда охраны дикой природы по сохранению биоразнообразия в Уральском регионе
Глава 4 Международные аспекты экологической политики и участие РФ в решении глобальных экологических проблем
Заключение
Список использованных источников
Охрана окружающей среды осуществляется на нескольких международных уровнях со странами СНГ, Балтии; с восточно-европейскими странами; с индустриально развитыми государствами; с развивающимися странами. Объекты охраны окружающей среды, находящиеся вне юрисдикции государств, делятся на используемые: всеми государствами ( атмосфера, озоновый слой); несколькими или многими государствами (Антарктида, Балтийское, Черное, Баренцево моря, река Дунай); двумя государствами – как правило, пограничные объекты (реки Амур и Уссури, Чудское озеро).
Российская
Федерация является участницей
Российская Федерация — наблюдатель в:
Российская Федерация
Конвенции
о запрещении военного или любого
другого враждебного
Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Сейчас с участием России реализуются Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большом расстоянии (1979 г.), Конвенция о защите Черного моря от загрязнения (1992 г.), Конвенция о трансграничном воздействии промышленных аварий (1992 г.), Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения (1973 г.) и др.
В
1992 г. в Москве страны СНГ заключили
межправительственное соглашение о
взаимодействии в области экологии
и охраны окружающей природной среды.
В соответствии с ним в июле
1992 г. на совещании в Минске руководители
природоохранных ведомств государств
– участников соглашения подписали
Протокол о создании и полномочиях
Межгосударственного
Активно развивается двустороннее сотрудничество России с США, скандинавскими странами, Германией.
На очередной сессии Российско-Американской комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству подписано совместное заявление в области охраны окружающей природной среды. Правительство США выразило готовность оказать техническое содействие и поддержку конкретным российским природоохранным проектам – это сотрудничество по проблемам озера Байкал; управление качеством воздуха (Волгоград); обучение и подготовка кадров.
Подписано соглашение между
Основные направления
В ходе сессии Российско-
Развивается российско-
Продолжаются двусторонние
Глава 3
Программа Всемирного фонда охраны
дикой природы по сохранению биоразнообразия
в Уральском регионе
В сентябре 1961 года несколько человек объявили о создании Всемирного фонда дикой природы (WWF), но никто не обратил на это событие ровным счетом никакого внимания. За сорок девять лет своего существования фонд превратился во влиятельную и могущественную организацию и действует более чем в 100 странах мира. Миссия WWF - остановить нарастающую деградацию природной среды планеты для достижения гармонии человека и природы. На сегодняшний день WWF объединяет 27 национальных отделений и 5 ассоциированных членов во всем мире, а также более 5 миллионов индивидуальных членов. Сеть экспертов насчитывает более 3500 профессионалов. Международный Секретариат WWF находится в Швейцарии, откуда происходит координация действий всей сети WWF. Таким образом, усилия Фонда направлены на решение важнейших природоохранных проблем в любом регионе мира, где они стоят наиболее остро.
Всемирный фонд дикой природы
(WWF) ставит перед собой цель
сохранить планету для наших
детей. Проблема изменения
Уральский биогеографический
Природа Урала богата и
Южный Урал с прилегающей
Представленный спектр
На Южном Урале нет столь
обширных и сохранившихся
В связи
с наибольшим разнообразием и
уязвимостью природы Южного Урала
проект WWF "Сохранение биоразнообразия
в Уральском экорегионе" планируется
именно в этой части. Предполагается
создание системы охраняемых природных
территорий (СОПТ), которая надежно
зарезервирует природное
Глава 4
Международные аспекты
Участие России в международных процессах
не соответствует ее растущей роли в мире,
недостаточно для выполнения своих международных
обязательств и интегрирования опыта
и примеров наилучшей международной практики
в процесс разработки и осуществления
национальной экологической политики
и совершенствования системы управления
окружающей средой.
