Международные организации в области охраны окружающей среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 11:39, реферат

Описание

Международные организации в области охраны окружающей среды

Работа состоит из  1 файл

Природопользование.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Международные организации в области охраны окружающей среды…………………………………………………………………………….5

Глава 2. Международные конвенции и соглашения, посвященные проблемам

охраны окружающей природной среды…………………………………….17

Глава 3. Участие России в международном сотрудничестве………………25

Заключение……………………………………………………………………..29

Список исследуемой  литературы…………………………………………….30

 

 

Введение

Неблагоприятная экологическая  ситуация в России, как и в других странах, обусловлена не только внутренними причинами, но и ухудшением состояния окружающей природной среды планеты с нарастанием риска глобального экологического кризиса.

Отличительной особенностью большинства экологических проблем  является то, что они не признают территориальных и политических границ.

Развертывание глобального  экологического кризиса проявляется  в следующих основных формах.

Глобальное потепление климата. Явление, обозначаемое термином «тепличный эффект», известно относительно давно. Впервые оно было выявлено в первой половине XIX в., а уже в конце века описано в систематизированном виде, в том числе была раскрыта роль углекислого газа и других парниковых газов.

Однако в качестве глобальной опасности тепличный  эффект стал рассматриваться во второй половине 80-х гг. XX в.

Разрушение озонового экрана Земли. Впервые это явление было замечено в 1975 г. И лишь спустя 10 лет была принята Международная Венская конвенция по защите озонового слоя; в 1987 г. в ее развитие был подписан Монреальский протокол.

Сокращение площади  лесного покрова Земли. Лесные ресурсы играют особую роль в поддержании экологического равновесия и устойчивости биосферы Земли. Они выполняют важнейшие атмосфероохранные, водозащитные, климаторегулирующие функции, выступают основой биоразнообразия и т. д.

Большую тревогу вызывает состояние лесных ресурсов России и других стран с переходной экономикой, а также развитых странах из числа основных лесных держав. Так, на территории Чехии прежде всего под воздействием кислотных дождей повреждено и загрязнено 20% общей площади лесного фонда. Сходная ситуация наблюдается в Швеции, особенно в ее южных районах.

Опустынивание значительных территорий, включая пахотные и пастбищные угодья. В числе основных причин — массовые лесные вырубки, а также  потепление климата. Ежегодно площадь  пустынь увеличивается на 6 млн га в год. В настоящее время общая площадь пустыни достигла 120 млн га. Это эквивалентно площади сельскохозяйственных угодий таких стран, как Китай и Нигерия, и составляет более 10% от площади сельскохозяйственных угодий мира.

Сокращение и обеднение генетического фонда планеты, подрыв биоразнообразия. В настоящее время биоразнообразие насчитывает от 10 до 30 млн видов растительного и животного мира. Сокращение количества обитающих на Земле биологических видов не является чем-то новым. Человеческая деятельность воздействует на видовое разнообразие в течение тысячелетий. Однако в последние десятилетия это влияние драматическим образом усилилось.

Ожидается, что в период до 2020 г. вследствие вырубки тропических  и других лесов потери мирового видового разнообразия могут составить от 5 до 15%. Это будет означать исчезновение ежедневно от 50 до 150 видов.

Таковы лишь наиболее существенные глобальные экологические  опасности.

Всем уже ясно, что  решить проблемы сохранения окружающей среды только на уровне отдельных стран в принципе невозможно.

Движение воздушных  и водных масс, миграция животных не подчиняются государственным границам, и даже почвы могут перемещаться в результате пыльных бурь. Трансграничный перенос приводит к распространению загрязнения с территории одной страны на территорию другой.

Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, а около 20% серы, ведущей к образованию  кислотных дождей, поступает в  страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах России, серьезно ухудшают экологическую обстановку в Финляндии и т. д.

Единство и взаимосвязь  биосферных процессов и условность государственных границ приводят к  тому, что ни одна самая образцовая страна в плане бережного отношения к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть ограждена от ухудшения качества воды, воздуха, почвы, гибели животного и растительного мира.