В 2003-2004 годах Россия оказалась в центре
внимания мирового экологического сообщества
в связи с затяжкой ратификации Киотского
Протокола, которая создала угрозу
отбрасывания на несколько лет назад всего
международного сотрудничества в области
предотвращения изменения климата. Киотский
Протокол является одним из немногих международных
соглашений в области охраны окружающей
среды, где Российская Федерация может
претендовать на роль мирового лидера
в выполнении основных
обязательств. Согласно оценкам, Российская
Федерация обладает большим резервом
национальной квоты на выбросы парниковых
газов (около 3-4 млрд. тонн СО2-экв. за период
2008-12 годы), поскольку уровень выбросов
в России сейчас ниже, чем в 1990 году. В конечном
итоге руководство России приняло решение
о ратификации договора. Однако, резкое
возрастание роли доходов от экспорта
«сырых» природных ресурсов (в первую
очередь - нефти и газа) и недооценка значения
успешности реализации экономических
механизмов Киотского протокола как важного
элемента характеристики зрелости развития
инфраструктуры и механизмов рыночной
экономики затормозило деятельность Правительства
России по созданию нормативной базы по
подготовке и реализации проектов совместного
осуществления и выходу российских компаний
на международный углеродный рынок.
Обладая большим резервом национальной
квоты, Россия может и должна стать одним
из основных участников международной
торговли выбросами, созданной в рамках
Киотского протокола. Для повышения экологической
результативности международной торговли
правами на выбросы, Россия еще в 2001г. предложила
странам направлять доходы, полученные
ох продажи излишков национальных квот,
для финансирования модернизации устаревшей
инфраструктуры в энергетике или внедрения
эффективных и результативных стратегий
борьбы с загрязнением окружающей среды.
За прошедшее время эта идея привлекла
внимание многих стран, были проработаны
содержательные, методические и институциональные
основы нового финансового механизма,
получившего название «схема Целевых
экологических инвестиций» (ЦЭИ). В последнее
время было объявлено о заключении несколькими
странами сделок по схеме ЦЭИ. К сожалению,
Россия не продвинулась в подготовке к
практической реализации этого механизма.6
Для ответственного и эффективного участия
в переговорах Правительству России необходимо
выработать долгосрочную национальную
климатическую стратегию и утвердить
ее в качестве одного из важнейших государственных
документов. К сожалению, эта задача не
решена до сих пор.
В целом можно сделать вывод, что поступательное
сокращение внимания, которое российские
власти демонстрировали в последние 8
лет в отношение вопросов охраны окружающей
среды, привело к тому, что по большинству
основных показателей природоохранной
деятельности она значительно отстает
от стран, сопоставимых с ней по уровню
и возможностям. Если не принять соответствующие
меры по исправлению создавшейся ситуации,
то это приведет к увеличению ущерба для
здоровья населения, деградации экосистем,
повышению опасности, связанной с накоплением
прошлого экологического ущерба, и снижению
конкурентоспособности экономики России,
российских товаров и услуг в ключевых
отраслях экономики, а также возможностей
диверсификации экспорта товаров с высокой
долей добавленной стоимости.
В настоящее время несколько стран - новых
членов ЕС приступили к осуществлению
реформ, аналогичных той, которую наметило
Правительство России, а некоторые уже
завершили реформирование своих национальных
систем управления окружающей средой.
В связи с этим, важнейшим условием успешного
проведения реформы в России является
максимально полный и объективный учет
имеющегося международного опыта. Огромный
объем информационных и аналитических
материалов о модернизации и реформах
системы управления окружающей средой,
в том числе, независимых оценок, накоплен
программами и учреждениями системы ООН,
Организацией Экономического Сотрудничества
и Развития, Всемирным Банком, другими
международными организациям. Однако
для эффективного использования потенциала
природоохранного сотрудничества с этими
организациями Правительству России рекомендуется
подтвердить готовность к активизации
международного сотрудничества и определить
приоритетные области в рамках такого
сотрудничества.