Поэтому мало совершенствовать законодательство и систему природопользования только в одной стране, необходимо способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в деле охраны природы и рационального использования ее богатств.

 

Глава 1. Международные организации в области охраны окружающей среды

 

Возрастающий интерес  международного сообщества к проблемам  ОС после Второй мировой войны  нашел свое выражение не только в  усилении прямого международного сотрудничества, проведении большого числа политических, социально-экономических и научно-технических форумов, по священных отдельным аспектам взаимодействия общества и природы, но и в росте числа, повышении активности и расширении компетенции международных организаций. Такие организации позволяют объединить природоохранительную деятельность всех заинтересованных государств независимо от их политических позиций, определенным образом вычленяя и подчеркивая экологические проблемы из всей совокупности политических, экономических и других международных проблем. По признаку пространственной сферы полномочий или субъектно-территориальному признаку различаются организации глобальные и региональные (субрегиональные). [1]

Важную роль в области  ООС играют и активно занимаются организацией исследований окружающей среды и ее ресурсов специализированные учреждения ООН. [1]

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки  и культуры), образованная в 1945 г., уже  в первые годы своей деятельности поддержала научные инициативы и общественные природоохранительные движения. Наиболее известным природоохранительным направлением в деятельности ЮНЕСКО является научная программа "Человек и биосфера" (МАБ), принятая в 1970 г. на ХVI Генеральной конференции этой организации. К выполнению программы МАБ уже приступили около 100 стран. [2]

ФАО (Организация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и  сельского хозяйства), образованная в октябре 1945 г., является специализированным учреждением ООН и занимается вопросами продовольственных ресурсов и раз вития сельского хозяйства в целях улучшения условий жизни народов мира. В соответствии с своей компетенцией она обращает внимание на охрану и рациональное использование земель, водных ресурсов, лесов и иной растительности, животного мира суши, биологических ресурсов океанов и морей. ФАО участвует в осуществлении более 100 природоохранительных программ на глобальном, региональном и национальном уровнях. [4]

Забота о здоровье людей - главная цель ВОЗ (Всемирная  организация здравоохранения), что всегда связано с ООС. ВОЗ осуществляет сбор и распространение экологической информации, связанной с охраной здоровья людей, участвует в исследовательской работе, оказывает техническую помощь, осуществляет международный контроль за загрязнением ОС. [4]

ВМО (Всемирная метеорологическая  организация) была учреждена в 1951 г., как специализированное учреждение ООН. Природоохранительные функции  ВМО связаны прежде всего с  глобальным мониторингом ОС. Она проводит мероприятия по оценке загрязнения атмосферы различными веществами и из разных источников, оценку трансграничного переноса загрязняющих веществ, их глобального распространения в низких слоях атмосферы, а также по изучению воз действия на озоновый слой земли. [4]

По договору с ООН  осуществляет свою деятельность МАГАТЭ, учрежденное в 1957 г. В соответствии с мандатом МАГАТЭ ведет широкие исследования по использованию атом ной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и в связи с этим вплотную занимается защитой ОС от опасности радиоактивного заражения. [5]

Проблемы ОС, обострившиеся  в современном мире, не могли остаться незамеченными межправительственными  организациями регионального характера. Эти организации, включившиеся в  международное природоохранительное сотрудничество, внесли определенный вклад в разработку мер сохранения благоприятных природных условий и обеспечения рационального использования природных ресурсов, включая меры правового характера. В числе таких организаций могут быть названы, в частности: Европейский Союз, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития, Азиатско-Африканский юридический консультативный комитет. [5]

В ООС и регионального  планирования Совет Европы осуществляет:

обеспечение охраны и  бережного отношения к окружающей среде в Европе;

сохранение и улучшение  среды обитания, деятельности человека;

планирование развития территорий;

создание сети охраняемых заповедников.

Европейская конференция  министров, отвечающая за региональное планирование (СЕМАТ), созывается регулярно, начиная с 1970 г., по мере возникновения проблем. В работе Конференции участвуют представители всех государств-членов Совета Европы. [1]

Европейская хартия регионального  планирования выдвинула глобальную и долгосрочную концепцию регионального планирования с целью: улучшения условий повседневной жизни; гармоничного социально-экономического развития регионов; повышения ответственности в вопросах управления при родными ресурсами; ООС и рационального использования земли. [1]

Для сохранения редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений (регулирование промышленной деятельности, торговли животными и т. д.) была принята Конвенция по сохранению живой природы и окружающей среды в Европе (Бернская Конвенция). С мая 1987 г. действует Соглашение о предупреждении, защите и организации помощи при крупных стихийных бедствиях и технологических катастрофах. Создана сеть из 12 европейских специализированных центров для слежения за извержениями вулканов, землетрясениями. [7]

Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан подписали в феврале 1992 г. межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды странами СНГ. Государства СНГ согласились создать Международный Экологический Совет и при нем Межгосударственный Экологический фонд для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ, в первую очередь для ликвидации последствий экологических катастроф. [7]

Следует отметить, что  в настоящее время в мире насчитывается  более 500 неправительственных международных  организаций, включивших в свою деятельность природоохранительные мероприятия. Главная  роль в этой сфере принадлежат  некоторым специализированным и зарекомендовавшим себя высокой активностью организациям, таким как Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) и Всемирный фонд охраны дикой живой природы (WWF). [7]

МСОП создан по решению  учредительной ассамблеи, состоявшейся в сентябре 1948г. в Фонтебло (Франция). В соответствии со ст. 1 Устава МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельными лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов, путем проведения соответствующих национальных и международных мероприятий. По состоянию на конец ХХ в. членами союза состояли 54 государства и больше 300 организаций из более чем 100 стран мира. [7]

Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры. Так, в 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы, деятельность которого заключается в основном в оказании финансовой поддержки природоохранительным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце ХХ в. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах.[8]

Международная юридическая  организация (МЮО), созданная в 1968 г., в последние годы уделяет много  внимания праву ОС, участвует в  подготовке международно-правовых актов природоохранительного характера.[8]

В марте 1973 года, в Вашингтоне была принята Конвенция по международной  торговле видами дикой фауны и  флоры, находящимися под угрозой  исчезновения (СИТЕС), поправки к приложениям  которой были приняты на 11-й конференции сторон СИТЕС (Найроби, 10-20 апреля 2001 г.), вступили в силу с 19 июля 2000 г. (по приложениям 1 и 2), и 13 сентября 2000 г. (по приложению 3).[8]

Государства, подписавшие  данную Конвенцию, признают, что дикая  фауна и флора в их многочисленных, прекрасных и различных формах, являются незаменимой частью природных систем земли, которые должны охраняться для настоящих и будущих, поколений; сознают увеличивающуюся ценность дикой фауны и флоры для всех народов Земли со всех точек зрения - эстетики, науки, культуры, отдыха и экономики; признают, что именно народы и государства должны наилучшим образом охранять собственную дикую флору и фауну, а также признают важность международного сотрудничества, необходимого для защиты некоторых видов дикой фауны и флоры от чрезмерной эксплуатации их в между народной торговле, убеждены в необходимости объединения усилий и принятия надлежащих мер в этих целях. Для реализации этих целей разработаны Приложения, содержащие списки видов дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения. Так, в Приложение 1 включены все виды, находящиеся под угрозой вымирания и торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование. Торговля образцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем чтобы не подвергать опасность их выживание, и может быть разрешена только в исключи тельных обстоятельствах. В Приложение II включены: (а) все виды, которые хотя в данное время не находятся обязательно под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля образцами таких видов не будет строго регулирована в целях предотвращения их использования, несовместимого с их выживанием; и (б) другие виды, которые должны быть предметом контроля с тем, чтобы торговли образцами тех видов, которые указаны в п. (а), могла бы контролироваться. В приложение III включены все виды, которые по определению любого государства должны подвергнуться регулированию в пределах ее собственной юрисдикции в целях предотвращения или ограничения эксплуатации и которые нуждаются в сотрудничестве других сторон в регулировании торговли. При этом торговля образцами видов, содержащимися во всех Приложениях, может осуществляться только в соответствии с положениями данной Конвенции.[9]

Информация о работе Международные организации в области охраны окружающей среды