Активизация участия в международном
сотрудничестве в области охраны окружающей
среды может привлечь в страну значительные
объемы природоохранных инвестиций, а
также послужить дополнительным катализатором
модернизации системы управления окружающей
средой. Обладая большим резервом национальной
квоты, Россия может и должна стать одним
из основных участников международной
торговли выбросами в рамках Киотского
протокола и получить дополнительные
финансовые ресурсы для поддержки энергоэффективных
и ресурсосберегающих программ и проектов
(порядка нескольких млрд. евро). Для реализации
этой возможности в России должна быть
подготовлена правовая и институциональная
основа для операций по продаже излишков
национальной квоты выбросов парниковых
газов и использования полученных доходов
для финансирования модернизации устаревшей
инфраструктуры в энергетике или для внедрения
эффективных программ борьбы с загрязнением.
Такие операции получили название «Схемы
целевых экологических инвестиций» (ЦЭИ).
В отличие от многих других стран, в России
охрана окружающей среды не вошла в число
национальных приоритетов. Неоднозначное
отношение России к серьезным экологическим
проблемам прослеживалось на фоне беспрецедентного
международного внимания к повышению
эффективности природоохранной деятельности,
особенно в развитых странам и крупных
региональных экономических блоках, в
которых экологические ценности все более
активно и успешно интегрируются в стратегии
экономического развития. Такая же тенденция
все в большей степени наблюдается в крупных
развивающихся странах и странах с переходной
экономикой. По сути, происходит глобальное
сближение, основанное на принципе, что
охрана окружающей среды является предпосылкой
долгосрочного устойчивого экономического
развития и что наличие современной системы
управления окружающей средой является
одним из основных требований для полноценного
участия в мировой экономике. Принятые
недавно политическим руководством России
решения относительно необходимости улучшения
экологической ситуации в стране позволят
инициировать усилия для успешного решения
проблемы при условии, что будут обеспечены
все необходимые условия для проведения
реформы.
В настоящее время в результате издержек
административной реформы 2004 года снизилась
эффективность международного сотрудничества
и ухудшилась его институциональная основа.
Отсутствие анализа отечественных и зарубежных
нормативных правовых актов в области
обращения с отходами не позволяет использовать
современные подходы к совершенствованию
законодательства и правотворчества в
этой области.
В России при подготовке нормативной правовой
базы практически не учитываются инициированные
и подготовленные в Совете Федерации модельные
законодательные акты СНГ, в которых учтен
и обобщен современный международный
опыт. В настоящее время в области охраны
окружающей среды и рационального природопользования
принято более 30 модельных законодательных
актов, многие из которых не имеют аналогов
в российском законодательстве.
В последние десятилетие резко снизилось
качество официальных русских переводов
международных конвенций и соглашений,
что является серьезным препятствием
к адаптации норм зарубежного экологического
права к российским условиям и умножает
количество и без того сделанных тяжелых
ошибок в развитии международного «экологического»
сотрудничества. В частности, в результате
неверного перевода отдельных терминов
в части, касающейся обращения с отходами,
имеется значительное количество терминологических
несоответствий в официальных русских
версиях переводов международных документов
в этой области.
Отдельно следует остановиться на проблемах,
связанных с обращением с отходами. К сожалению,
природоохранные ведомства России за
15 лет так и не смогли создать эффективную
нормативную базу в области обращения
с отходами, включая учет и контроль образования
и размещения отходов, а также учет и контроль
вторичных ресурсов. В середине 90-х годов
были подписаны межправительственные
соглашения в области охраны окружающей
среды почти со всеми европейскими (да
и не только европейскими) странами). Во
всех этих соглашениях уделено внимание
проблеме обращения с отходами. На практике
двухсторонние соглашения реализованы
только со скандинавскими странами, Германией
и Китаем. В то же время зарубежные страны
заинтересованы в сотрудничестве с Россией,
они готовы выделять необходимое финансирование
на реализацию совместных проектов. Но
препятствием является отсутствие официально
созданных рабочих групп в рамках этих
Соглашений.
Россия подписала ряд международных конвенций
и соглашений, в соответствии с которыми
они обязаны снижать и предотвращать загрязнения
окружающей среды, включая образование
отходов. Эти требования не выполняются.
Россия не представлена в международных
организациях, деятельность которых направлена
на эффективное вовлечение отходов в хозяйственный
оборот («Инициатива 3R», Европейская Комиссия
по выработке и реализации Стратегии предупреждения
образования отходов и их использования
в качестве вторичного сырья, ОЭСР и др.).
Опыт этих организаций и инициатив в России
не известен. Россия не участвует в развитии
гармонизированного законодательства
в области обращения с отходами на международном
уровне. Международный имидж России в
области обращения с отходами отсутствует.
В России до сих пор остаются практически
неизвестными документы Европейского
союза в области обращения с отходами,
а также для различных отраслей промышленности
в области наилучших существующих технологий.
Россия до сих пор не имеет статуса наблюдателя
в ОЭСР, хотя подготовка нашей страны к
вступлению в эту организацию уже началась.
Здесь следует отметить, что Рабочая группа
ОЭСР по отходам проводит большую работу
в области нормативного регулирования
обращения с отходами и их вовлечением
в хозяйственный оборот.
Слабо и неэффективно ведется работа
в Российском секретариате Базельской
конвенции о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением.
До сих пор в официальной русской версии
перевода приложений к Базельской конвенции
остается значительное количество терминологических
несоответствий, что не только является
препятствием к адаптации норм зарубежного
экологического права к российским условиям,
но и служит предпосылкой развития криминальной
обстановки в этой сфере, включая экологический
терроризм. С 1998 года по настоящее время
Секретариат Базельской конвенции разработал
руководящие документы по сбору и обращению
с медицинскими отходами; отработавшими
мобильными телефонами; отработавшими
и затонувшими судами и др. Была выработана
упрощенная методология оценки рисков
опасных отходов на здоровье человека
и окружающей среды и т.д. Эти документы
неизвестны заинтересованной аудитории.
Анализ, систематизация и обобщение зарубежного
опыта в области обращения с отходами,
включая наилучшие существующие технологии
и базы данных, не проводится. Межсубъектное
и международное сотрудничество, включая
двухстороннее сотрудничество, проводится
неэффективно и не в полном масштабе (издержки
административной реформы 2004 года).
В сложившихся условиях отсутствие государственного
программного документа в области природопользования
и охраны окружающей среды приводит к
дестабилизации международного сотрудничества
в этой сфере, неконтролируемому расхищению
природных ресурсов и ослаблению роли
Российской Федерации на международной
арене.
Необходима безотлагательная разработка
и принятие Концепции международного
сотрудничества Российской Федерации
в области природопользования и охраны
окружающей среды, приняв во внимание
письмо МПР России от 06 мая 2003 г. № ИО-13-54/2858
«О Концепции международного сотрудничества
Российской Федерации в области природопользования
и охраны окружающей среды»7 (с приложением
проекта Концепции), что позволит, с учетом
новых экологических угроз национальной
безопасности, поднять на качественно
новый уровень роль Российской Федерации
в мировом природно-ресурсном и природоохранном
сотрудничестве.8
Подобная Концепция должна стать программным
документом, в котором должны быть четко
обозначены цели и задачи международного
сотрудничества в области природопользования
и охраны окружающей среды, основные направления
международного сотрудничества в различных
отраслях природно-ресурсного комплекса,
формирование и осуществление планов
международного сотрудничества в области
природопользования и охраны окружающей
среды, укрепление институциональной
основы и повышение эффективности международного
сотрудничества, механизмы и этапы реализации
Концепции.
Информация о работе Международное регулирование в области охраны окружающей среды